Перун

Перун

Учтя вопросы, которые возникали у читателей предшествующих статей, я постарался данную статью о Перуне написать, включая в повествование отношение или информацию которую вносили в данную тему наши современники: Асов, Трехлебов, Петухов, Петрухин, Гаврилов, Ермаков и пр. 

При изучении данного божества я встретил столь много противоречивой информации, что не перемежать ее своими дополнениями и размышлениями не могу, так как, по моему мнению, отсутствие последних влияет на всю атмосферу статьи.

Перун упоминается в летописном рассказе "Повесть временных лет" в связи с так называемой «языческой реформой» князя Владимира Святославича, когда он установил идолы шести важнейших божеств:

" И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макошь".

Официальное введение культа Перуна как верховного божества происходит незадолго до введения христианства. Его храмы были учреждены и установлены истуканы Перуна лишь в 980 г. князем Владимиром. Перед храмом Перуна горел вечный огонь, непрерывное поддержание которого входило в обязанности жрецов. За небрежное исполнение этой обязанности виновному грозила смертная казнь в форме сожжения на костре. Не имея возможности документально доказать свою правоту я лишь выскажу категоричное несогласие с датами принятыми в официальной истории (как в прочем и с некоторыми событиями в них описываемыми), не более. К сожалению это лишь эмоции и интуиция. А как известно интуиция «не масло на хлеб не намажешь».

Многие авторы сходятся на том, что Перун выдвигается во главу пантеона в период существования на русской земле военной демократии и являлся покровителем грома и молнии, войны, дружины и оружия. В VП-Х столетиях н. э. Перун был богом-покровителем русских князей и рыцарей ( рыцарь - рейтар, участник военного похода. курсив. мой). Его главным атрибутом считался огненный небесный меч - молния. Отнюдь не случайно в 1 тысячелетии н. э. восточные славяне - русичи если не отождествляли, то сблизили Рода и Перуна ( якобы без надежной воинской защиты в условиях варварского кочевого полу окружения не могло успешно развиваться высокоразвитое славянское земледелие), а функциональные обязанности Рода (верховного бога Земли и Неба) и Перуна (бога грома и молнии, дружины и оружия) во многом совпадали, и совпадение это прямо отразилось в календарной обрядовой практике.

Отчего многие последователи такой теории, не вдаваясь в подробности, просто приписали Перуна к воинству.

Во что писал о божестве А.И.Асов "Перун - бог князей и воинов. Он хранит государственные устои, следит за порядком во Вселенной, дает победу в битвах. По древнему преданию, Перуна родили Сварог и Матерь Сва. Он явился на свет после того как Матерь Сва съела Щуку Рода. Когда Перун рождался, гремели громы, шаталась земля и рушились горы."

Далее идет такая героиниада, относящаяся больше к людям чем к богам и если в ней есть какой-то смысл, то спрятан он очень глубоко. Я говорил и повторяю, что все, что нужно читать между строк, все это появилось в период гонения на ведичество, а это значит в период пришествия на Русь христиан. Но зачем же это следовать тем же путем и наводить" тень на плетень". Причины этому только две: первая- переписываю не знаю, что скрыто "под спудом"; второе- выдумываю, но не хватает слов ( а более не на что опереться, см. первое).

В "Сказании о Словене и Русе" (это сказание не воспринимается некоторыми исследователями, как отражение живой традиции) читаем: "Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися".

Как то получается, что в данных словах слышится отношение божества к умершим, и не просто умершим, а к так называемым "заложным", т.е. не упокоенным умершим.

Вот еще одно мнение: «Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные топоры и наконец — золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё».

Перун – бог грома и молний, как небесного огня, упоминается в летописях, в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег — 907 г, кн. Игорь — 945 г., кн. Святослав — 971 г.). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова – "Mater Verborum", Пероун – "Слово и откровение святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века), а также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар", и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Его день – Четверг. Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец -перуновы стрелы) сапфир, лазурит, дерево – дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов. 

В "Слово и откровение святых апостолов" Иоан Златоуст глаголит "како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." - бог солнца и живительной силы. В поучениях против язычества (Лет. рус. лит. т.IV, 89, 92, 97, 107) среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ".
Нашел очень забавные изречения и предположения о боевой прическе славян (чуб, оседелец и усы, о бороде речь не шла)" Эта боевая прическа не только идет славянам, она делает их красивыми и мужественными , и по этой прическе легко можно будет узнать своих, кстати если инородец сделает такую прическу ,то она ему идти не будет, ибо он будет похож на обезьяну...".

Вспомним, что такой прической был украшен идол Перунов. (?)

Далее же приведенные изречения оставляю для тех, " кто этот воздух» как воздух в виде ценных бумаг - акция, гоняет по биржам: " Вышний Бог Перун более 40000 тысяч(?) лет тому назад, из Урай - Земли в Чертоге Орла на Сварожьем Круге, в третий раз посетил Мидгард - Землю. Бог Перун прилетел на вайтмане..." Как и подобное: "40015 Лето от 3-го Прибытия Вайтманы Перуна ". Эти развлекухи не только не ложатся на слух, но более являются оскорблением здравого смысла.

Там где невозможно проследить авторство, так как оно заимствовалось авторами друг у друга, я буду просто отмечать его как еще одно мнение и ставить в кавычки, чем и дистанцируясь от него лично на приличествующее расстояние.

Прокопий Кесарийский в VI в. писал о «склавинах и антах», предшественниках восточных славян: «Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы (в значении „рока“, fatum. ) они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу; и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение им куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» (Свод… с. 183).

К сожалению, даже серьёзные современные исследователи не избежали «очарования» упоминания о «творце молний» и по инерции проецируют эти сведения на громовника. Так, В. Я. Петрухин пишет: «Восприятие культа Перуна, как дружинного культа божества, которое почиталось верховным у славян уже в VI в. (по свидетельству Прокопия Кесарийского), упорядочивало позиции княжеской дружины…» (Петрухин, 1995, с. 141). Мне не понятна эта фраза так как, Прокопий, а это подлинно известно, вовсе не называет имени верховного бога «склавенов и антов» и свидетельствует лишь, что славяне знают и единого бога, он создатель, творец молнии. Таковым мог быть и кузнец Сварог, и древний родитель ветров — Стрибог.

Имеются сведения об идоле Перуна в Густинской летописи: «Во первых Перконос, си есть Перун, бяше у них старший бог, создан на подобие человече, ему же в руках бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающий з дубового древия непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нерадениемъ служащаго иерея когда сему огню угаснути, таковаго же иерея безъ всякого извета и милости убиваху».

«Въ первых постави началнейшаго кумира, именем перуна бога грому и молнию и облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. Ту лов его бе от древа хитростне изсечен главу имущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами и каръбуклем украшен…» («О идолах Владимировых»).

В данном описание поставленного Владимиром идола Перуна ничего не говорит о том, что Перун — бог войны или воинского искусства? Ничего похожего нет ни в Радзивилловском и ни в каком ином списке русских летописей: «И нача кн(я)жити Володимеръ в Кыеве единь, и постави кумиръ на холмъ внъ двора теремнаго: Перуна древяна, а глава ему серебряна, а усъ золоть, и Хорса, и Дажеб(о) га, и Стробога, и Семарьгла, и Мокошь. И жряху имъ, наричюще а богы, и привожаху сыны своа и дщери и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руская и холмъ той…»

В чешском толковом словаре XIII в. Mater Verborum осталось поминание некоего славянского бога по имени Сытивратъ (Sytivrat), который сопоставлен с Сатурном, предшествующим Юпитеру (в представлении авторов, писавших на латинском языке по римскому образцу), и который был свергнут с Олимпа оружием громовика: Saturnus. Saturnum pagani ilium esse ajunt qui primus ab Olimpo uenit arma Jovis fugiens.

Энциклопедия «Мифы народов мира» написанная Вяч. Вс. Ивановым ссылается на Mater Verborum как на вполне достоверный источник (Мифы народов мира, т. 2, с. 454). В то же время его неизменный соавтор В. Н. Топоров оговаривается насчёт сомнительности словаря (Славянские древности, т. I, с. 213). Как видим и с источниками не все так однозначно. К стате празднование Сатурна приходилось на 17 декабря и совпадает с "короналиями или сатурналиями".

Порою получается так, что раздобыв один источник автор - интерпретатор, не зная о наличии другого, начинает утверждать, что это единственный и соответственно правильный материал, который он и нисколько не сомневаясь, приводит в подтверждение своих размышлений.

Такая же ситуация обстоит и с простыми читателями. Им в руки попадается, какой либо формат по теме, он, так или иначе, согласуется с их уровнем знаний, ощущений и заложенного в детстве образа восприятия (воспитание). При этом они упускают возможность наличия прочих источников, которые могут вообще направить их мысли в противоположную сторону. Но, не имея соответствующих данных читатель начинает (если он увлекся темой через данного автора) "пробегать" глазами подобный материал, ни сколько не вдаваясь в уже как ему кажется "известную тему" и "выуживать" из "пролистанного" только то, что ложится в уже созданный им в голове, а более психике, трафарет. Не пишу в Душе, так как Душа подобной ерундой не занимается, на это есть ее низшее проявление психика (как бы ни переводили это слово). А затем при столкновении мнений этот читатель будет до ус-ру доказывать свое видение проблемы. И на здоровье!!!

Отчего очень примечательными являются следующие строки:

«Сварог известен также как Свантовит, и в последующем ему поклонялись как св. Витусу… Перун ассимилировался с иудейским пророком Илией. Он ассоциировался также с властителем погоды Эрисворшем и богами ветров Стрибогом, Варпулисом (штормовой ветер) и Догодой (мягкий западный ветер)» (Пенник, Джонс, 2000, с. 329–330). А их писали не последние люди в исследованиях славянской мифологии. Бог им судья, мы двинемся далее.

Перун (др.-рус Перунъ, укр.Перун, бел.Пярун, польск. Piorun) - бог громовержец, в славянской мифологии и покровитель воинов(князя и дружины) в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие составляющие образа Перуна перекочевали на образ Ильи-пророка (Громовника). Об этом говорят схожие по смыслу и содержанию поговорки:

-Перун прикатил - до обеда лето, после обеда осень

-Перун поворачивает на зиму, надевет первый из своих семи кожухов

- Перун лето кончает, на Перуна вода стынет

-До Перуна народ купается, после Перуна с рекой прощается

Такие авторы, как Адольф Петер Затурецкий («Словацкие пословицы и поговорки»), Ян Колер, Сретен Петрович («Сербская мифология») приводят множество словацких народных поговорок и заклятий, в которых фигурирует Перун.

Уже из этих поговорок следует, что к данному божеству народ относился не однозначно. Его не просто чурались, но и относились к нему как атрибуту власти, а власть как водится на Руси всегда, с незапамятных времен (и как видим и во всем славянском мире) не в чести. И на эту тему имеются народные поверья, что Перун не знает дату своего праздника, так как грозит: "Если бы я знал свой праздник, ох, я бы натворил, я бы все размолотил…, отчего Род скрывает от Перуна его день, говорит "то не дошел» праздник, то «перешел".

В виду существующих жертвоприношений, а праздник Перуна падает на 20 июля, считалось, что туры якобы сами выбегали из лесу и позволяли себя заколоть для священного пира. (?) Сознательность не человеческая прямо! Но хочу провести параллель между датой празднования и началом Великой Отечественной войны, как и между символом Перуна – дубом и листьями этого дерева в петлицах германского Люфтвафе.

К тому же это божество (единственное в славянском пантеоне) явно было любителем кровавых жертв. Так, даже чтобы предотвратить гибель урожая от гроз, которыми распоряжался Перун, приносились «мясные» жертвы. «Странно это, странно это»

Общий вывод такой: Перун (Впаруна, Перен, Перкун) то бог Громовержец, повелевающий громами (всеми слышимое Слово, Глагол Божий, раздающийся свыше) и молниями (меч и стрелы), а радуга- его лук. Тучи - одежда или борода (?) и кудри, ветры бури его дыхание, дожди - плодотворяющее семя. Если до этого еще ничего, то вот последнее как-то не очень. Перун оживляет явленное, дает жизнь всему сущему. Он бог следящий за миропорядком, за восходом и заходом Солнечного Золотого Колеса, за вращением Небесного Коло .О чем недвусмысленно повествует «Влескнига" "Да и Богу Перуну - Громовержцу и Богу Сражения и Борения, - нарекаем Его мы Живящим Явленным и речем Ему не прекращать вращать Кола - и Который ведет нас стезею правою на брани и на тризны великие о всех павших, которые идут к жизни вечной в войске Перуновом".

Перун - грозный бог, он же Бог милостивый и всеправедный, милостив к почитающим его и грозен для врагов Руси. При этом он муж Земли, отчего поливает землю для прорастания плодов. Это плодородие распространяется и на здоровье супругов. У него огромная свита Гром, Молния, Дождь, Град, Ветры, Бури в т.ч. Соловей-разбойник, морозы-калинники Трескунец, Студенец, Карачун, богатыри Добрыня, Дугиня, Лесиня, Валигора, Елиня, Усыня, Святогор и т.п. Ему подвластны Явь и Навь- и властелин подземного царства Вий, соответственно и все кто Вия окружает, подчиняются Перуну

Перуну посвящали рощи-дубравы, целые леса (казнили за их порубку).

Он славянский Зевс (см. Маллала летописец елинский и римский, 2001г).В "Слове и откровении святых апостолов" Перун (пероунь) наречен "стерейшиной во елинах".

При этом Парджуна (индийские Веды) полностью совпадает и по имени и по функциям с Перуном. Правда и здесь по утверждению Ю. Д. Петухова неувязка, заключающаяся в неправильном применении некоторыми переводчиками наименование бога. Исключая буквы "дж", автор предлагает писать Парьюна, при этом повествует, что Арьюна (Арджуна) есть Ярун. Чем по его мнению и роднит санскрит и русский язык, на котором говорят в Индии (?)

Перун соотносится с неугасимым Огнём (возможно, обновляемым от молнии, тогда — «небесным огнём»). Ему приносили в жертву врагов, а также жрецов, не уследивших за его священным Огнём. Это, видимо, относилось к любому священному огню, зажжённому в честь любого иного Бога. Например: «Сему же много казненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу, держа и жертвенная ему кури…» («Сказание о построении града Ярославля…»).

Символами Перуна являются камень (кремень), или огненная палка (громовая стрела, держава, булава, молот, палица). Некоторые авторы проводят аналогии между молотом и небесной мельницей (жернова которой дают искру молнии)(?)

Именем Перуна клянутся при заключении договора. Перун — державный правитель, он карает за неисполнение закона, договора, клятвы. В этом смысле культ его, несомненно, княжеский, по сути. Перун — бог Порядка, осуществляющий закон и его олицетворяющий.

Илья Пророк христианизированное имя Перуна.

В отличие от других богов славянского пантеона о Перуне почти нет упоминаний в топонимике земли. А это наводит на мысль, что господин Перун придуман для создание определенного, как мы сегодня сказали бы имиджа. А коль скоро этот имидж относится к воину и более к воинской верхушке (князю) то и придуман он этой самой верхушкой, т.е. князем Владимиром. Но вот я, не сомневаясь в существовании данного князя, думаю, что его окружили указанными выше идолами последующие жизнеописатели князя. Ну, мне вот так ка-а-ажется. Но, безусловно, его упоминание есть в определенных местах, как-то:

Перун - оружие Зевса, выкованное циклопами:

Перун (4250) -астероид из группы главного пояса, открытый 20 октября 1984 года чешским астрономом Жденкой Вавровой

Перун- село в Днепровском сельском совете Вольнянского района Запорожской области Украины

Христофор "Перун" Радзевилл- Великий гетман литовский, полководец Речи Посполитой

В период двоеверия родилась поговорка: « Пока гром не грянет - мужик не перекрестится», что говорит о том, что народ не очень то и стремился крестное знамение на себя накладывать. Бытовала и бытует поныне другая поговорка "После дождичка в четверг". Это о том, что жди, может, что и обломится. Кстати четверг-день Перуна. А поговорка-то не о хорошей стороне Перуна говорит.

Ну и последнее Перун входил в состав Триглава: Сварог – Перун – Велес, который в простонародье звучал: «Дед - Дуб - Сноп».

Одним словом «куда не кинь всюду клин». Если руководствоваться тем, что повествуют нам авторы исследований образа Перуна в бытующего в славянской мифологии, то получится, что пред нами не древний Бог, а всего лишь ипостась вышнего бога Сварога. Потому, что Перун охватывает всю действительность Вселенной и Природы земли, что по логике вещей остальным богам места нет или же они должны лишь прислуживать Перуну, олицетворяя тем самым лишь одну из его многоликих сторон.

Отсюда напрашивается вывод: если Перун и был в сонме древних богов, то особого видного места не занимал, но как водится для подкрепления чьих – то обособляющихся амбиций данная ипостась была извлечена из тени и преподнесена малому Владимиру, как форма возможного олицетворения власти. Отчего Владимир, оказавшийся у власти в единственном числе, постарался и данное божество сделать единственным сюзереном всех славянских, но более русских земель. Тут на лицо становление монархической власти, когда еще при традиционно существующем Вече, т.е. договорной системе, уже появляется «последнее слово» и это слово князя, подкрепляемое сверкающим на солнце оружием его дружин. Выступает на авансцену значение силы (оружия) и предаются забвению исконные славянские боги. На их смену приходит, как бы мы сегодня сказали иностранцы: Хорс, Симаргл, Макошь. Эти иностранцы еще имеют связь с Русью, но не более чем бытующую в народных поверьях, но уже народом мало «употребляемы», разве, что не всегда в положительном аспекте. Еще имеются в употреблении Сварог, Стрибог и Велес. Но все источники в один голос утверждают, что между Велесом и Перуном идет нескончаемая, кровопролитная война. Она в прочем продолжается, и сегодня и выражается в отношениях друг к другу мясоедов и вегетарианцев. Если встать на данную почву, утверждая, что Перун-это форма единоличной власти, это слом старинных устоев, это начало монархического проявления на Руси, тогда вполне закономерно, что господин конязь свет Владимир, особо не сумлеваясь перекинулся в христианскую веру, которая не просто утверждала единобожие, но напрочь не признавала наличие у одного бога каких либо соратников, сподвижников и советников. А лишь почитателей, последователей и рабов. Объяснимо и то, что Владимир, отдавая дань своему первому божеству, не изрубил его в куски, как это он сделал с остальными богами капища (ведь могли по воинскому обычаю сжечь), а «отправил в путь», по реке. Поэтому и ныне весьма "апоссионированным" индивидуумам данный персонаж мифологии весьма импонирует, и они готовы на него навешать столько регалий, что последнему остается от всей этой «тяжести» пойти и утопиться. Неужели так мало людей, которые понимают, что этими с разрешения сказать, «довесками» мы убиваем память о своих предках.

Но все же отчего-то хочется, правда, взгрустнув, произнести: «Все что ни делается, к лучшему», только вот пока не пойму, ставить ли в конце этой фразы вопросительный знак, или нет?

ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ!
 

Похожие статьи:

ТрадицииДела славянских волхвов или смысл древней поговорки

Славянские символыСлавянский Триглав

ТрадицииИстория развития РодноВерия в России

Альтернативная историяСуть Ведической веры

Боги, духи и существаБазовое понятие Триглава

Рейтинг
последние 5

Сергет

рейтинг

+9

просмотров

9901

комментариев

6
закладки

Комментарии