Великий Полоз и его дети

Великий Полоз и его дети

Сказы Бажова — как я зачитывалась ими в детстве! Ни одно произведение западных писателей не вызывало в душе такого отклика. Герои древних уральских преданий, вновь ожившие на страницах детских книжек, стали моими верными спутниками на много лет. До сих пор с удовольствием перечитываю, и заново знакомлюсь с Великим Полозом и Хозяйкой Медной горы, с Данилой-мастером и Огневушкой-Поскакушкой. Таинственные существа, о которых повествуют сказания, живут бок о бок с людьми, изредка появляясь, чтобы наградить достойных и наказать провинившихся. Классик утверждал, что сказка — ложь, да в ней намек. Может, и герои уральских легенд имеют вполне реальные прототипы?

 

Золотой путь

Во многих бажовских сказах упоминается Великий Полоз, змеиный царь, которому подвластны все золотые жилы Урала. Здесь надо отметить, что писатель с энтузиазмом собирал легенды коренных жителей Каменного Пояса, — именно там и берут исток его “Уральские сказы”, равно как и сам Полоз. Согласно древнему преданию, Урал и представляет собой гигантского окаменевшего змея, который отдал всего себя родной земле. Его внутренние органы стали полезными ископаемыми, кровь — нефтью, а шкура и чешуйки — драгоценными камнями и золотом. Такие предания не появляются на пустом месте. Каких-то полтора века назад на Урале встречались невероятных размеров ползучие гады. Конечно, до анаконд из бассейна амазонки им было далеко, но для уральских лесов эти змеи были огромны. Хорошим примером могут стать записки некоего Л.А.Лебединского. Горный инженер по образованию и путешественник по призванию, в 1870-х годах мужчина находился на Северном Урале, а сопровождал его местный житель, выступавший в роли проводника. Когда прямо перед экипажем на дорогу выскочил огромный полоз, и за считанные секунды скрылся на другой стороне тракта, Лебединский пожелал последовать за красавцем. Проводник-манси начал его отговаривать — у местных существовало поверье, что Полоз и его дети стерегут сокровища Урала, и убить змею — значит, навлечь на себя несчастье и гнев духов. Куда там, прагматик-инженер и слушать его не стал. Лебединский бросился за полозом, каким-то чудом ухитрился его разыскать, и выпустил в голову змеи всю дробь. Впоследствии оказалось, что змей имел длину 16 метров (8 сажен). Ныне воспоминание о нем в виде змеиной шкуры хранится в Лондонском музее природы.

Полоз, встреченный путешественником — вовсе не рекорд. Охотники рассказывали, что Каменный Пояс населен его собратьями, чей размер гораздо больше увиденного Лебединским. В конце XIX-начале XX века встречались особи длиной до 20 метров. Если “стандартный” полоз имеет серо-зеленую спинку и желтое брюшко, то гиганты вида отличались разнообразием. Однотонный серый, иссиня-черный, красные и золотистые узоры на спинке — все это уральские красавцы. Последняя встреча человека и змеи состоялась в 2011 году, неподалеку от Тавды.

Встреч с диковинным животным местные старались избегать — бытовала примета, что столкновение со змеем ничего хорошего человеку не принесет. Это вполне логично, если допустить существование 20-метровых гигантов: такой и на обед путника может пустить. Однако если случайно удавалось напасть на след полоза, то обязательно нужно было идти по нему, и внимательно всматриваться в землю. Считалось, что там, где прополз змей, золото выходит к поверхности (“когда змей по земле ползет — к нему под землей злато бежит”), и можно отыскать пару-тройку золотых слитков, а то и россыпь драгоценных камней или монет, в которые обращается отскочившая с волшебной шкуры чешуя. А если же удалось найти сброшенную шкуру полоза, то ее счастливый обладатель практически выиграл джекпот. По легенде, у такого человека никогда не будет проблем финансового плана, он не познакомится с нуждой, да и в быту все наладится. Находили и шкуры, только вот расспросить об их чудодейственном свойстве не у кого. А вот мертвого полоза никто не видел. Отсюда “растут ноги” у еще одного предания: когда змей умирал, его забирала земля, и он превращался в золотую жилку или аммонитовое месторождение. А происходило это потому, что каждый полоз Уральских гор — отпрыск Золотого Полоза, родственник легендарных змеек Медяниц, и младший брат самой Малахитницы, которую Бажов называл не иначе, как Хозяйкой Медной горы.

Малахитовая красавица

Считается, что старшая дочь Золотого Полоза выглядит, как невероятно красивая, но строгая (даже суровая) женщина, одетая в платье малахитового цвета, богато изукрашенное уральскими самоцветами.

Девка небольшого росту… Из себя ладная…Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Жители Каменного Пояса знакомы с ней с незапамятных времен. Бажов поселил Хозяйку неподалеку от Гумешек (Гумешевский медный рудник, расположенный в городе Полевской Свердловской области, на одном из старейших на Урале медных месторождений. До ХХ века славился как основной поставщик малахита), зная, что совсем недалеко находится священное для местных место — Азов-гора. Люди поселили в ней девку Азовку, которая сторожит несметные сокровища горы, и пускает внутрь только тех смельчаков, которым удастся разгадать пароль. Им может быть слово, строка из песни, а то и настоящее имя Азовки. Поди разбери, что задумала зеленоглазая бестия.

А, может, и не зеленоглазая. Об Азовке легенд не меньше, чем о самой Малахитнице — часто этих двоих принимают за одну, что, учитывая немалую силу обеих, вполне может оказаться правдой. Просто когда-то одна легенда получила два продолжения — от одного родилась Азовка, от другого — Хозяйка Медной горы. Кстати, Гумешки и называли Медной горой, но больше всего рудник напоминал небольшой холм. Старые люди говорили, что иная гора вверх идет — а Медная вниз тянется.

О том, откуда взялась Азовка, много преданий. То считают ее женой Велеса, которая отправилась искать мужа, да попала в ловушку, и теперь не может выбраться из своего замурованного жилища. Позднее появился сказ, что Азовкой стала девица-краса, похищенная разбойниками. Она была настолько хороша, что атаман, желая избежать междоусобицы, замуровал красавицу в пещере Азов-горы. Дева не умерла, а превратилась в хранительницу подземных сокровищ.

А эзотерики и вовсе приплели сюда Гиперборею, превратив Малахитницу (а с ней и Азовку) в представительниц древней цивилизации. В качестве “неоспоримого доказательства” приводится Аркаим. Когда резкое похолодание заставило гиперборейцев двинуться на юг, часть народа осталась, чтобы хранить древние знания, записанные на золотых табличках и спрятанные внутри гор. Тайник скрыт до сих пор, и его-то и охраняет дама в малахитовом платье.

“… радости мало”

Примерно с XVIII века Азовку чтили на Урале. Ее считали покровительницей всех горняков. Считается, что примерно в этот период ее и начали ассоциировать с Малахитницей. Последняя на дух не переносит никакое начальство, а честному работяге может и драгоценную жилу подвести, и вознаградить за усердие. Но это по настроению — все-таки она женщина. Разгневанная Хозяйка способна затопить шахту и организовать обвал, так что ее старались не раздражать.

Когда уральские заводы только-только начинали свое становление, красавица в зеленом платье появилась перед несколькими стрельцами, прибывшими из столицы по важному делу. Она сказала, что-де вот тут надо копать. Стрельцы тут же отправили рапорт куда следует, и вскоре началась разработка места, оказавшегося старинным, невесть когда заброшенным рудником.

Благосклонность Хозяйки — штука переменчивая. Бажов так пишет: “Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало”. Но встречались и такие молодцы, которые нарочно старались подольше оставаться в холостяках: считалось, что к неженатым Малахитница питает особую привязанность. С этим же связан неписаный закон, просуществовавший вплоть до 1917 года. Женщинам запрещалось спускаться в шахты под каким бы то ни было предлогом — это могло вызвать гнев ревнивой собственницы, коей и была Хозяйка. Поэтому люди старались не рисковать: мало ли что взбредет в голову суровой женщине. Тогда погасшими плавильными котлами не отделаешься: могло произойти нечто более страшное, и унести множество человеческих жизней.

 

Похожие статьи:

АудиокнигиУральские сказы Павла Бажова. Богатство рода

Художественные фильмыЗолотой полоз (2007)

Художественные фильмыКаменный цветок (1946)

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

622

комментариев

11
закладки

Комментарии