Дажбог

Дажбог

Меня всегда смущал вопрос, почему греческая мифологи так четко и обширно прочерчена, в отличие от славянской. Неужели, те, кто думал, уничтожая славянскую мифологию, что ни кто и ни когда не выявит не только скрытые, но и явные параллели двух «традиций» греческой и славянской. При этом греческая традиция не только не уничтожалась, но и культивировалась. Ответ очень простой. Во- первых необходимо было увести взгляд от славян к грекам, чтобы народ Ойкумены забыл истоки (откуда впрочем взялась и греческая философия). Во - вторых греческая мифология потому так стройна и логична, что в настоящей жизни, т.е. в существовавших верованиях народа о ней никто не знал. Это книжная мифология, созданная на основе славянской, не ранее 18 века. 

Пытаясь просмотреть как можно больше справочного материала при написании статьи о данном божестве, я столкнулся с некоторой, если не сказать грубо "молчаливостью" этих словарей. В отличие от прочих славянских божеств Даждбог мало освещен в словарях. Его нет в словаре Ушакова, Фасмера (правда приводит, что это бог солнца и далее целую кучу источников упоминания), Ефремовой . Ни на один из языков мира этот термин не переводился. А в словаре Даля написано, что «Дажбог один из богов славянской боговщины». Лишь Большая Советская Энциклопедия, весьма скупо, но лояльно отнесла данное слово к значению Сварога «бог солнца и небесного огня» в славяно-русской мифологии (ср. Хорс) сын Сварога.

Но тогда как принимать, что в «Слове о полку Игореве» дважды говорится о русских как о Дажбожиих внуках. С каких пор его стали считать прародителем русских? Скорее всего, сравнительно поздно. Ведь и собирательное понятие «русский» достаточно широко распространилось менее двух тысячелетий назад.

За неимением другого материала, возьмем в помощь "переводы" Ю.П. Миролюбова ныне называемые "Велесова книга", где Даждбог выглядит как один из древнейших славянских богов. В данном документе он олицетворяет Солнце и Вселенную, является сыном Перуна и русалки Роси, победитель Белеса и Кощея, супруг Златогорки, Марены, Живы, прародитель русского народа. Это пожалуй единственный многоженец в мифологии.

Вот небольшое перечисление бытовавших названия : Дажбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.). Дажбог – Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога.
А.С. Кайсаров в книге «Славянская и российская мифология» говоря о этимологии слова «Дажбог» отмечает что: «можно согласиться с мнением г. Попова и Гютри. Они думают, что славянский Дажбог соответствует Плутусу древних (по-русски «дать» и по - богемски «дата»)».
Ипатьевская летопись повествует о Дажбоге как о покровителе плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дедом славян. А в «Слову о полку Игореве» читаем: «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Дажбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась». Что следует понимать что Дажбог есть Бог солнца и явьего Света (соотносимый с Митрой и Аполлоном Таргелием).

Многие исследователи рассматривают эти два отрывка о Дажбоге, из «Слова» и летописи, как части одного мифа о происхождении княжеской власти. Даждьбог был первым царем славян, а князья, в первую очередь русских, – отчего они потомки («внуки») Дажбога.

Переводить имя этого бога, как считают некоторые авторы, вроде бы нет никакого смысла. Так как для русского человека оно звучит привычно и понятно, и соответствует часто употребляемому выражению: «Дай Бог!».

Отчего последователи сатирика Задорнова полагают, что «бог» в имени языческого божества производное от древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом, можно предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае, в далекой древности, как податель богатства. Тогда совсем не понятно то, что почти все божества древне - славянского пантеона в своем изначальном (по письменным источникам) упоминании имели окончание в виде приставки (не часть слова) бог. Получается, они все были податели богатства. То есть их встраивали по принципу "сколько дашь".

Но этого не принимает русская душа, как бы слово богатство не интерпретировали. Не принимает самой постановкой вопроса, что наши предки только и делали, что просили и получали, молились и были услышаны. А как же поговорка "на бога надейся, а сам не плошай" ? Поповщина (или поповщина-ударение на первом слоге, одним словом попса) какая-то.

С другой стороны, Дажбог называется сыном Сварога, бога огня. Исходя из этого, логично предположить, что у предков русских (руссов -росов), первоначально почитался огненный Сварог. Почему произошло изменение приоритетов с отца на сына " то науке не известно". Я же предположу, что данное изменение произошло вследствие христианизации Руси. И Бог Саваоф уступил место сыну Иисусу, т.е. это отголоски нового толкования старой веры.

Тем не менее, нет основания считать, что Дажбог связан с почитанием славянами Солнца , а упоминание русалки Роси имеет отношение к происхождению русского народа. И это еще ни в коей мере не доказывает подлинность «Велесовой книги», автор которой, кем бы он ни был, глубоко изучал русскую мифологию.

При написании этой статьи о Дажбоге меня заинтересовала коолизия вокруг существующих ныне "историческо - мифологических материалов" и захотелось это не только "углубить и оширить", а и проследить все хитросплетения хронолого - сюжетного развития данного аспекта. Но об этом в следующий раз. Теперь же вернемся к Дажбогу.

Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты под именем Дагды, - это рог изобилия или, в более древней форме, котёл неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представляет руна Плодородие. Руна светлого Дажбога, символизирует благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви.

В русском народном календаре Даждбогу посвящено множество праздников, вот самые основные из них:

-12-14 февраля - спасение Дажбога и Велеса;

-16 февраля - Велес и Дажбог;

-17 февраля - Отдание праздника Велеса и Дажбога;

-18 марта считался Днём Дажбога;

-6 мая также отмечается "День Дажбога" ("Дажбог Вешний" или "Овсень Большой"). Встреча весны.

Дажбога также именовали Спасом, то есть спасителем Земли Русской и её защитником. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Дажбога - Сварожича.

-22 сентября отмечается "Овсень Малый" (на осеннее равноденствие), а также начало охотничьего сезона и встреча Дажбога и Марены.

-9 декабря - Дажбога вместе с Ярилой чтут и на "Юрия Зимнего" ("Юрия Холодного"). В исконно народной традиции это день Дажбога и Марены.

По некоторым предположениям: Дажбог - сын (ипостась) Бога Солнца (Ра). Его время от летнего солнцестояния 21-22 июня до осеннего равноденствия (день равен ночи) 23 сентября.

В сербском фольклоре Царь-Солнце описывается восседающим на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы - Зоря Утренняя и Зоря Вечерняя; Семь судей - планеты и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звёзд. Тут и дядя его - лысый Месяц. (Ну это прямо про меня)

Следует отметить, что Дажбог считался божеством белого Света, а не самим солнечным светилом. Солнце мыслилось как его корона. В этом Качестве Дажбог подобен иранскому Митре.

Наиболее вероятным изображением Дажбога является мотив "восхождения" Солнца на конях, грифонах или птицах. Солнечная символика известна в виде "коньков" ("князьков") на крышах построек (в том числе и на храмах городищ-святилищ тушемлинской культуры), Заклинательной вышивки ("рогатые" ромбы белорусского флага, украшения головных уборов ("княжеских" диадем и свадебных кокошников).

После христианизации Руси Дажбог был заменён святым Николаем Чудотворцем (он же Николай Угодник или просто Никола, он же Никола Питерский), который, согласно народным представлениям являлся "подносителем даров", милостивым к бедным и нуждающимся. По другой версии христианским аналогом Дажбога стал сам Христос, "царь небесный" и "свет", имевший к тому же солнечное число апостолов - 12, и символ креста - древнейший славянский солярный (свастичный) символ.
Уже упомянутая Ипатьевская летопись повествует о боге «именем Солнце, его, же нарицают Дажбог. Солнце же царь… еже есть Дажбог». С именем этого божества связывали блага, которые дарованы людям свыше – солнечные свет и тепло.
Другим солярным божеством является Хорс. Как уже упоминалось, бытовало на Руси как иноземное, его называли «жидовином», хотя его происхождение было, по - видимому, хазарским, и означало оно «сияющее Солнце»; почиталось дружинниками князя Владимира.

Вот еще одна тема, которую очень хочется поднять, это тема о хазарах, их связь с жидами и что с ними стало, и куда они делись. Но если все время отвлекаться, то мы в конце, наконец, не доберемся до самого Дажбога.

Итак. Следует припомнить, что в "Слово о полку Игореве" повествуется о том, что действующими лицами "Слова" являются Дажбожии внуци. А коль скоро данный эпос повествует о деяниях русских (это только наша история), а не славянах вообще, то Даждбог является только русским божеством. Все, что касается русских (не славян), должно быть (по мнению европейцев) забыто. Это еще одна тема. Все! Баста! Надоел со своими отступлениями.

Интересным, в русле нашей темы, является фрагмент о Дажбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малаллы находящегося в Ипатьевской летописи (1114г): «сего ради прозваша и Сварогомъ , и блж҃иша и Егуптѧне . и по семъ црс̑твова сн҃ъ его именемъ Слн҃це егоже наричють . Дажьбъ҃ семъ тъıсѧщь и у҃ и семъдесѧть дн҃ии ӕко бъıти лѣтома. двемадесѧтьмати по лунѣ видѧху бо Егуптѧне . инии чисти ѡви по лунѣ чтѧху . а друзии . дн҃ьми лѣт̑ чтѧху . двою бо на десѧть мс̑цю число потомъ оувѣдаша . ѿнележе . начаша чл҃вци дань давати цр҃мъ Слн҃це цр҃ь сн҃ъ Свароговъ . еже есть Дажьбъ҃».

Смею заметить, что данное изречение многие историки подвергают сомнению по причине наличествующего здесь обозначения места происходящего, Египта.

Ведь не многие знают, а более опровергают, что Египет это одно из названий Руси. А место где ныне есть Египет, называлось Кемь. И опять не тема. У меня получается как у поручика Ржевского "А когда же будут огурцы?".

Б. А. Рыбаков, полагает, что образ Дажбога тесно связан с образом Александра Македонского в сцене его небесного восхождения, или вознесения, широко распространенной на Руси. С именем Александра русские летописи 17 века связывали и начало истории племени словен (книжная легенда о «грамоте Александра»).

Он (Рыбаков) так же в своей книге «Язычество древних славян. М., 1997». приводит утверждение, что именно – Дажбог есть божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем, бог – податель благ. Дажбог – божество солнца и живительной силы. Его время лето. Его символ круг с шестью спицами.

Тут мы наблюдаем небольшую перекличку с Перуном. И эта вызвано, как считают некоторые исследователи тем, что оба бога имеют небесные корни и обоснованные претензии на главенство в пантеоне.

Все больше и напряженнее "встает" вопрос.

Г.А. Глинка в книге «Древняя религия Славян» так описывает Дажбога: «Сие божество было так же благородное, податель всяких благ земных, богатства, счастья и благополучия. Жертвовали ему только усердными молитвами и испрошением у него милости; ибо благотворение не требует ничего кроме прошения и признательности».

Г. Херасков пишет о нем во «Владимириаде», что - "Дажбог плодовитый", ибо верили, что от него получают всякие блага как от неиссякаемого источника. Божницу он имел в Киеве. Он служил эмблемою благополучия, которое обоготворяли древние римляне».

К.Федоров в книге “Религиозно-нравственное мировоззрение древнерусского языческого народа и его влияние на усвоение русским народом христианства” писал: «В солнце чтил язычник щедрого бога-подателя, неустанно пекущегося о благе его и его племени (Дажбог)».

Еще можно поразмышлять над тем, что слово Дажбог очень напоминает название открытого пространства в разных языках типа дашт(дешт), а даш обозначает камень. А это уже косвенно говорит о том где этимологически могло появится это слово и с чем оно могло быть связано.
Как уже упоминалось Дажбог один из богов Владимирского капища. Символ Дажбога встречается в рисунках збручского идола. Некоторым же учёным свойственно отождествлять символ Дажбога с символом уткоконя или просто коня. В древнерусской культуре часто находили коньков или уткоконей.

Когда я это прочитал, то чуть не подпрыгнул до потолка. Все пазлы одновременно сложились в стройную картину видения. Теперь я это выношу на ваш суд и как говорил герой одного американского фильма "мы пойдем медленно, чтобы не ударило в голову".

Ведь это знак входит в символику астрологии и в греческую мифологию (Посейдон) и римскую (Тритон).

Отчего предлагаю припомнить, как называли руссов (более казаков) в европейских летописях? Именно, "водными людьми". В какой стране более всего рек "на душу населения"? Правильно в России. Кто использовал реки (зимой на лошади, летом на струге) как коммуникативные связи? Верно, "возьмите с полки пиражок", русские. Где более почитают в верованиях пресную воду (рек, озер, ручейков, и пр.)? Ну так же, у русских ( и тех кто живет с ними на одной земле). Почему когда в захоронениях, находимых в том же Египте, Германии и Шотландии в ладье (массового захоронения) находили колеса? Зачем они были нужны руссам? Многие исследователи просто упускают их наличие из отчетов, прочие пытаются объяснять это тем, что в походе (на плаву) некогда, да и невозможно делать такое серьезное приспособление каким является колесо.

Разрешите сказать Ха-Ха!. Это только дурак думает, что русские (росы, русы) таскали через волок струги по бревнам. Я в таких случаях всегда предлагаю это сделать тем, кто это утверждает.

Да, первично срубленные деревья имеют под корой скользкую поверхность и по ней легко перетащить струг, но сложнее ладью (она более весит). Но затем деревья лежат без дела и дожидаются следующих проходцев, а это значит или гниют или буреют, т.е. делаются сухими. Да к тому же деревья не растут необходимой толщины за короткий срок, это не бамбук. Если даже раз в пять лет будет проходить один отряд, то за сто лет деревья в радиусе нескольких километров перестанут расти. Им просто не дадут вырасти. Другое дело когда используют так называемые слеги, т.е. настилают дорогу (при необходимости ремонтируют участки), вспомните настил дворов и болот в Сибири. А по этой дороге да на ладье, которую поставили на колеса, да с ветерком.

А представьте себе пустыню, особенно после дождя (да и когда высохнет) в Египте - сплошная ровная и скользкая поверхность. А по этой поверхности да на струге, стоящем на колесах, да еще и при распущенном парусе. Э -э-эх, прокачу! Свист в ушах, сопли на щеку, хо -ро-шо!

А отсюда получается, что и не зря обозначали Дажбога в виде коняки с утиным носом, ведь это морской конек. Так, что господа, Дажбог покровитель именно русских и он олицетворяет собой сущность русского народа. т.е. "водянных людей", тех кто живет на воде и ходит по воде. Ищите отголоски этого и в Библии и в летописях и своей душе. Дажбог это бог воды, не дождя, не кружки с водой , а водного пространства и воды в движении. Хочу еще заметить, что данного проявления нет ни в одном другом божестве многопридуманного пантеона. А ведь это само по себе уже не логично, так как большую часть своей жизни русские связывают с водой.

Есть предположение, что символ Дажбога знаменует собой движение солнца: конь в дневное время, а в ночное время уточка. Такое сопоставление не убеждает ( утки по ночам спят), но археологические находки относящиеся к периоду «правления» Дажбога, допускают возможность данного сравнения. Коней с движением солнца можно найти у А.Н. Афанасьева, где он в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет: «У сербов есть предание о золотой колеснице и белых, ретивых конях Cолнца; по словам польской сказки, Солнце ездит в алмазной двухколесной повозке, на двенадцати сивках -златогривках; хорутане представляют Солнце вечно юным воином, который разъезжает по небу на одноколке, запряженной двумя большими белыми конями(…)».
Не удивительно, что в Украине, где возрождение славянского язычества началось значительно раньше, считали его Единственно верным богом. Дажбог, самый последний верховный Бог славянского пантеона если привязывать к дням недели (его день - воскресенье).

Для "устаканивания" всего вышесказанного (а тут без стакана не разберешься) приведу мифическо - символическое значение Дажбога
Волк - хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр. Тут к мету и слова из "Слова" (во как!) "Из Киева, до петухов, добегал до Тмутараканя, великому Хорсу волком путь перебегал!"

Волк это сильное и опасное животное не вызывало у славян противоречивых чувств. Ибо ассоциировалось более с мудростью и справедливостью. Он смел, но в одиночку на охоту не выходит. Он предпочитает слабую или больную дичь, без нужды не убивает, в летнее время мало опасен (не чобо, а то выбачит - не лезь не тронет). Волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор.

По словам Геродота, описывавшем невров, которые якобы обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году те превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. (А что их вообще могло удивлять при их отсутствии).

Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя – «серый», «лютый». Слово «волк» вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши - отдай сполна».

Сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами не пугала наших предков, но Европа из-за этого в течение двухсот лет повывела всех волков. Вера в оборотней -волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун, по их мнению, мог оборотиться в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.
У них считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставляет содрогаться и считается дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме.

Таким образом, волк в исторических и мифологических проявлениях предстает перед нами, как существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.

Чего греха таить, если боятся определенных представителей рода человеческого, а у него тотемным является определенное животное, то данный испуг, да и вообще отношение переносится и на само животное. А через него и на божество, которое оно олицетворяет.
Время волка - середина зимы. Так и Дажбог чаще упоминается в зимнее время и в соответствии с холодом, снегом и Севером.

А еще символом Дажбога является конь (комонь, клюся, тарпан)- весьма почитаемое у руссов животное.
Белые и рыжие кони соотносились с посланниками тепла и солнечного света, а солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. Изображения коньков (под стрехой) охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого.
Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. А Георгий Победоносец сидя на коне поражает дракона.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и укатать до смерти, в крайнем случае, перепутают всю гриву и хвост. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия. Время коня - конец весны.

Вспомним периоды праздников (поминанья) Дажбога . Вот и все пожалуй, спекся. Одним словом за что купил, за то "дареному коню в зубы не смотрят" , правда и то верно, что "кто в кони пошел - тому и воду везти".

ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ ВСЕ!
 

Похожие статьи:

ТрадицииСолнце славян

ИсторияТайны «Велесовой книги»

ИсторияВремя собирать камни... Часть 3

Боги, духи и существаМифы древних славян

ФольклористикаРусский север. Гиперборея

Рейтинг
последние 5

Сергет

рейтинг

+13

просмотров

21336

комментариев

16
закладки

Комментарии