Реальные прототипы героев русских народных сказок. Часть 4. Волколак

Реальные прототипы героев русских народных сказок. Часть 4. Волколак

    Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
     Оборотень – один из самых распространённых в славянских преданиях персонаж. Достаточно вспомнить Царевну-лягушку, Царевну-лебедь («Сказка о Царе Салтане»), богатыря Вольгу Святославича («Вольга») и Кощея Бессмертного. Все они обладали волшебной способностью оборачиваться каким-то животным, а затем возвращать себе прежний человеческий облик. Подобные герои часто встречаются в различных сказаниях и мифах народов по всему миру. Но, в отличие, например, от западных, славянские оборотни могли превращаться не только в животных. Они оборачивались в различные, порой самые неожиданные предметы: камень, палку, копну сена и тому подобное. А перед перевоплощением всегда бились о землю.



    В жизни такие способности давали оборотню немалое превосходство перед простыми людьми. Но в народных сказаниях ими обладали не волшебники, а некрещёные дети или ведьмы, которым подобное существование приносило немалые муки.

Человек-волк


     Самым популярным и распространённым образом оборотня служил человек-волк. В западных странах его называли вервольфом, ликантропом, вилктаки. У нас его звали волколаком или же волкодлаком. Чаще это существо описывали, как обыкновенного волка, только превышающего размерами обычных животных. Но иногда в его внешности и поведении отмечали некоторые странности, связующие его родством с людьми. Именно такое оборотничество являлось с древности самым распространённым у всех славянских народов.

     Сказки сообщают о колдунах, которые совершают особый обряд для превращения в зверя. Перешагивают, перепрыгивают или перебрасывают через себя какой-то волшебный предмет. После этого они отправляются к людям, чтобы совершать зло. Для возвращения себе прежнего облика, колдун или ведьма свершают тот же обряд в обратном порядке. Так же считалось, что существуют особые люди, склонные к периодическому оборотничеству, наказанные таким образом за свои грехи. Превращения таких людей происходили по ночам или в определённые времена, иногда связанные с затмениями небесных светил. Отличали людей-волколаков по зооморфным признакам: волосы их, например, напоминали волчью шерсть.



    Как ни странно, но образ оборотня жив до сих пор. В глухих и далёких селениях всего мира и сегодня некоторые старики при случае могут рассказать истории о волколаках, которые, якобы, обитают в лесах или на болотах. Так почему этот миф сохранился до наших дней? Неужели реальный протопит оборотня даже сейчас наводит на мысли о колдовстве, скрытой и тайной жизни, опасной для нас?

Происхождение образа. Версии


     Не только сказки, но даже реальные исторические сведения повествуют нам об оборотнях. Например, Геродот, живший в пятом веке до нашей эры, сообщает о племени невров, проживавших на территории современных Украины и Белоруссии. Великий греческий учёный и историк утверждает, что они превращались в волков единожды в год на несколько дней.

    В здравомыслии Геродота сомневаться не приходится, но едва ли в этом случае он был правдив. Скорее всего, он так описал в своей работе славянские празднования, сопровождающиеся ряженьем.


     Подобные свидетельства об оборотничестве у славян можно найти также в итальянских и византийских хрониках. Способность эту приписывают, например, болгарскому царевичу Бояну Магеснику и полоцкому князю Всеславу Брячеславичу – герою, описанному у нас в «Слове о полку Игореве». Но если вдуматься в смысл их описаний, то слово «оборотень» больше всего напоминает метафору. В те далёкие времена ловких, хитрых или сильных людей всегда сравнивали с животными, олицетворяющими эти качества.



     Но так откуда взялся образ человека-волка в культуре людей? Существуют три распространённые версии.

   Первая версия. Психическое расстройство. Самым подходящим для образа оборотня заболеванием является так называемая ликантропия. Это расстройство вызывает у больного стойкую уверенность в том, что он какое-то животное, например – волк. Греческий лекарь Марцелл Сидийский, живший во втором веке нашей эры, первым дал описание этой болезни, но особенно много сведений о ней до нас дошло от времён средневековой инквизиции. При этом заболевании человек выглядит, по понятным причинам, страшно. А если он убеждён в том, что он – хищник, – то он даже опасен для общества.

     Вторая версия. Генетическое заболевание гипертрихоз. Оно способствует усилению роста волос по всему телу, даже на лице. Впервые случай гипертрихоза был задокументирован в 1984 году, в семье Гонсалвус из Мексики. И если сейчас к таким людям относятся с пониманием, то раньше они выступали в цирках в качестве «оборотней» или людей-«полуобезьян». Естественно, ребёнок, родившийся с подобным отклонением, становился в давние невежественные времена изгоем. Вполне возможно, что его выселяли в лесную глушь подальше от людей. Неожиданная встреча с таким человеком совершенно естественно могла вызвать различные домыслы.


     Третья версия. Дети «маугли». Это название не нужно объяснять. Именем героя киплинговской сказки называют диких детей, которые с малого возраста росли в лесу, в условиях изоляции от общества. Известны случаи, когда детей воспитывали волки и даже медведи. В Индии последний раз находили девочек-маугли аж в 1920 году! В очень трудных экономических условиях некоторые семьи стараются облегчить свою нищету, отнеся лишнего ребёнка в лес. Можно предположить, что подобные случаи были в прошлом очень даже распространены, и встречи с такими брошенными, но выжившими детьми так же могли породить слухи об оборотнях.

Основная версия. Волки


    Выше были приведены самые распространенные версии. Конечно, они могли иметь место и в нашем регионе. Но! Душевнобольных на Руси издревле почитали святыми, даже до принятия христианства. А дети-маугли, ясное дело, могли выжить только до осени-зимы. Поэтому мне представляется более вероятным прототипом оборотня… сам волк.



    Посудите сами, волки в прежние времена населяли все славянские леса и степи. Весь его облик навевает ужас, а сложные и хитрые повадки наводят на мысль о его разумности.

    Волки ведут преимущественно ночной образ жизни – время, считавшееся принадлежащим тёмным силам.

    В лесу они передвигаются абсолютно бесшумно, и если случайно подглядеть за их передвижениями, то они покажутся серыми призраками, неприкаянными душами…

    Осенью и зимой волчий вой в ночи слышится особенно далеко и громко. В нём слышатся человеческие крики и стоны, плач и вопли.

    Волчьи стаи славятся сложной иерархией, каждый член которой дисциплинирован и послушен вожаку. Ходят они строго след в след, так, что даже опытные охотники иногда не могут разобрать, один прошёл волк или целая стая.

    Охотничьи повадки этих зверей также всегда поражали ум человека. Им присуща врождённая хитрость, ловкость, сила, недюжинная сообразительность и жестокость.



    Эти качества позволили стать волкам преуспевающими хищниками в северном полушарии. Они даже для людей представляли реальную угрозу, и поэтому к ним было особое отношение: смесь уважения и суеверного страха. А от него человеческая фантазия всегда разыгрывается. Вот так, волки могли получить какие угодно магические свойства.
 

Похожие статьи:

МультфильмыСказание о Петре и Февронии (DVDRip/2008)

КнигиРусские Богатыри (1975)

ФольклористикаРусский север. Гиперборея

Славянские героиБогатырьский Дух

КнигиИДДК | Большая энциклопедия. Пушкинская энциклопедия (2010)

Рейтинг
последние 5

Любава

рейтинг

+2

просмотров

2107

комментариев

8
закладки

Комментарии