Пантеон Славянских Богов

Пантеон Славянских Богов
 

Баба (Мать) - название женского предка, богиня плодородия - урожая, одно из имен Лады. Треба ей сродни Ладиной. Наиболее древнейшая из них - Баба Яга. У всех возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня. Слово "Яга" - огрубленное "Яшка". Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В период насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья. В этом приняли участие и недалекие мусульмане арабы. Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар. Это был ритуал очищения огнем. но арабы всем говорили, что Баба Яга - ест младенцев. Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И за много веков человек полностью поверил иноземным бредням. 
В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

Баян (Браги (сканд.), Bajas (италий.)) - Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.

Белбог (Белобог) - Хранитель (консерватор) и податель добра, удачи, справедливости, счастья.
Самое имя означает бьлаго, то есть доброго бога. Говорят, что его изображали с кровавым, покрытыми мухами лицом, на котором они питались. Это подало к тому повод, что иные называют его богом мух... Но это совсем несправедливо. Насекомые верно произошли от случая, а именно крови, которою славяне после жатвы обмазывали многих богов своих; или это служило символом доброго божества. Не означало ли это бога хранителя, каков у римлян Deus conservator? По крайней мере то известно, что славяне признавали его за источник всякого добра - это показывает имя его и показывают все авторы, писавшие о сем. На празднествах и пирах своих жертвовали ему славяне своих напитков (pateram consecrabant), в том мнении, что он дарует им всякое добро и защитит их от Чернобога, противоположного ему божества.

Древний ваятель слелал статую Белбога, изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке. Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозреваемому в каком-либо проступке давали в руки раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредима, признавали правым. Такие испытания, кажущиеся нам сейчас жестокими и бессмысленными, производились однако на Руси до времени Ивана Грозного. Не случайно богу, вершащему правосудие, приносили кровавые жертвы, чтобы он не допустил страшной для человека кары: быть осужденным и, тем более, - осужденным несправедливо. Тяжела казнь, но еще тяжелее бремя позора. Понятие "клеймленый железом" издревле было равнозначно "клеймленый позором".

Божич (Божик (макед.), Марес (лат.)) - Божество Нового года, младенец.

Буг В языческие времена действительно иные реки считались священными.
Некоторые писатели утверждают, что древняя река Гиланис, наш нынешний Буг, был боготворим славянами; другие еще далее простирают свои утверждения: они говорят, что теперешнее русское слово "бог" произошло от слова "Буг". Странное умствование, которое вздумал утверждать преизвестный Леклерк. Неужели ж славяне, пока еще не пришли к реке Буг, не имели ни одного лова для означения божества, или даже об нем никогда не думали? Это опровергают имена древнейших славянских идолов Белбога и Чернобога. Окончание сих слов доказывает, что имя "бог" давно уже было в славянском языке; следственно христианские славяне не от реки заимствовали это имя, а воспользовались старинным своим словом. С сим согласны слова всех славянских народов. Следующее может служить доказательством.
На русском "бог"; на польском, верхне-лаузицком, кассубийском, кроатском, силезском "бог"; как и на нижне-лаузицком "бог".
Как же могли имена так согласоваться между собою, когда на берегах реки Буга поселилась одна только отрасль славян дулебы, а впоследствии другая отрасль их? Прочие славяне, жившие в Богемии, Мекленбурге и далее, может быть в первые времена не знали еще ничего о сей реке, а при всем том знали однако ж имя "бог".
По сему весьма вероятно утверждение г. Болтина, что эта река была так названа от сарматов, еще прежде, нежели славяне поселились на берегах ее.
Другое затруднение, а именно: в самом ли деле приносили славяне жертвы рекам, можно решить из наших летописей, где сказано о киевских славянах: бяшу же тогда логани шруще езерам и кладеземъ и рощенямъ, якоже и прочии логани.

Бука (Букан, Букач, Бучело, Пчелич (<Вел. Книга>), Риса (кельт.), Бубилас (лит.)) - Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса. Треба: мед.

Буря (Варма-ава (морд.)) - Богиня ветра, супруга Стрибога. Треба как Стрибогу.

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.), Во-дан/Один (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekn (фин.). Zempat (прусс.), Trimps (прусс.), Велс, Виелона (балт.), Вала/Вритра (инд.), Лельвани (хет.). Тир (арм.). Фавн (лат.), Юл (балт.), Boxy Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Нодонс (брит.), Ний, Ния, Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Яма (инд.), Шива (инд.), Тот (егип.), Гермес (греч.). Господь, Пан (греч.), Меркурий (лат.)) - Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Макоши. Треба: коровье масло, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овес, мед, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник сушеный.

Волосу было предоставлено у русских владычество над скотом. Между нашими богами занимал он верно первое место после Перуна. Нестор сообщает нам клятву, которую давали перед Велесом. Эту клятву произносил Олег, когда сей великий князь был в Константинополе с войском своим, и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром. Истукан Велеса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами; но спустя еще долгое время, остались служение и образ его в Ростове; как наконец один монарх по имени Авраам, низвергнул его, построил на том месте церковь и сделал прочих язычников христианами, за что да будет проклят.Волос, также Велес - Один из древнейших славянских богов. Вначале покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался "волохатый", "волосатый", "волос", "велес" и т.д. Обозначал также духа убитого зверя, духа охотничей добычи. "vel" - корень слова со значением "мертвый". Умереть, преставиться - значит приставиться духом к небесным предкам, вернее их душам. Часто считали, что род ведется от бога, который показывается лишь в образе зверя, а потом снова уходит в небесные чертоги. Существовал обычай оставлять на сжатом поле "жменю колосьев Волосу на бородку", т.е. славяне считали, что предки, покоящиеся в земле, тоже помогают ее плодородию. Таким образом, культ скотьего бога как-то связан с предками, и с урожаем. Травы, цветы, кусты, деревья называли "волосами земли". 

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому Велес был еще и бог богатства. Корень "воло", "вло" стал составной частью слова "володеть" (владеть). Велеса чествовали с 20 по 25 марта на масляничную неделю и с 25 декабря по 6 января на зимние святки. 6 января был Велесов день. В период христианства на Руси ему соответствовал Власьев день - 11 февраля.

Волх (Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Огненный Вук (серб.), Локи (сканд.)) - Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства. Сын Интры.
Славянское слово "волхв" происходит от "волохатый", синонима слова "медведь", на которое в древности налагалось табу. В праздники весеннего пробуждения медведя (значит и всей природы) 20-25 марта одевались в шкуру (длаку) медведя и других зверей. Такие же переодевания, ряжения происходили и на зимний солнцеворот с 25 декабря (Даждьбожий день) по 6 января (Велесов день). Слово "волхв" нельзя понять без знания всего этого.
Каково же предназначение столь загадочных, гонимых христианством волхвов?
Большая часть названий богов, явлений и предметов, данных народом под наитием художественного творчества, основана на весьма смелых метафорах. Но те исходные нити, к которым они были прикреплены изначала, часто рвались, метафоры теряли свой поэтический смысл, принимались за простые, непереносимые выражения и в таком виде переходили от одного поколения к другому, переживая века, дробясь по местностям, кочуя с народами. одни звуки заменялись другими. Словам придавались новые значения. Смысл древних речений становился все загадочнее и темнее. Начинался неизбежный процесс мифических обольщений, когда метафорический язык утрачивал свою общедоступность, ясность. Понадобились помощь вещих и знающих свой язык и культуру людей, жрецов-истолкователей. У славян это были волхвы - своего рода ученые, мудрецы древности. О них ходила слава как о пророках и прорицателях.

Дажьбог (Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.), Dagbra (брит.). Митра (инд,), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.). Узил (этр.). Соль (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Дагда (ирл.). Луг (кельт.) (?), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Тият (пагат.), Сурья (инд.). Царь Горох Белобог, Белбог, Белун (белорусе.), Беляк, Baldag, Baldr (герм.), Belenus (кельт.)) - Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея - прародителя белых людей. Покровитель насекомых. Противостоит Чернобогу. Треба: блины, горох, холст, мед, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
Все сии три имени означают одно божество. В истории нет подробнейшего описания о сем божестве. Нестор говорит только, что Владимир Великий поставил образ сего божества в Киеве, пока он еще не обратился к христианству. Если делать заключение по имени, то, думают, можно согласиться с мнением г. Попова и Гютри. Они думают, что славянский Дажбог соответствует Плутусу древних. Однако ж все это догадка, потому что ни одна летопись не говорит о том с достоверностью.
Один из главных богов восточных славян. Автор "Слова о полку Игореве" называет всех русских даждьбоговыми внуками. Этот бог дал человеку все главное (по космическим меркам): Солнце, тепло, свет, движение (природы, или календарное: смену дня и ночи, времен года, лет и т.д.) и т.д. Вероятно, это был больше, чем бог солнца, он обозначал то, что мы называем "весь белый свет", светлое, творческое мужское, небесное начало, в отличие от темного, женского, рождающего, земного. Бог дающий, податель земных благ, а также бог, охраняющий свой род. Метафорически его называют "огонь Сворожич". Сварга - небо. Сварог - бог неба. Значит Дажьбог - огонь (свет) небесный.

Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Диана (лат.), Артемида (греч.), Дзевана, Зевония (польск.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dziwica, Devana (чеш.)) - Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?). Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.
Богиня рощ и лесов была не только у поляков, но и у других племен, связанных с лесом и охотой, где она могла называться Дива, Дева, Дивия (ср. римск. Диана), Златая Баба, Баба и т.д. Ей жертвовали шкуры убитых зверей, моля об удачной охоте и ловле. Умоляли ее также о богатстве, удачной торговле или обмене. В древности шкуры убитых зверьков куницы, векши и т.д. использовались как деньги (куны, векоши).
Истукан ее разрушен в Польше в 965-м году.

Дид (Дед, Дидо) - Бог - прародитель, предок. Треба как Роду.
Дидо - звательный падеж от слова "дид", "дед". Дед - прародитель, предок. Для тех, кто считали, что ведут свой род от Перуна, это еще и синоним Перуна. Дед - хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. В любом клане есть старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, строго следя за их исполнением. Белорусы, украинцы и др. называли дедом (дидом) домовое божество, охраняющее домашний очаг (уклад), печной огонь, как бы малый перунов огонь, в отличие от большого - на небе. Дедом называли и лесное божество - хранителя Перунова клада (золота, серебра, т.е. молний, грозы, дождя серебряного). Деда молили об указании, открытии клада. По преданиям, где огонек блеснет, там клад этот (дождь с грозою), который жизненно важен для людей (для рода, дома Перуновых потомков).

Додола (Дзидзилиа (польск,), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, До-доле/Дудуле (болг.), Додилаш/Дудулейка (хорв.), Пеперуда (серб.), Ву-рунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыри-мумы (удм.), Jondol (морд.), Ziziila, Перыня, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.)) - Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна. Треба: каша, холст, курятина, мак, деньги, соль, чеснок, освященные травы, пшеница, хлеб, борщ.
Под сим именем поляки почитали богиню супружества. Они думали также, что при разрешении жен их от бремени она присутствует, а потому бесплодные жены приносили ей жертвы и молили ее о даровании им детей. Длугос называет ее Дзифилия. Френцель именует ее так же, а при том еще Цизою, производя имя ее от польского слова "циц" (грудь женщин); почему и называет он ее также хранительницею наследников.

Доля (Cpeha (серб.), Счастье, Удача, Фортуна (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит.), Верданди (сканд.)) - Богиня счастливой судьбы, удачи. Сестра Макоши и Недоли. Треба Макошины.

Дрема - Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна. Треба как Сну.

Дунай (Дон, Днепр, Потримпс (прусс.), Усыня) - Бог рек и рыболовства. Сын Кощея (?). Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки (Нил (егип.), Тибр (лат.)). Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, мед, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).
Река Дон, славная теперь по своим храбрым казакам, была боготворима древними славянами, которые, как говорит предание, приносили ей жертвы

Дый (Deus (лат.), Zeus (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Дьяус (инд.), Тур (польск.)) - Верховное Божество. Одно из имен (древнейшее) Сварога. Вернее, Сварог - одно из имен Дыя. Треба сродни Свароговой.

Желя (Журба, Zeion (чеш.), Zeiu (польск.)) - Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Отсюда <жальник> - могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея. Треба: поминальные милодары.

Жива (Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zivia (крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Zywye (польск.)) - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Орея, Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки, холсты, молоко, крашеные яйца, пшенная каша, печенье <жаворонки> .

Заря (Зорька, Зареница, Утренница, Ушас (мнл-), Аврора (лат.), Ужара (марий.), Эос (греч.), Тезан (этр.)) - Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь Дажьбога. Треба как Живе.

Земун (Жемина (лит.), Амалфея (греч.), Сурабхи (инд.), Ziemne (латыш.), Замунь) - Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады. Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.

Интра (Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра (греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вындрик, Единоок, Otur (герм.), Ондра) - Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог дождя, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, защитник народа. Брат-противник Перуна. Отец Волха (?).

Карна (Кручина) - Богиня скорби, похоронного обряда, горя. Дочь Мары, сестра Жели. Треба: поминальные милодары.

Квасура (Квасир (сканд.)) - Бог таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный мед (сурью). Треба: солод, вода, мед.

Коляда (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Календа) - Бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса. Треба: деньги, зерно, мед, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сливы, вишни, кутья, узвар.
Солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой). Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года (это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "новый год". На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе). 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло - колесо, круг - солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем захваченным в плен злою ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка (ср. синоним волка - лютый - с праславянским названием самого сурового месяца зимы, февраля - лютый). только когда с него будет снята волчья (иногда др. животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), - тогда Коляда явится во всем блеске своей красоты. Солнце наряжается по-праздничному в сарафан и кокошник и едет "в малеваному возочку на вороному конечку" в теплые страны (к весне и лету). Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это время совпадает с сильными морозами (ср. Мара), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых духов и злых ведьм, которые скрадывают месяц и звезды. Все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым. Однако зимние святки - самый веселый разгул славянских празднеств. В эти дни юноши и девушки "наряжались в хари", или в "лярвы и страшила", ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага. Прославляли также благополучие дома и семьи (желали всего, "что хозяино нравно"), где колядовщики весело требовали гостинцев и подарков (вернее, отдарков за колядование), шутливо предрекали разорение скупым. сами подарки - обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, пироги и караваи - символы плодородия. Каравай, например, символизировал тучность коровы. В ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего - на брачные союзы. Днями происходили ладины - сговоры невест, а затем и свадьбы.
Коляда, говорят, стоял в Киеве.

Кощей (Кош, Кощеище, Кащей, Вий, Вим, Шелудивый Буняка (на Волыни), Солодивый Бунио (Подолия), Аид (греч.), Аита (этрус.), Калм (эст.), Плутон (лат.), Балор (кельт.), Ruta (саам.)) - Бог подземного царства, подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары. Порождение Чернобога. Треба: вино, масло, зерно, вода, железо.
Божество подземного царства. Символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. "Кошь" - также "кошт", "кость", "костлявый". Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния - окостеневают. Затем приходит другой герой - красна девица, добрый молодец (весна, солнце) и они оживают от поцелуя (луча), или слезинки (капели). Отсюда же русское "кощун", "колдун", "кощуны творить". Как-то связаны с этим понятием "вязень" - "узень". Узник - враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово "кощей" употребляется в "Слове о полку Игореве" и во многих русских сказках.

Кривда (Ложь) - Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли. Треба: козлятина.

Крышень (Кресень, Кришна (инд.), Сириус (лат.), Тишья (инд.), Тиштрйя (ир.), Сопдет (егип.), Сотис (греч.)) - Бог звезд. Сын Перуна и Додолы.

Купало (Купала, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Кулебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.), Аллу (этр.), Апполон (греч.), Cupra (италийск.)) - Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнем. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Треба: курятина, орехи, чеснок, мед, цветы-венки, горох, хлеб, блины, пироги, зерно, узорное печенье.
Также русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был бог плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях жгли большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении; наконец, скакали они и гнали свое стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить свое стадо от леших, или лесных духов. Доселе еще та святая, коей празднество торжествуется в сей день российскую церковью, сохранила от идола Купалы прозвание свое Купальница. В иных селах можно и поныне еще в этот день найти некоторое сходство с празднествами древних, и даже горящие груды дров доселе именуются купальницами.

Купальница (Купава) - Супруга Купалы.

Лада (Ладо, Лето (греч.), Адити (инд.), Латония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Рато (крито-микен.), Юнона (лат.), Деметра (греч.)(?), Аль-Лат (араб.), Анахита (ир.), Анаит (арм.)) - Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли. Треба: оладьи, каша, хлеб, сыр, мед, говядина. конина, баранина, творог, оленина, масло, курятина, крупа, пироги, нити, уаорное печенье, шкурки куниц, ласок и соболей, зерно, яйца, пиво, платки. полотна, шерсть, сосуды, молоко.
Звательный падеж (таковы фольклорные обращения) от Лада. Лада - богиня любви, красоты, очарования. С наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. В эти дни играли в горелки. Гореть - любить. Любовь часто сравнивали с красным цветом, огнем, жаром, пожаром. С корнем "лад" связаны многие слова брачного значения. Лад - супружеское согласие, основанное на любви; ладить - жить любовно; ладковать - сватать; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладканя - свадебная песня; ладный - хороший, красивый. И самое распространенное - лада, так называли любимых. Это можно найти и в "Слове о полку Игореве".
Все безбрачные приносили Ладе жертвы, и думали через то получить себе щастие для будущего супружества. Главный кумир ее стоял в Киеве, а многие находились еще в разных других местах. Ей поклонялись молдавцы и валахи. Имя ее часто повторяется в русских песнях.

Леля (Лелия, Hely, lleli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.)) - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла. Треба: каша, хлеб, сыр, мед, молоко, масло, сметана, творог, яйца, цветы.
Божество весны и молодости, дочь Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. В разных племенах славянского мира это имя встречалось в женской и мужской ипостасях: Лель (Лелио) или Леля (Лелия). Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник - ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову надевали венок из весенних цыетов. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае

Лют (Лед, Ляд, Lyada (польск.), Маворс/Марс (лат.), Арес (греч.), Тюр (сканд.), Ladon (чеш.), Turisas (фин.), Сканда (инд.)) - Бог боя, войны. Сын Семаргла и Лели. Треба: конина, говядина, оружие, пиво, железные вещи.

Мара (Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambe-akka (саам.), Марцана, Маржана, Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.). Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (оке.), Гека-та/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska (чеш.), Smertnica (луж.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (белор.), Marica (италий.), Хольда (герм.)) - Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, черного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени. Треба: морковь, баранина, репа, кисель, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.

Мокошь (Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukes (полаб.), Муукс, Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.). Нортия (этр.), Урд (сканд.), Ардвисура, Анахита (ир.). Карта (латыш.)) -Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Сестра Доли и Недоли. Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, вино, платки, посуда, ленты, хлеб, мед, молоко.

Макош - одна из главных богинь восточных славян. Имя ее составлено из двух частей: "ма" - мать, и "кошь" - корзина, кошара. Макош - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а именно богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Объем урожая, при равных трудовых затратах, каждый год определяет жребий. Поэтому еще ее почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении - рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие счастливой удачливой судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла; наказывала нерадивых. По белорусскому поверью, негоже оставлять на ночь кудель, а то "Мокоша опряде". Макош покровительствовала браку и семейному счастью. Конкретное понятие "пряха" связывалось с метафорическим: "прядение нити судьбы". Судьба - Среча. Сербы говорят: "Несреча тонко пряде". То есть, если нить судьбы слишком тонка, счастье (и жизнь) в любой момент может оборваться.
Владимир великий велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы.

Мор (Марс (лат.). Смерть, Танатос (греч.), Грох (арм.). Map (инд.)) - Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары. Треба как Маре.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец, Зюзя (белор.). Морок) - Бог зимы, снега, холода. Сын Велеса и Мары. Треба: кисель, каша, печенье, кутья, блины.

Мста (Маха (ирл.), Бадб (ирл.), Bodua (галл.), Бада (балт. слав.), Беда, Афина (греч.)) - Богиня мести, кары, войны, разрушений. Дочь Мары и Кощея. Воплощение - черная ворона. Треба как Маре.

Недоля (Hecpeha (серб.). Лихо, Горе, Нужда, Злосчастье, Бессчастье, Декла (лит.), Морта (лат.), Атропос (греч.), Хельд, Скульд (сканд.)) - Богиня несчастливой судьбы, неудач, несчастья. Сестра Мокоши и Доли. Треба: каша, нити, пряжа.

Непра (Водица) - Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей дается имя реки данного края. Треба: каша, деньги, хлеб, молоко, пиво, вино.

Обида - Богиня обиды, беды. Дочь Мары. Сестра-близнец Мсты. Воплощение - черная лебедь.

Opeй (Арий, Ар (арм.), Арьяман (инд.)) - прародитель белых людей, племени ариев (арийцев). Первочеловек (Первопредок). Сын Дажьбога и Живы. Требы как Роду.

Пелен (Покров, Оберег) - Бог оберегания, защиты. Сын Сварога. Отец Чура. Треба как Чуру.

Переплут (Поренут (?) (балт.). Водяник, Водищ, Черномор, Посейдон (греч.), Нефунс (этр.), Нептун (лат.), Ахти (фин.), Аруна (хет.), Варуна (инд.), Аутримпс (прусс.)) - Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных. Треба: мед, конина, гусятина, свинина, баранина, хлеб, масло, деньги (золото, серебро).

Перун (Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Пирва (хет.), Парджанья (инд.), Пурьгине-паза (морд.), Перкеле (фин.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.), Фьергюн (сканд., имя Богини, восходит к имени Перуна), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тоора (фин.), Туури (карел.), Таара (эст.), Сяхыл-Торум (манси.), Атям (морд.), Квазь (удм.), Pirchunis (скиф.), Хшатра вайрья (ир.), Вахагн (арм.), Тару (хет.), Тop (сканд.), Таранис (кельт.), Доннер (герм.), Додол, Додон) - Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Крышня, Ситиврата. Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, петух, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, орехи, молоко, дичь, пиво, мед, венки, зерно, золото, курятина.
Громовержец. Один из важнейших богов. Почитался особенно в княжеской среде. У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния (тетушка Мальница), Град, Дождь, русалки и водяные, Ветры-сыновья, имеющие порой собственные имена. Иногда их четыре (по сторонам света). Отсюда день Перуна - четверг (ср. "после дождичка в четверг"), иногда их семь, девять, двенадцать или просто много. Перуну служат богатыри, боги сезонной смерти природы Вий, Кащей, Мара, змеи и др.
В 980 году Владимир I приказал в России соорудить истукан Перуна, а именно в Киеве среди двора своего на берегу реки Буричева. Нестор описывает истукан его следующим образом: Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода была из золота.
Князь Владимир I до предательства, был, кажется, ревностный почитатель Перуна; ибо кроме в Киеве изображения сего идола, приказал он дяде своему Добрыне Никитичу, бывшему посадником в Новгороде, и в сем так же городе соорудить истукан его. Сей поставил Перуна на берегу Волхова.
В 988 году, когда Владимир предал веру предков, повелел истребить все кумиры.

Погода (Догода, Нот (греч.)) - Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.
Погода был бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. это славянский Зефир. Вестфаль описывает его человеком с остроконечною шапкою, из которой высовываются два бычьи рога. В правой руке был у него рог изобилия, лежавший у него на груди, а в левой - посох. Это изображение не сходно с кумиром, найденным в Прильвице. Имена, какие дают иногда сему божеству, как Догода и погода, ложны, потому что они в славянских наречиях неизвестны.
Между утварями, найденными в Прильвице, были также следующие вещи:жертвенный сосуд, чаша и нож Погоды.

Подага (Эвр (греч.)) - Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Полель (Лель, Люль, Кама (инд.). Амур (лат.). Эрос (греч.)) - Бог страсти, любви. Брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.
Полель - второй сын Лады и бог супружества. Это доказывает и его имя, означающее такого, который по Лелии следует. Не случайно изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге. Он благославлял людей на будничную жизнь, полный трений семейный путь.

Порвата (Юмале (лит.)) - Богиня плодородия. Супруга Поревита.

Поревит (Порович, Спорыш (белор.), Полевик, Янус (лат.), Puruvit (балт.), Перке-кугу-юмо (мари.), Юмис (латыш.), Кулсан (этр.), Пильвитус (прусс.), Добро) - Бог плодородия, начал, изобилия, успеха, богатства, удачи, жизненной силы, благополучия, союзов и договоров. Треба: яйца, курятина, баранина, хлеб.
Поревит стоял в Карензе. Образ его представляется с пятью головами. Мы не знаем, какое собственное было дело Поревита. Ни Саксон Грамматик, ни Шедий не говорят о том ничего. Напротив того Френцель утверждает, что он был бог добычи, и производит имя его от славянского слова Поривац, похититель, которого мнения держится и Гроссер.

Посвист (Позвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Pochwist. Не-погода, Борей (греч-)) - Бог северного зимнего ветра - Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.
Как русские, так и поляки думали, что Посвит божество бури. Г. Маш ошибается, утверждая, будто бы Погода и Посвит одно и то же, потому что оба сии божества в одно время были у поляков, и еще поныне масовяне называют большой ветр Похвисцем, следовательно Погода остается греческим Зефиром, а Похвиста можно сравнить с Эолом.
Еще он известен как Позвизд. Свирепый старший (или повелитель) ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развивающемся плаще. У ветров имелось несколько как имен, так и метафорических определений. Кроме традиционных, обозначавших четыре стороны света, у славян был еще Полуденный (жаркий), иногда его называли Подага (ср. поджечь). Полуночный (холодный) ветры. Ветров было много. В "Слове о полку Игореве" их называли "Стрибожи внуци". В сказках Позвизда (или ветер вообще) иногда заменяет Соловей-разбойник, образно воплотивший всю злую и разрушительную силу ветра.

Правда (Дакшина (инд.). Юстиция (лат.)) - Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда. Сестра Кривды. Треба: зерно, деньги, плоды.

Провей (Прове, Зефир (греч.)) - Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Род (Рудра (инд.), Брахма (инд.). Коре (угр.), Танен (егип.)) - Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады. Треба: овсяная каша, овсяный хлеб, хлеб, сыр, мед. просо, борщ, пироги, вареная мука, лапша, творог, яйца, масло, пиво, кисель, оленина либо говядина, ягодное вино.

Родогощь (Радегаст. Радогоиц, Radichost (балт.), Радун, Ганимед (греч.)) - Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита. Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мед.
В правой руке держал он щит, на котором изображена была черная волчья голова, а в левой копье. Голова его покрыта была шлемом, на котором стояла птица с распростертыми крыльями. Какой он был бог, того мы не знаем. Шедий опять находит в нем какое-то сходство с герульским королем Радагазием; а потому думает он, что сей король был обоготворен по смерти своей; однако это нещастная догадка, и Шедий также худо, как и я, умел доказать свое мнение.
Между найденными в Прильвице кумирами случилось также изображение Радегаста, и притом жертвенный сосуд, две чаши, два ножа и колокол.

Рус (Рос) - Прародитель племени Русов. Сын Ария.

Сварог (Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Дьяус (инд.), Ильмаринен (фин.), Ильмойллине (карел.), Инмар (удм,), Ен (коми), Юбмсл (саам.), Шкай (морд.), Шкай (мокш.), Истен (венг.), Кугу-юмо (мари.), Куми-Торум (угр.), Нишке (морд.-эрзя.). Всевышний, Zeus (греч.), Deus (лат.), Savitar (инд.), Ишвара (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.)) - мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, ремесел. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады. Треба: овсяная каша, курятина, пиво, пироги, зерно, сало, хлеб, пироги с курятиной, рыба (щука), лапша, крапива, ткань, молоко, творог, яйца, сыр, ягодное вино, овсяный хлеб, оленина.

Световит (Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck) - Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Сын Сварога. Треба: медовый пирог, вино, блины, мед.

Главный храм, равно как и главный истукан его находились в городе Арконе. Саксон Грамматик описывает нам истукан его следующим образом: это громада сверхчеловеческой величины с четырьмя головами на стольких же шеях, из которых две обращены были к груди, а две к спине, но так, что одна из двух голов смотрела на право, другая ж налево. Черты на всех лицах означали глубокомысленного человека. В правой руке держал он рог, составленный из разных металлов и наполненный вином, а левая была уперта в бок, как бы представляя лук. Одежда его висела ниже колен, ноги были сделаны из другого дерева и так искусно соединены с коленами, что без точнейшего исследования нельзя было того приметить. Истукан по-видемому стоял на земле, потому что основание его было так глубоко в землю вкопано, что совсем его не видно было. Храм Световита был деревянный и возвышался на равнине; стены храма были снаружи украшены всякими картинами, и одна только дверь служила к нему входом. Внутренность имела два отделения: первое окружалось пурпуровою стеною, другое состояло из четырех столбов с прекрасными завесами, и здесь-то находился идол. Тут висели также его седло, узда и меч. В храме было также от диких зверей много рогов, которые видом и украшением своим обращали на себя внимание. 
Световид почитался у славян Оракулом. Со всех сторон стекался к нему славянский народ; вера к нему распространилась по всем отраслям славянских поколений. 

Похожие статьи:

ИсторияРусская вера!

КосмосСлавянская астрология

ТрадицииРодноверие. Основы Родной веры

ПоэзияАзбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Боги, духи и существаКоловрат всебожья

Лохматый

рейтинг

+10

просмотров

9706

комментариев

2
закладки

Комментарии