Отец всего сущего

Отец всего сущего

Бог — един и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов.

 

 

Все, что существует в мире, является частью Бога. Невозможно запомнить все его имена — в разных странах и эпохах человек называл его очередным. Первое заменялось вторым, второе сливалось с третьим, третье забывалось и на его место приходило четвертое. Но суть не менялась — Первобог оставался сам собой. Славяне называли его Всевышним, или просто Вышней. Похоже на индийского Праотца, Вишну, не правда ли? Вышня был в самом начале, и Золотое яйцо, из которого на свет появился Род — его рук дело. Неспроста у славян яйцо всегда символизировало жизнь — видимо, это тянется еще с древнейших времен.

Вышня создал Рода, а Род сотворил все остальное. Это легко отследить — даже изменение нашего языка не смогло искоренить верховного бога. Природа, родители, родственники, родина, сородичи — каждое слово напоминает о сыне Вышни.

Род создал три мира. Идеальная Правь — обитель богов, “очеловеченная” Явь, и Навь — мир нечисти и духов. Из последнего мира к нам приходят кошмарные сны — навьи чары, и миражи-фантомы, которых предки называли навьими людьми.

Помимо прочего, Род создал и Сварога. Могучий бог унаследовал дело отца и деда, продолжил его. В поздних мифологиях эти трое часто представляются одним целым, но всегда, во все времена Вышня, Род, Сварог и все их творения, включая людей, были связаны узами, которые невозможно разорвать. Так как все произошло от Рода, то каждый приходится другому родственником. Отсюда и знаменитая фраза о том, что славяне — внуки богов, а не рабы, и здесь же кроется главное отличие этой веры: все в мире едино, и каждое творение состоит с другим в кровном родстве.

Род

Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.

Гельмольд из Босау.

О прародителе славянских богов упоминают даже христианские источники, включая “Слово Исайи-пророка”, “Слово об идолах” и некоторые русские летописи, датируемые XI и XII веками. Постепенно Род “превращается” в Стрыя — бога-отца. Приходят и различия: восточные славяне почитали верховным именно Рода, западные же — Свентовита. Исследователи славянского пантеона считают последнего практически самым главным воплощением Рода, так как его “привилегия” — судить людей. Для Рода это одно из основных “занятий” после создания мира. Христианство переняло у язычества многое, в том числе и поговорку “Суда божия не минути” — в этой религии верховное божество тоже наделено судейскими полномочиями.

Но все же главной функцией, которую славяне приписывали Роду, было творение. Мифы рассказывают о могучем боге, выбравшем себе место на вершине скалы. Там он дробит горы, создавая из более мелких обломков породы огромных великанов, закаленных в ледяном дыхании Зимы. С наступлением весны, согласно желанию Рода, его каменные творения оживали — это были исполины, далекие предки человеческого рода. Более поздние мифы переложили создание гигантов на плечи Перуна, и теперь уже он, дождавшись весеннюю грозу, дробил тяжелым молотом тучи, создавая облачных великанов. В этом виде миф попал в монастырские летописи, и в рукописном виде дошел до наших дней. Там же указывалось, что Род есть дух непонятного происхождения. Даже в период, когда христианство уже повсеместно распространилось, а язычество угасло — и тогда Род остался в памяти, причем его образ был весьма неоднозначен в разных губерниях, хотя и перекликался с основным. Этот бог не персонифицирован, поэтому в некоторых местностях (например, Тульская губерния) его имя означало призрака, или, как в Саратовской — эфемерный образ.

Последователям Свентовита повезло больше — о “западной” ипостаси творца представители католической церкви писали объемные доклады, содержащие сведения о местонахождении капищ, посвященных богу празднествах и ритуалах. Православные летописцы более скупы на слова, да и цензуру никто не отменял. Сведения о богах славянского пантеона приходится добывать буквально по крупицам, составляя их образ из кусочков в единое целое. Безвозвратно утерянная информация не вселяет оптимизма, и нам остается только строить предположения.

Для статьи использован материал М.В.Еременко.

 

Похожие статьи:

ФилософияЗов памяти родовой

ФилософияЗаконы Мироздания

ФилософияНечто о Сути Всебога

Боги, духи и существаКнига начал

ФилософияКак жить?

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

1270

комментариев

16
закладки

Комментарии