Великий славянин

Часть первая

 

Статью об этом великом славянине я хотел написать давно. Сначала пытался приурочить её к дате его рождения, затем смерти. Но всё как-то не хватало то времени, то существенности материала.  Речь пойдет о Юрии Крижаниче

 Вместо предисловия.

Официальная  история отмечает, что заполонившие  Россию церковники из Киева Волыни и Галиции несли с собой в Москву свою исключительно церковную ученость. Но среди этого моря заскорузлой "ученности" и узкими схоластическими взглядами отрицающими необходимость элементарного умственного труда  "явился  человек со светлою головою, превосходивший современников широтой взгляда, основательностью образования и многосторонними сведениями". Это был Юрий Крижанич-этнический хорват известный в истории богослов-энциклопедист, священник-миссионер, философ, писатель, этнограф, лингвист, историк. Родился он  в 1617 году ( 17 век) в местечке Обрх (иногда пишут Бихщ) что рядом с городом Карловац в семье землевладельца Гаспара Крижанича.


 Справка: Карловац  — город в центральной части Хорватии, административный центр, находящийся в 56 км от Загреба ( Столица Хорватии).

Умер  ( погиб) Юрий Крижанич 12 сентября 1683 (66 лет) года во время осады Вены турецкими войсками.
Большинство его сочинений было опубликовано только в 19 веке.
В последние годы жизни он  был уже не столь ярым сторонником Унии между Каталической и Православной Церквами ( напомню, что раскол произошёл в 1054 году) как это было в начале его славного пути.


Справка: Уния-от латинского  unio «единение» — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом; также церковная уния. В данном случае нас интересует последняя. Церко́вная у́ния — объединение двух или более христианских конфессий. 


Часто используют не вполне корректное  определение  в виде  "акта объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда, богослужения на родном языке, отсутствия обета безбрачия для белого духовенства и др. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются униатскими. Восточно-католические церкви византийского обряда называются грекокатолическими". (Б.С.Э.)


На деле же православные церкви принявшие унию перестали быть православными.

Так произошло и :
— в 1553 году (16 век) с Ассирийской церковью,  в результате чего появилась Халдейская католическая церковь;
-в 1596 г. ( 16 век)  (Брестская уния) с откачнувшимися от Православия Руси Киевской и Галицкой  метрополиями,  и западнорусского населения Речи Посполитой, прежде находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата. В результате чего появилась Русская Униатская Церковь;
— в 1622 г. (17 век) с Эфиопской церковью. В результате чего появилась Эфиопская католическая церковь;
— в 1649 г. (17 век) с православным населением Закарпатья (Ужгородскя уния) распространившаяся в 1699г. (17 век) направославное население нынешней Румынии ( тогда Трансильвания). В результате чего появились  Русинская, Словацкая и Румынская грекоаталические церкви.;
— в 1664 г. ( 17 век) с православным населением Закарпатья и венгерской епархией Хайдудорог (Мукачевская уния). В резуьтате этого данные епархии вошли в состав Греко-каталической церкви;
—  в 1677 г. (17 век) с правсолавной церковью Сирии. В результате чего появилась Сирийская католическая церковь;
— в 1713 г. (18 век) была заключена Марамурешская уния в результате чего к 1721 году почти все православные священнники Закарпатья откачнулись к каталицизму.
— в 1729 г. с Антиохской православной церковью. В результате чего появилась Мелькитская католичеая церковь;
— в 1741 г.(18 век) с большей частью коптов Египта и Ближнего Востока. В результате чего появилась Коптская католическая церковь;
— в 1742  г. ( 18 век) с чстью православного населеения Армении. В резущльтате чего появилась Армянская католическая церковь.


Что всё это означает затронем несколько позже, а сейчас хочется возвращаясь к биографии Юрия Крижанича отметить, что  основой  желания  объединить Церкви служила для него, несбыточная мечта объединения славян в одном историческом ложе. А существовавшие церковные распри не только препятствовали  этому, но зачастую,  создавали условия для братоубийственных войн.


Крижанич одним из первых понял, что  причина многовекового спора между восточной и западной церковью находится не в самой религии, а в политических разногласиях государств, поддерживаемых церквью. И зачастую  эти причины заключались в  соперничестве двух  народов – греков ( являвшихся аванпостом Египетского жречества, а по сути прикрытием для иудеев) и римлян ( нынче это итальянские территории)  за  власть, за титулы. Римский Папа хотел властвовать над церковью на основании ( более выдуманном чем существовавшем) преданию о Римской империи, которая уже исчезла и вряд ли когда -нибудь возродилась бы. Крижанич по этому поводу говорил, что: «Пусть, австрийские государи называются римскими императорами, могут носить это имя, но это будет суета и обман; того, что разорено, нельзя уже поставить на ноги». 


 А ведь мы помним, что на место  якобы бывшей Римской империи заступила Византия. И этим  в истории  по моему мнению ознаменовалась победа южного Египетского жречества во главе с фарисейством ( иудеи) над северным ( читай русским жречеством) авангардом которого была римская военная олигархия (седукеи).


Крижачич, не все для себя уяснив  пытался разделять вопросы касающиеся идеологий ( а религии это как  тут не крути- идеология) и этносов. Предполагая, что славяне это этническая категория. Хотя  с другой стороны он вполне конкретно понимал основную суть вопроса о чем и писал, что "Всем единоплеменным народам глава — народ русский… Поэтому, когда мы хотим называть себя общим именем, то не должны называть себя новым словянским,  а стародавним и коренным русским именем". Комментарии, как говорится, излишни.


 И не важно, по мнению Крижанича, кто будет  осуществлять церковное главенство  Рим или Царьград пусть Папа ( Рим) и Патрарх (Царьград) спорят по этому поводу меж собой– "славяне не должны из-за них чинить раздора между собой и защищать чужие привилегии, чужую верховную власть, а должны знать единое царство духовное, единую церковь, не имеющую рубежей, распространенную во всем свете". И это было неважно для него, чего не скажешь о недавно появившихся, и стремящихся к собственному укреплению (границы территории) государствах.


Тут  мы наблюдаем вполне себе зрелый, но всё же идеализм Юрия, ибо он так и не понял до конца своей жизни, что именно славянство стало "яблоком раздора" общей Христианской церкви и именно на почве  борьбы за самую большую языковую общность на планете.


К сожалению это не тема моей статьи и особо вдаваться в детали мне нет  резона, но существенным в понимании данного вопроса ( как кстати и того, что происходит нынче в нашем мире) является не  религиозные противостояния двух, некогда объединенных в одно, христианских мировосприятий (да и вообще не  в антогонизме всех прочих религиозных и политических  воззрений друг к другу),  и не в этнических различиях между частями, которые некогда были одним народом, а в ...


В  разделении социально-биологической основы человечества на  земледельцев (которых по не очень большой грамотности причисляют к вегетарианству) и скотоводов.
К сожалению это та тема, которую не затрагивает официальная история  по причине её табуированнсоти, но всегда имеет ввиду социопсихология и геополитика.

 

На этой "интригующей" ноте я закрываю данное направление в указанной теме
Не учитывая тех факторов, о которых я не пожелал особо распространяться, Крижанич пришел к убеждению, что весь славянский мир должен сделаться единым обществом, единым народом. При таком взгляде он естественно сосредоточил внимание на России, как на самой обширной стране, населенной  по его мнению, славянским племенем. 


К сожалению Крижачич не знал, что большая часть славян ( и это в его время) уже давно не имеет никакого отношения к земледельческой традиции от чего  консенсуса между разрозненными частями славянского мира никогда не будет, если только...


                                              I Путь праведника и идеалиста


После смерти отца в 1632 году не имея возможности расплатиться с долгами  мать сильно болела и ухаживать за ней приходилось Юрию, тому пришлось постигать азы существования самому, то бишь на "собственной шкуре".
По той же причине ( отсутствие средств) его семья не могла позволить ему получить "приличное" образование отчего ему была уготованна одна дорога в Загребскую семинарию которая воспитывала и обучала бесплатно специально "нацеленных" священнослужителей, сторонников и поборников Унии- униатов.


Владеющий с детства, помимо хорватского, венгерским, и турецким языками в  семинарии Юрий изучает латинь. По окончани семинарии задумывает стать миссионером в Смоленске ( тот, в указанный период, был захвачен у России  Польшей), но предварительно решает заняться самообразованием для чего едет  в Вену в 1638 году (21 год) где учит немецкий.Тут надо отметить, что на Западе в те годы было прямо таки поветрие на самообразование и преимуществеенно среди священического братства.Русь в этом вопросе катастрофически отставала (нагнать мы смогли Европу лишь в 19 веке, перегнать пока не удаётся-тащимся в хвосте).   Не имея возможности осуществить свою мечту, он отправляется в Болонью где помимо богословских наук  занимается еще и юриспруденцией и агрономией. А в 1640  проживая в Риме и некоторое время в Константинопле, учит итальянский и древнегреческий, изучает богословие. В результате самообразования он уже в 1642 году (25 лет) получает степень Доктора богословия и посвящен в сан Загребского каноника.


Пребывание в Константинопле  ( в греческом коллегиуме Св. Анастасия, учрежденного папами для распространения  унии между последователями греческой веры) оказывает на него сильное впечатление. Он вдруг явственно понимает как греки ненавидят всё славянское. Ему претило невежество, высокомерие и лживость в своём окружении. Будучи специалистом в области католической церкви он  никогда не забывал, что он славянин. И его "больно ранили" всевозможные выпады в сторону славянских народов, бытовавшие в то время вв греческой среде, да и вообще в  Европе. "Образованная" Европа не просто считала славянские народы варварскими, но и всем своим отношением демонстировала тщетность последних достичь тех высот в знаниях, которые были свойственны "народам цивилизованным".


Причина такого отношения сегодня нам ясна. И она заключается в том, что по миру расползлись, окончательно разогнанные Владимиром, хазары, которые на протяжении многих веков всеми силами старались оболгать и опорочить некогда общую им с русами Отчину. Да к тому, же набирающее силу иудейство, опробировавшее свое влияние именно в Хазарии неустанно направляло все свои усилия для того, чтобы  подорвать основы христианства. Все эти процессы продолжаются и сегодня.

 

И тем неменее  приобретённые Юрием в Коснстантинопле знания   в  области византийской литературы укрепили его веру в необходимость унии двух церквей, считая, что по отдельности у них нет будущего. Крижанич принялся  собирать и изучать сочинения схизматиков, т.е. тех, кто выступал против догматов папизма. Результатом этих исследований  было несколько сочинений на латинском языке. Одним из его сочинений была  «Всеобщая библиотека схизматиков». В этот период, изучая сочинения писанные по-русски, против унии, он и  познакомился с русским языком. 

 

Наконец, в 1647 г.( 30 лет) он появляется  в Смоленске, где  изучает кириллицу и глаголицу. Здесь же начинает свою  работу над грамматикой хорватского и церковнославянского языков. До прибытия в Смоленск Крижанич не знал русского языка, но уже тогда замечал, что  понимает русскую речь. Он задумывает посетить Москву. Но разрешения на это  посещение от католической миссии получить не может. Пока ждёт "соизволения" обретается в Софии, где  изучая болгарский язык, с удивлением обнаруживает, что хорватский и болгарские языки очень между собой схожи. Разрешения он в конце-концов не получает и тогда решает ехать в Москву супротив обстоятельств. В этом поступке выражается его главное жизненное кредо- "Ничему не верить на слово, и даже то, что становится известным, проверять многократно, прежде чем являть своё суждение общему мнению".

 

В 1656 г. ( 39 лет) Юрий  Крижанич окончил первый том своего большого труда на латинском языке, в котором он с рассуждает о церковном раздоре: "Bibliotheca Schismaticorum universa" etc. ( уцелел в период уничтожения работ этого автора в римской казанатовой библиотеке в монастыре Santa Maria Sopra Minerva. Там же  хранится и сделанный Крижаничем перевод на латинский язык сочинений Нила Солунского). Кстати тем, кто интересуется историей церкви настоятельно советую почитать ( в инете есть, правда кусками).


Вынашивая идею объединения славянства Крижанич добивается встречи в 1657 году с прибывшими во Флоренцию послами России Чемодановым и Постниковым. Первое впечатление о русских у него было прямо скажем не "весёлое". Ему не понравился "русский пофигизм" по отношению к  внешнему виду посольской миссии, её неопрятность и грубость нравов.
Но не смотря на впечатление произведенное на него  от первого знакомства с "русскими татарами" он уже в 1658 году в Вене встретился с представителями нового русского посольства, прибывшего с поздравлениями к Императору Леопольду. 

 

Доподлинно не известно, но бытует мнение, что в Вене Крижанич обратился к возглавлявшему посольскую делегацию Якову Лихачеву с просьбой посодействовать о возможности "служить русскому царю". Тем более, что  данное посольство и имело соответствующую миссию -набирать иноземцев, желавших поступить на царскую службу, обещая им царское жалованье, «какого у них и на уме нет» ( типа и "не снилось"). 
Вот к ним, якобы  в гостиницу «Золотого Быка», и  явился Юрий Крижанич с пожеланием " послужить царю и отечеству". Правда  это отечество для него пока было  сродни "земли необетованной".


Думается ни какого предложения с его стороны не поступало, да  и поступив не могло быть "рассмотренно"  по той причине, что он был не просто католиком, а католическим священником. "Гулять за просто так" по Руси, да и по России в период первых Романовых католлическим священникам было не безопасно. А чтобы принять на службу, так это и вообще "уму непостижимо". Нуждающаяся в военных специлистах и военных дел мастеровых Россия в период  1626—1632 гг.  набирает около пяти тысяч наемников-пехотинцев. В то же время в  инструкции вербовщикам говорилось, что могут нанимать людей всех народов и вер, но только не католиков. 


Вероятнее всего Юрий просто пытался  не только выяснить более безопасные   пути следования  в Московию (самолёты еще не летали), но и планы царя русского, чтобы иметь возможность сразу, не блукая по стране "припасть к его высочайщим чарыкам".


И чхать ему было на неопрятность русских послов, которые, преодолев большое расстояние, по определению не могли привести себя в порядок за неимением в Европе не только общественных, но зачастую и частных, бань. А мусолить свои подштанники в речке посольским было как-то не к лицу. Лучше вонять по всей "просвященной Европе" чем заголять свой зад перед европейскими буренками. Именно коровы были самыми многочисленными посетителями европейских пляжей, отчего нормальные люди на берег, да и вообще к реке  не могли подступиться что бы не " подорваться" на коровьей  лепёшке.


И в окурат после убытии посольства  Лихачёва, Крижанич двинулся в свой "тайный" вояж в сторону Московии как водится через Венгрию, Угорскую и Галицкую Русь. Ведь если бы его "приняли" на службу, то веротнее всего он уехал бы с посольскими, да  и за их счет. А так  пришлось пёхать самому и за свои католические средства.


Путь в Московию лежал через Львов. Там  Крижанич,  чтобы не "тратить время напрасно",  изучает украинский язык (в данном случае польско-русский диалект). И на своём примере убеждается в том, что славянские языки находятся в близком родстве друг с другом.


Будучи по "образованию и воспитанию" униатом, т.е. "натасканным" на объединительной идее между церквами, но под протекторатом католицизма в  процессе своих исследованиях славянских языков   он  меняет своё отношение к  Унии.  Его внимательный взляд ученного улавливает несоответствие между заявленными целями и  происходящими фактическими процессами  в униатстве.  Он понимает, что распространение католичества среди славян может привести к сильной зависимости от Рима, который отнюдь не заинтересован в создании мощной славянской федерации. 


Напротив  Папство всеми силами стремится ослабить и противопоставить разные части славянства друг другу. Вначале 1659 года уже подьезжая через Малороссию к границам Великой Руси Крижанич встретил царское войско следовавшее навстреч выступившему из Польши Выговскому. По этой причине дальнейшее продвижение  на Русь для Крижанича было невозможно и он  повернул назад и пробыл в Малороссии до октября, проживая в Нежине у Василия Золотаренко, бывшего тогда нежинским полковником. 
Здесь Юрий   активно включается в процесс воссоединения украинского и русского народов. В своем обращении к украинским казакам он говорит, что "лутче им было служить великому государю, неже польскому королю" и призывает хранить клятву, данную ими русскому царю на Переяславской раде. В результате казаки захватили город Нежин, и он стал первым городом на Украине, присягнувшим Москве.


Одним словом в 1659 году Юрий Крижанич, католический свщенник, и ярый сторонник  лозунга "Славяне всех стран объединйтесь" прибыл в Москву.
 Москва как водится " слезам не верит", а сособенно слезам умиления. А также не верит на слово, всяким там "перевертышам". Отчего в Посольском приказе, куда прибыл сей католик устроили ему проверку " по полной" вплоть до применения "детектора лжи". Результат проверки  "встречающую сторону" удовлетворил и лишь тогда  о сём соискатели должности при царе, сообщили непосредственно работодателю, т.е. Алексею Михайловичу, что мол де  "на его имя вышел из сербской земли ученый человек". 


Царь, ознакомившись с "резюме", уважая ученность соискателя, приказал выдать Крижаничу "государево жалование", и в тот же день его приняли на службу. Крижанич не отклыдывая объединительную идею в "долгий ящик" принялся образовывать русский народ, считая, что объединяться могут равные по знаниям, вере и интелекту. И не особо сомневаясь в собственной правоте пишет царю писульку о необходимости образовательной реформы в стране. Мол надо настроить школ, училищ… короче мест для получени грамотности и вообще не плохо бы еще и учебники новые написать и пожалуй и саму грамоту выправить. А то, то что наворотили ( "соединив гуся со свиньей") Кирилл и Мефодий, могут понять лишь они сами.


Он добивается не только подчистки  церковно-славянской азбуки, но и печатания новой, очищенной от иудаизма, славянской Библии ( кстати именно этот вариант Библии не приняли Старообрядцы, иудаизм им был как-то ближе).Кроме того, Крижанич подает в Посольский приказ ряд бумаг, в которых дает ценные практические советы в области политики, в частности, по отношению к украинским казакам. Что очень настораживает не только "работников" сего ведомства, но и самого царя.


Если уж быть предельно точным, то  в царствование первых Романовых (Михаил и Алексей) в стране господствовала власть приказного люда, т.е. чиновников. Происходило расширение письмоводства ( бумага основательно заменила слово), практиковалось  трактование существовавших законов по своему частному усмотрению. В церквах процветало мздоимство, пустосвятство и сибаризм. Тот же Филарет будучи Париархом всея Руси никогда не был набожным человеком и более был склонен к светской, чем к святительской жизни.  Каждый мало мальски обремененный чиновничьими обязанностями считал себя вправе ущемлять права прочих, за свои и так оплачиваемые из казны услуги требовать от просителей особого вознаграждения, при этом не особо заботясь о выполнении обещанного. Соответственно росло число недовольных, появлялись всякого рода Навальные и не умея сами вести за собой многие делали из них "тряпичных кукол" вождей, подталкивая последних к противлению власти, а то и вооружая для прямой и откровенной борьбы.


Внешнее самодержавие по сути являлось прикрытием для грабежа страны сторонниками правящих кругов. Всем заправляли бояре и приказные дьяки, царь же изображал "крутого парня" в угоду их желаниям. И сегодня вполне ясно представляется, что самодержавная жесткая власть в первую очередь окорачивала саму эту власть и ту гниль которую она распространяла, ибо при "демократических", "добрых", а порой и "мягкотелых" царях народу зачастую жилось намного хуже, чем при власти абсолютной. Такое положение вещей сохраняется и по сей день. 


Стремление некоторых либеральных кругов к распространению "демократии" на деле означает безграничный грабеж населения, попрание его прав и соответственно уничтожение каких -либо свобод. Свободным является, как я уже говорил, право выбора "жить или не жить" и право спариваться друг с другом ( в независимости от половых предпотений) и на это направленно вся пропагандистская политика либеральных режимов. Всё прочее ( есть, спать, сра..., ходить в туалет, изучать, строить, создавать, рожать, выращивать и добывать) по задумке либералов, человек обязан делать по инструкции.


 Голландец Исаак Масса  живший в тот период в Москве писал, что он надеется на Бога, который откроет царю глаза: России нужен новый Иван Грозный, это единственное средство удержаться на троне, русский народ благоденствует только под дланью своего владыки и только в рабстве он богат и счастлив(15 Цит. по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях… С. 5.) 


 Примечательно не то, что подобную мысль о необходимости " твёрдой  руки" высказывал  гражданин  голландской республики, а то, что он считал, что народ в России имеет  необходимость в жестких мерах,  а не  проявляет своё недовольство действиями чиновников.  Кстати подобные же мысли высказывали в дальнейшем почти все  западные путешественники побывавшие в России.  И это в совю очередь сформированная в сознании зарпадного человека мысль о  необходимости деспотии в России ( потребность русского народа в ней) и непосредственно  для русских, станет не просто  главной темой Запада, а основой взаимоотношений с нашей страной.


Как нынче "горюют" либералы, что народ в социологических опросах ратует за Сталина, за тот режим при котором чиновник дышит одной ноздрей и стоит на одной ноге боясь другую поставить не туда куда нужно.
И в большей степени иностранцев в этом убеждали не сами действия народа, а отдельные стремления конкретных групп людей  к собственному обогащению за счет этого самого народа. Ведь как удобно, наделить в речах народ варварским мировосприятием и предложить ему, при том насильно, своё участие в его судьбе, для того, чтобы он зажил "свободно и счастливо". Свободно от возможности принимать  какие-либо решения и счастливо от того, что ему преподнесут его благодетели.  А если он откажется заявить "Ну варвары, что с них возьмешь!".


 И даже для многих наших соотечественников ( я лично их своими соотечественниками не считаю) стало признаком европейской культуры обзывать  окружающий их народ быдлом ничего не понимающим ни  в демократии, ни в личных свободах, и  жаждущем лишь  того, чтобы кто-то над ними поизмывался. Этакий национальный мазохизм. Себя же они видят в роли спасителей "бессловестного" большинства. Востину "на бога надейся, а сам не плошай", и чем меньше в нашем Отечестве будет этаких радетелей за "народ", плодящийся как вши, тем лучше будет сей народ жить. К сожалению промышленность перестала выпускать лучшее средство от вшей — дуст.


Отсюда "глядя правде в глаза" можно констатировать, что видение  Крижанича о воссоединении двух церквей в независимую от земных споров церковь Христову   не воспринималось  многими, не потому, что они не желали всеобщего славянского  братания, а потому, что не видели в этом стремления самих славян. И по причине несоответствия желаемого и действительного большинство считало  взгляды католического священника не сколько ложными, сколько вредными не только в русле понимания традиции защитников обрядного православия, как и латинствующего католичества, но и существующей традиции социального устройства Руси-России.


 По этой ли причине, или по той, что он хорват не ведая сомнений и не очень понимая, что вокруг него в России происходит, возжелал  критиковать действующую власть, но и пытался её вразумлять  своими методами. Подобное не проходило и не проходит в России ни тогда, ни нынче. Быстрее тех кто пожелает выступать против " немого" большинства, ждёт не просто большой "облом", но и репресивные выступления  против них же самих этого  большинства. В истории страны часты случаи когда "болящие за народ" славянские  волхвы, взывающие к массам о несогласии  с "политикой правящей партии" были умервщлены самим народом при непосредственном нежелании этой самой правящей партии участвовать в этих деяниях. В дальнейшем особенно наша советская историография перевернула всё  "с ног на голову", обвинив в репрессиях не народ, а княжескую власть.


Прибыв в Москву в 1659, Крижанич не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков.

 

Из косвенных намеков, встречаемых в сочинениях католического идеалиста, можно предположить, что он открыто признавал себя принадлежавшим в одно и то же время и римско-католической, и греческой церкви, готов был причащаться и в русском храме, но не хотел принимать вторичного крещения. А по московским понятиям того времени ( нововведение Филарета), всякий, принимающий православие, должен был вторично креститься.   Хотя данное деяние  уже не соответствовало той  идеологии, которая стала преобладающей на уже обозначенной России. Такое мнение, вероятнее всего, было у Крижанича. На самом деле мало кого в России в период нахождения у власти Романовых вообще  заботило вероисповидание субьекта, верь хоть в черта, хоть в русалок, но не смей трогать структуру власти.


20 января 1661 года католика-униата сослали в Тобольск. В ссылке он  пробыл почти   16 лет и написал там самые замечательные свои сочинения. Вообще Сибирски воздух очень благотворно влияет как на творчество, так и на качество мышления. После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Юрий Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.


С 1676 жил в Польше, вступил в орден иезуитов, принял монашество под именем Августин. Написал несколько трактатов на разные темы, в том числе "Историю Сибири" на латинском язке и погиб 12 сентября 1683 под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского.

Окончание следует

Рейтинг
последние 5

Сергет

рейтинг

0

просмотров

657

комментариев

6
закладки

Комментарии