Воин-громовержец

Воин-громовержец

    В редкие моменты откровений с прабабушкой зашел разговор за древних богов. Она рассказала историю, произошедшую еще до революции: о вырубленной дубовой рощице. Эту историю я долго переваривала впоследствии. Особенно меня заинтересовала фраза "А дубок-то, дубок — ушел". Сколько ни допытывалась — подробностей не услышала. Прабабушку похоронили, через пару лет история вспомнилась, и я пристала уже к бабушке. Она и поведала, что в центре той рощи стоял особый дубок, отмеченный молнией: его разбило пополам, и обе части продолжили расти. Когда рощу только запланировали вырубить, местные заметили, что дубок потихоньку начал смещаться к Дону. Сколько он так двигался по времени, я сказать не могу — бабушка не помнит, а больше и спросить не у кого. Суть в том, что он "дошел" почти до самой реки, и только потом его срубили, а обрубки скинули в Дон. Все это сопровождалось местными церковнослужителями, с размахиванием кадилами и окуриванием ладаном: в шествии дерева усмотрели дьявольщину. Не менее дьявольским оказалось и то, что обрубки поплыли вверх по течению. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Я вспомнила об этой истории в тот момент, когда прочла легенды о новгородском кумире Перуна, скинутом в Волхов и плывшем по реке против течения. Низвергнутый идол доплыл до урочища, расположенного примерно в 6 км от Великого Новгорода — Перыни. Возможно, что тогда оно именовалось совсем иначе, а новым названием предки отдали последнюю дань проигравшему богу. Там же впоследствии был основан Перынский скит, ныне известный как Свято-Юрьев монастырь. Вообще, заметила нехорошую тенденцию у христиан: куда бы они ни приходили, везде были подчистую снесены малейшие признаки исконных верований; до нас каким-то чудом дошли обрывки сведений о древнем пантеоне славян. Но не это меня больше всего поражает, а то, что на месте славянских святилищ строились христианские храмы и церкви, и намоленное сотнями и тысячами людей место, копившее свою энергию для потомков, более не служит им, а используется чужим богом. А что же наш?
Великий громовержец славян, младший Сварожич, до X века числился рядовым божеством в Киеве, ничем не выделяясь из ряда прочих. Будучи покровителем не пахарей, но воинов, Перун со временем занял почетное место среди княжьих пантеонов, оберегая и самого князя, и его дружину, и любого, кто взял в руки оружие с честными помыслами: защитить, оборонить родную землю и дорогих людей от супостата. В VI веке Прокопий Кесарийский упоминает культ Перуна, но уже как полностью сформировавшийся и нашедший множество откликов в сердцах людей. Можно сделать вывод, что уже пару веков бог занимал в славянских святилищах одно из центральных мест. Есть версия, что Перун пришел к славянам от ариев, слывших на тот момент воинственным народом. Расцвет культа, как и его закат, приходится на X век, когда Сварожич стал верховным богом в пантеоне князя Владимира. Кроме покровительства воинам, Перуну приписывались функции "мирового судьи": его суд считался самым справедливым. Виновный обязательно будет наказан, даже если человеческий суд по тем или иным причинам его оправдал. Огонь Перунов найдет и его, и лжесвидетелей, и несправедливых судей — всем достанется на орехи. Недаром имя бога означало "разить", "ударять". Не исключено, что Перун был кем-то вроде заступника, непобедимого защитника от темных сил, который всегда одерживал верх и не давал слабого в обиду.

По сравнению с остальными богами культ сформировался достаточно поздно — не сразу набрали вес многочисленные дружины, и далеко не все города стремились к воинской славе. Чем больше становилась роль Воина в жизни славян, тем прочнее занимал свое место молодой бог. Святилище Перуна всегда располагали либо в дубовой роще, либо на возвышенности. В идеале присутствовали оба показателя.

Можно провести некоторую аналогию: Перун по своим способностям напоминает греческого Зевса и римского Юпитера (что, скорее всего, одно и то же: кто-то у кого-то сплагиатил бога, переименовал и сделал вид, что так оно и было): его часто изображали с громовой стрелой в руке, он повелевал молниями и грозами, и почти любое атмосферное явление было ему по плечу. Одна из трактовок появления Перуна гласит, что раньше вокруг Киева жили сарматы, у которых был тезка нашего бога. А может, и не тезка: сарматский Перун тоже был сыном одного из верховных богов, Бора. Отсюда именовали Перуна Боричем, и отсюда же берет название Боричевский ручей. Полагаю, что сейчас на этом месте находится Боричев спуск (старинная улица Киева, однако доподлинно совпадение древнего места и современного Боричева спуска не доказано). Славянский культ сильно продвинулся вперед после череды побед: битвы с хазарами, война с Византией и множество мелких стычек с окрестными любителями наживы вознесли дружину и воинство на особый социальный уровень, соответственно, вырос и авторитет Перуна. Он обогнал по значимости Велеса: при заключении важных соглашений клятва приносилась сначала его именем, и только потом — именем скотьего бога. Это говорит о том, что дружина во главе с князем оттеснила на второе место волхвов: сила встала впереди мудрости.

Облик Перуна был под стать могучему богу: рослый, плечистый, бородатый мужчина в полном боевом облачении. Светловолосый и голубоглазый, вооруженный палицей или топором, копьем или луком со стрелами, закованный в золотой доспех, с алым плащом на плечах — последний переняли князья и воеводы. Поначалу считалось, что Перун ездил верхом на боевом коне, позднее всадника "пересадили" на колесницу, запряженную крылатыми лошадьми белой и вороной масти. Отец Сварог подарил младшенькому палицу в 100 пудов весом (больше 1600 кг, для справки), по легенде, именно эту палицу Перун оставил новгородцам в память о себе после свержения его кумира. Долгое время люди берегли эту память, устраивая игрища с дрекольем. Только вот церковь не упустила этот факт, бои запретили и они безвозвратно ушли в прошлое. Но вот палица нашла свое воплощение в символах власти — скипетрах, жезлах, принадлежащих князьям, жрецам и судьям.
Еще одна "заслуга" Перуна — победа над древним Змием, не дававшим славянской Вселенной спокойно жить. Бог поразил его разрядом молнии, и освободил людей от его гнета. Змееборцами были и Свентовит, и еще один Сварожич — Даждьбог. Но Перуну отводится главная роль в истреблении ползучих врагов человечества, и именно здесь нашел свое воплощение миф об извечной борьбе Света и Тьмы. По одной из версий, Георгий Победоносец — не кто иной, как "замаскировавшийся" Перун, легенды о котором перевоплотились в житие христианского святого. Но если это только версия, то можно точно сказать о перенятии большинства черт Перуна Ильей Пророком: летает по небу на огненной колеснице (зимой — на санях, потому и гроз не бывает), управляет громом и молниями, и вообще довольно грозный персонаж. То есть как бы ни изживали могучего бога, как бы ни пытались стереть о нем память в народе, а все же жив Перун — каждый год его почитают, сами того не зная, все российские церкви.
В понимании славян, Перун не рассуждает. Не считает нужным — для дипломатии и компромиссов хватает других богов. Свое покровительство Сварожич подарит тому, кто верен клятве, кто ни перед чем не остановится, чтобы защитить своих родных, честь, и отчий дом. Если человек готов склониться, и не видит нужды в противоборстве, то от грозного божества помощи ему ждать не стоит — на мирные договоренности Перун не согласен. Никаких сделок с врагом — тогда можно рассчитывать на божественную поддержку. Как-то встретилась мне фраза (к сожалению, не знаю автора): "Не выпрашиваю, обращаясь к Небесам, а говорю богам, "Подсоби — я попробую сам". Думаю, это самый верный способ общения с древней Силой.

Всего выделяют пять ипостасей Перуна, в которых он набирает наибольшую мощь:

  • повелитель грозы;
  • защитник, хранитель всего подлунного мира;
  • бог Воина;
  • "ответственный" среди пантеона за соблюдение законов, и за справедливый суд;
  • воплощение мужественности и силы.
Думаю, что образ бога оказывал очень большое влияние на соблюдение законов на Руси. Вообще, я придерживаюсь мнения, что предки жили больше по совести, нежели по писанным правилам: совесть не позволит убить, солгать, украсть или иным каким образом очернить свое доброе имя и испоганить карму (образно). Но не для всех глас совести был хорошо слышимым звуком, и вот тут разгневанный Перун с молнией наперевес был как нельзя кстати. Его кары нельзя было избежать, от нее невозможно ни укрыться, ни откупиться, ни вымолить прощения. Но есть поверье, что один способ все же есть: провинившийся должен был искренне сожалеть о своем проступке, сбрить бороду и волосы и принести их в дар Перуну. Был шанс на милость бога.
Святилища Перуна строились повсеместно. Лично князь Владимир приказал создать несколько в Киеве, а особо почитал (почитал ли? Видимо, да, раз так выделил) одно из них, в которое велел изготовить невиданного доселе кумира. Вырезанный из дуба идол с золотыми усами стоял на железных ногах, в руках держал искусно сделанные молнии. Выдержка из летописи Густинского монастыря: "Во-первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огонь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху". Монахи упоминают о неугасимом пламени перед кумиром: за него отвечал жрец святилища, в обязанность которому вменялась только поддержка огня. Не дай боже несчастному прозевать и допустить его угасание: наказание могло быть страшным, так как волхв расценивался как враг лично Перуну. Кстати, не отсюда ли берет свои корни памятный Вечный огонь? Это только догадки, но все же: громовержец был покровителем воинов, а Вечный огонь у нас горит в память о тех, кто грудью защищал дорогих людей и Родину.

В центре любого святилища, посвященного этому божеству, стоял собственно идол, который мастера создавали из священного дерева Перуна — бука или дуба. Перед кумиром (на нем вырезали шестилучевое колесо, или стилизованное изображение стрел и молний, либо все вместе), горел огонь. Рубить дерево для изготовления кумира нельзя: если не удавалось добыть материал, то капище могло вырасти вокруг древнего дуба, на который краской наносили изображение. Особенно славяне чтили дуб, в который ударила молния — считалось, что сам могучий бог его выделил среди прочих, и теперь он обладает особыми свойствами. Из такого хорошо было делать обереги, которые лучше всего защищали от навьих порождений. Рощи и леса, в которых преобладали дубы, считались собственностью Перуна, либо ему посвящались: охота, заготовка дров или иного сырья там была строго запрещена. Игнорирование запрета без уважительной причины считалось святотатством: никакой правозащитник не поможет, оскорбленный громовержец покарает нарушителя.
Каждое божество имеет свой день недели, в который его особо почитают. У Перуна это четверг. Металл — олово, камни — лазурит, белемнит и сапфиры классического синего цвета. Чествовали бога 20 июля: считалось, что именно в этот день Перун одержал знаменитую победу над Змием-Волосом. День Ильи-пророка отмечается 2 августа, "признаки" громовержца есть и 20 июня — народная примета гласит, что "Федор-Стратилат грозами богат". В конце концов "выдавливание" Перуна из людской памяти возымело свое действие, и могучий бог был забыт, а его капища разрушены и заброшены.
Небольшое размышление лично от меня. Я верю в то, что мысли материальны. Чем больше о чем-то думать, тем больше вероятность исполнения желаемого. Любое существо из мира тонких материй тем сильнее, чем больше эмоций оно получает от человека, будь то бог, берегиня или анчутка. И я считаю, что чем большее количество людей возвращается к родной вере, и перестает подпитывать христианский эгрегор, тем сильнее становятся древние боги. Как знать, может, однажды Перун вновь наберет былую мощь, и снова займет свое законное место?

Сейчас культ бога-воина возрождается. Капище в Киеве на Лысой горе, еще одно — в поселке Карьер (Орловская область, по пути из Орла по трассе Р-119 Орел-Тамбов), и еще множество тех, о которых я постепенно буду дополнять информацию в комментариях к статье. Силы духа нам всем.


P.S. В качестве изображения к статье взята картина Игоря Ожиганова "Перун"

Похожие статьи:

Боги, духи и существаЗаповеди Родных Богов Наше.

ТрадицииРодноверие. Основы Родной веры

ИсторияСлавяне

Боги, духи и существаСтихиали - младшие боги

Боги, духи и существаКоловрат всебожья

Велена

рейтинг

0

просмотров

1381

комментариев

5
закладки

Комментарии