Великая Лада по сей день покровительствует славянам

Великая Лада по сей день покровительствует славянам


Пожелтевшие страницы старинных книг содержат смутные намеки на то, что около тысячи лет назад в лесах где-то на Северной Двине или Вычегде, а, возможно, в верховьях Камы, стоял идол — Золотая баба, божество, в которое верили далекие предки современных манси.
Чье внимание только ни привлекала эта богиня в течение многих столетий! Ее искало немало людей: от новгородских ушкуйников до предприимчивых иностранных посланников в молодом государстве Московии, от дружины Ермака до ученых — этнографов (причем не только российских, а также зарубежных).

Официальная риторика гласит: европейцы прослышали об идоле в 1517 году благодаря «Трактату о двух Сарматиях» Меховского, который в те времена служил ректором Краковского Университета. Впрочем, подобное допущение можно подвергнуть сомнению, т.к. еще Юлий Помпоний Лет (римский летописец, (1428 — 1498гг.)), в произведении «Комментарии к флоре» сообщил: «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Алларихом (410 год)… На обратном пути часть угров осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам».

Упоминание об этом знаменитом артефакте можно обнаружить также у дипломанта из Австрии Сигизмунда Герберштейна в «Записках о Московии», опубликованных в 1549 году, а также у Александра Гваньини в «Описании Европейской Сарматии», вышедшем в 1578 году. Однако сведения этих авторов сходятся лишь в неопровержимом факте наличия Золотой бабы: местоположением оной считаются районы, примыкающие к реке Обь, а также ей «били поклоны» не только обдорцы (ненцы), но и население Югры, а также племена, которые с ними соседствовали.

Почтение к этому стародавнему идолу было настолько очевидно, что мало кто рисковал пройти мимо него, не «отдав дань», то есть, не принеся хотя бы символической жертвы божеству. Повивальные бабки считали ее своей покровительницей, да, впрочем, и все женщины поклонялись ей. Почитался идол и охотниками. Обычно они раскладывали перед ним звериную шкуру, а, как вариант, «одевали» в собольи и куньи меховые шкурки.

В тексте, датируемым 1398 годом, который появился по причине смерти нового апостола пермской земли епископа Стефана, названного позже Стефаном Великопермским, есть упоминания о «волхвах, кудесниках и прочем люде», что молятся всевозможным «идолам огня и воды», включая «болванов истуканных» и Золотую бабу...

Итак, в XIV веке этот уникальный экспонат замечен в пермском крае, в лесах Приуралья, а в XVI веке — оказался в районе Оби. На основании этих сообщений ученые предположили, что данный артефакт перенесен за Урал на Обь бежавшими от обращения в христианство коренным населением — пермяками. Кстати, в пермском краеведческом музее хранится много металлических блях из Чердыни, извлеченных когда-то давно из древних могильных и жертвенных мест. На этих бляхах изображена женщина в окружении мужских фигурок с лосиными головами. Многие уральские краеведы считают, что этот мотив может иметь некоторую связь с предметом нашего повествования.

Золотая баба больше задает нам вопросов, чем дает ответов… Ежели она является божеством, то что за племя на нее молилось? Кстати, остается без ответа вполне логичный вопрос о происхождении да исчезновении данного божества (в физическом смысле этих понятий). Многие современные энтузиасты соглашаются с Юлием Помпонием Лета в том, что этот артефакт — античная скульптура, что украли из разоренного Рима в 410 году, приводя как основной аргумент предпосылку, что все боги северных народов обликом своим страшны и уродливы, но в отношении Золотой бабы нигде не упоминается ее уродство или «страшность».

Все это верно, как, пожалуй, и допущение, что красавицей вышеупомянутая «женщина» тоже нигде не названа. Идол в преданиях «обзывают» — или Золотой бабой, или Золотой старухой. Якутский героический эпос даже приводит размеры и «словесный портрет» упомянутого истукана: «… она размером своим с навозную кучу (ростом с двухлетнего дитятю, примерно 65x75 см), она вертлява, дородна и говорлива, а кружась, испускает сноп голубых искр». Согласно описанию вышеупомянутого Герберштейна данный истукан (Золотая баба) представлял собой «многоярусную» скульптуру: старуха, держащая в утробе ребенка, который также держит в утробе своего сына.

Кто, хоть даже косвенно знаком с античным искусством, сразу поймет, что никакого разговора о римских «корнях» Золотой бабы существовать не должно. Вообще трудно себе представить подобную скульптурную композицию, что в придачу ко всем своим странностям была бы еще и вертлява, и дородна, и говорлива, т.е. издавала разнотональные звуки. Создание такой скульптурной композиции возможно лишь в одном случае: ежели Золотая баба представляла собой плоскую, прорезанную, стилизованную скульптуру. Только на плоской поверхности да при участии прорезной техники ваяния («вырезом вырезанные») можно изобразить стилизованно и «бабу», и ее утробу, и даже содержимое этой самой утробы

Попробуем согласиться с уральскими краеведами и попытаемся как-то связать миф о Золотой бабе с бляхами из Чердыни. На чердынских бляхах явно изображено что-то похожее на религиозно — ритуальное действие, в связи с тем, что Золотая баба пребывает в окружении жрецов с лосиными масками на головах. Следовательно, из этих предпосылок вытекает, что поклонение Золотой бабе и лосю явно являются общностью неизвестного религиозного и культового таинства.

Как говорилось выше, Золотая баба покровительствовала не только женскому сословию, а также охотникам, путникам. Путеводным созвездием для тогдашних славян являлась Большая Медведица. По этому же созвездию советовали славянским охотникам выходить смело на всякого дикого зверя, кроме одного только медведя. Когда — то давно, наши славянские предки были уверены, небесными «хозяйками» считаются созвездия двух медведиц — Малой и Большой. В Древней Руси последнее созвездие именовалось — Лось, а по сему и представляли его в виде женщины — лосихи.

Вышеупомянутая парочка «хозяек вселенной», согласно поверьям, не только властвовали над (и под) землей и водой, а также руководили всем «звездным хороводом», но и обеспечивали тогдашнее население планеты всеми «рыбами да зверями», необходимыми человеку. Согласно мнению историков, старшую из этой пары именовали Лада (как вариант — Великая Лада), а ту, что помоложе — Леля. И по сей день, существуют песни, где эта пара фигурирует в качестве покровительниц «лесов, полей и рек», которые непременно способствуют весеннему преобразованию природы и благословляют осенний урожай.

Отцом Великой Лады и Лели являлся, пожалуй, основное божество славянской мифологии, которое позиционируют в качестве творца всего сущего, включая Вселенную. Звали этого бога — Род и он считался одновременно «отцом и матерью» иных богов, являя собой нерушимость племени славян. Именно от Рода, как от общего предка, пошло «все многое славянское потомство» и при рождении славянина, считалось, что его дальнейшая судьба прописана в «книге Рода». Возможно, именно по сему фразу «на роду написано» стоит понимать совершенно буквально...

Особое поклонение Роду и его дочерям (Ладе и Лели)приходится на VI—IV тысячелетия до н.э. Изменение уклада жизни славян потребовало пополнения пантеона языческих божеств, но язычество всегда отличала терпимость к старым богам, которые лишались только части своих функциональных обязанностей. Так, наверное, произошло и со старыми богами, которым славяне поклонялись в древности. Верховное божество Род в дальнейшем выполнял функции «основателя всего сущего» и остался неизменным символом приверженности славян своему племени. Великая Лада закрепила за собой «позицию» берегини и охранительницы рода славянского, и «отвечала» за продолжение этого самого рода.

Возможно, Золотая баба и Великая Лада являются разными именами одной сущности и вся скульптурная композиция построена, чтобы показать основную функциональную обязанность этого божества: продолжение рода — в утробе бабы сын, я в его утробе внук (смотри выше описаний Герберштейна). Да, именно так древний скульптор мог выразить в подобной композиции идею о продолжении и непресекаемости славянского рода: в одной утробе и вслед друг за другом сын, а потом внук, и т.д.

Следует думать, что культ Великой Лады в предхристианские годы носил великопочитаемый, таинственный и секретный характер. И это понятно: попади божество в руки врагов — и пресекся бы род славянских племен. Жрецы этого культа, облеченные ответственностью за сохранение божества, прилагали все усилия и шли на многие жертвы ради сохранения Великой Лады. Именно поэтому это божество было так неуловимо и для искателей наживы и приключений, и для религиозных христианских фанатиков.

Говоря же о таинственном и странном поведении Великой Лады, можно вынести на суд читателей ряд предположений. Выдвинутая версия о плоской прорезной скульптуре размерами с двухлетнего ребенка дает нам возможность предположить, что в древние времена изображение божества подвешивали на сук священного дерева, древа жизни. Естественным образом Золотая баба вращалась вокруг своей оси под воздействием ветровых нагрузок или раскручивалась жрецами, а вследствие прохождения потоков воздуха через прорезные отверстия во время вращения скульптуры и в зависимости от скорости вращения, вполне вероятно, возникали всевозможные звуки — от бормотания и всхлипов до резких трубных звуков. Также при вращении появляется визуальное впечатление объемности и «дородности» скульптуры. Испускание же Великой Ладой снопов голубых искр можно объяснить природой атмосферного электричества, т.е. здесь присутствует возможность такого атмосферного явления, как огни святого Эльма.

Загадок Великой Лады, Золотой бабы, — великое множество, и ответить на них нелегко, если вообще возможно. Как утверждают предания, последние жрецы Великой Лады спрятали ее где-то в глухом таежном месте и убили сами себя. Так поклонимся им, их мужеству, за то, что славянский род и поныне находится под покровительством Великой Лады — берегини всех ветвей славянского рода…
 

Рейтинг
последние 5

Аспирант

рейтинг

+1

просмотров

1284

комментариев

13
закладки

Комментарии