Гардарика. Ростов Великий

Гардарика. Ростов Великий

Пришло время продолжить наше необыкновенное путешесткие по старинным городам Руси. Направляясь к очередному городу я еще не знаю что встретит меня на этом пути, но то что это будет весьма интересная информация я не сомневаюсь. Надеюсь и Вам уважаемый читатель что-либо пригодится из моих «наблюдений».

Двигаясь от города Королёва, что в Подмосковье (там одно время проживала моя мать ) по трассе М8 ведущей в сторону Ярославяля приближаюсь к Озеру Неро. К самому озеру хороших дорог нет и говорят никогда небыло, но его приближение чувствуется по уклону месности по которой движется путник ( как бы он не передвигался). Озеро Неро само по себе интересно своими историями объясняющими как его название так и появление на его берегах города. По мне, так ни один город на Руси, не назван именем человеческим. Такое мое личное мнение, ибо это не в традиции русичей называть земли вечно существующе, на которых проживаешь, именами мало живущих людей.

Наоборот, многие имена берут начало от названий городов, в том числе и Ярославль и Владимир и Углич Исключением является Борискоглебск, но город по меркам истории Руси молодой и назван так во времена «пелетения исторических кружев» Романовыми. Только в их правление появились города, носящие имена смертных. Так заменены старые названия городов на «лежащие на поверхности», кто там потом разберет кто и когда жил. Площадь озера более 5о кв.км. Ученые считают, что озеро появилось не ранее 500 тыс. лет назад ( до ледниковый период).Окружено оно болотами и глубина не более 3 м. Предполагается, что первыми заселили озеро финно-угрские племена Меря. Ох уж эти Меря, они встречаются на всем «пути нашего следования» по городам русским.

Придется следующий после Ростова Великого экскурс сделать в историю данного племени. Историки выдвигая версию о названии города гововорят, что оно имеет мерянские корни и что «нер» обозначает воду. Но при этом почему-то не замечают ( или делают вид, что не замечают), что все финно-угрские диалекты воду обозначают как «ва», лишь на языке коми очень похоже обозначается болото «нюр». При этом слово «нер» ближе к марийскому «нер» -нос, отрог; удмуртскому «ныр»- нос, рыло, клюв; мордовскому «нерь»-нос, рыло (то, что выступает). А если изменить букву «е» на «ё» то значение изменится мало, но опять же не как «вода», типа: манси- «гора, бугор, холм»; Напомню, что Нёр название Уральского хребта. Короче говоря, надо разбираться. Но не сегодня. Нынче разговор о городе Ростове получившем название Великий, что бы его не путали с Ростовом - на – Дону. Происхождение названия не определено.

В свое статье «Новое о забытом старом» И. Морозов в 1976 году пишет, что «Материалы, поступившие в Ростовский музей от краеведа и большого знатока мордовских языков Бориса Евгеньевича Смирнова, позволяют дать о происхождении названия «Ростов» иной ответ ( отличный от происхождения имени от славянского князя Роста). А именно, не измененное ли это название древнего языческого праздника зимнего солнцестояния «Роштува»? В жизни древних большую роль играли солнечный цикл и звездное небо. Тысячелетия назад люди заметили, что разному времени суток и года строго соответствует повторяющееся положение светила. По нему люди научились определять начало и конец месяца, года. Это был их календарь. Из названий языческих праздников, связанных с солнечным циклом, которые позднее приурочивались к ближайшим православным, сохранилось у мокшан только одно – «Роштува» – празднование зимнего солнцестояния. В это время (21–22 декабря) созвездие Близнецов находится в зените. А две его звезды Альфа и Бета известны на мокшанском языке как «Рош» и «Тува», что соответствует понятию «главное», «большое», «основное» (событие, веха). Этим же, словом у мокшан называется православное рождество.

Имя свое Ростов мог унаследовать от названия этого традиционного и многолюдного празднования дня зимнего солнцестояния, который исстари отмечала языческая меря». Осмелюсь предложить свою версию исходя из наличия в слове звуков которые имеют следующее значение. «Ро» ра- сияние; «ст»-огороженная вода, искусственный водоём, пруд: «ов»-плато , равнина, гладкая поверхность воды. Город у гладкой сияющей воды. Впервые упомянут якобы в летописи (вездесущей «Повести временных лет») 862 года, как центр всего Залесского Ополья. Центр, который не только существует сам по себе, но и объединяет вокруг себя много земель. Вот и думайте можно ли вокруг одного города объединить земли за 100-150 лет? В мировой истории лишь один такой город Санкт-Петербург, но это была «государственная программа» в остальных, же случаях «насилия» над процессом не происходит, все идет естественным эволюционным путем. И, как правило, этот путь не менее 200 лет. Любопытные фразы нашел я в инете, по поводу первопоселенцев мерян и пришлых славян: «Привлекали славян в Ростовском крае неисчислимые богатства, его красота, относительная недоступность для внешних врагов. Они поселились вблизи озера Неро и принесли в эти края более высокую культуру. Они знали ремесла, занимались охотой, рыбной ловлей и земледелием.

С течением времени произошла ассимиляция, слияние этих племен, и их культур, что и послужило началом возникновения народности русской». Так, что, народ русский, вы вроде семитов смеси «белых с черными». Ладно, пока «проглотим» потом «срыгнем и пережуем». При этом вскользь говорится о том, что озеро привлекательно еще тем, что на его дне огромные запасы удобрений для полей в виде отложений ила. Историки «потчуют» нас информацией о том, что летом (это когда болота разливаются) 991 года в Ростов прибывает киевский князь Владимир «со товарищи», с митрополитом, и аж с четырьмя епископами и даже воеводою Добрыней (персонаж как нам уже известно вымышленный).

Идет страда, а Владимир желает крестить народ в озере, которое «по пояс». А что удобно кто не жалеет, того дергать за ноги сподручно, но не все пожелали, мало же бездельников было на Руси в «горячую пору». Короче как князь уехал «кот из дому, мыши в пляс» епископов прогнали одного даже язычники, извели насмерть» теперь он «святой мученик Леонтий». Дальше в истории Ростова начинаются такие неувязки, что удивляешься, как история города вообще состоялась. Так в 1024 (и тоже 1071) году произошли восстания, причиной которых явился голод в неурожайное время и «полные закрома богатых людей». Надо отметить, что данные события в исторической «хронологии» с завидным упорством историки приписывают всем городам Руси. Этот факт не только настораживает, но и заставляет обратиться в него поглубже. Возглавляли восстания жрецы-волхвы, били «старую чадь». Неурожайные года случаются по причине климатических катаклизмов, но по данным палеоботаники, палеозоологии, археологии и геологии климат древней Руси был постоянно теплым, лишь с конца 13 века по начало 17 в, начали происходить климатические изменения, могущие привести к не урожайности земли. И надо сказать последующие неурожайные годы к восстаниям не приводили. Может, научились запасать впрок? Может быть. Ведь в конечном счете голод прекратился так как «сгоняли» к камским болгарам и привезли оттуда «жито» - зерно. И все же дело как мне кажется не в урожае, а в чем-то другом, да и при чем тут волхвы?

Восстание «смердов»- землепашцев вынудило Ярослава Мудрого находившегося тогда неподалеку в Новгороде (не тот, что на Волхве, того еще и в помине не было) принять «мудрое решение» типа: «Мстислава в Чернигове я достану опосля, а теперь надо побить «волхвов лживых»». Повторилось сие деяние в 1071 году («Повести временных лет»), когда, не «доедая» восстали волхвы в Киеве, Новгороде, Суздале и пр. землях. А.А. Шахматов правда усомнился в указанной дате и сместил её немного «ниже» в года между 1066 и 1069. Тут вообще не понятно причем тут «недород». Можно подумать, что вся жизнь Руси это неурожаи, и вследствие этого, сплошные восстания. Но мы уже все знакомы с марксистско-ленинским учением, когда «верхи не могут, а низы не хотят». И что же предшествовало этим событиям. А вот, что Начало 11 века ознаменовалось противоборством Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного, который шел во главе интервентов на Русь.

Польский король Болеслав возглавляя армию из поляков (ляхов) немцев и венгров (угров) вторгся в наши пределы. Это была первая интервенция славян, которые несли христианство (Слово Христа) на земли русов. Против них встал весь русский народ. Раньше славяне «после разгрома Хазарии» (965г) просачивались на Русь мирным путем, как бы незаметно, но тогда с ними не шли хазары (немцы-евреи ашкинази) и угры (гунны). Это они, в дальнейшем взяв вверх над Русью (во времена подавления восстаниев Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачева, 1917 год) внесли в историю изменения относительно того, что исконные земли Руси принадлежали изначально славянам напополам с финно-уграми, а так называемые монголо-татары побивали и русов, то есть их славян которые называли себя на «бумаге» «русским населением Руси». Ничего не попишешь, кто победил тот и диктует свои правила. «Кто первый встал того и тапки».

Прошло всего 29 лет после разгрома каганата и успели вырасти новые хазарские воины, жаждавшие реванша. О кровном родстве давно забыто, но мы не забудем, лично я буду напоминать об этом, пока нахожусь здесь на сайте и помнить об этом вероломстве, пока жив сам. Еще Тихомиров М.Н. отмечал, что события в Ростово-Суздальской земле описаны в разных летописях, но их время разнится. Так в «Повести временных лет» (детище фальсификатора Лихачева) это 1071год, а в «Летописце Переяславля Суздальского» он несколько древнее (вспомним Шахматова). Справка официальной истории. «Первым самостоятельным князем (я не очень понимаю этот термин «самостоятельный») следует считать Юрия Долгорукого- сына Владимира Маномаха. При нем земли Ростовского княжества значительно расширились. Он укрепил старые города, заложил новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Константинов; на землях боярина Стефана Ивановича Кучки заложили город Москву. При нем Ростов получил титул «Великого», но свой княжеский стол Юрий Владимирович основал не в Ростове Великом, а в Суздале, поэтому княжество и называлось Ростовско - Суздальским (логичнее было бы назвать тогда Суздальско-Ростовское).

После смерти Юрия княжество перешло к его сыну Андрею. Андрей Юрьевич (Боголюбский) стал великим князем обширных владений Владимиро -Судальского княжества. Стольным городом при нем стал молодой город Владимир. Ростов же стал на многие века религиозным центром». Вы как хотите господа, но я не могу согласиться ни с тем, что Юрий настроил городов имеющих по своим названиям мало отношения к Руси типа: - в Переславль (1152) (это была непонятная замена большому гарнизону Клещину и вроде бы назван город по имени старого, южного Переяславля, -в . Юрьев-Польский (1152) (первоначально год назывался Гюргев или Гергев, т.е. Георгиев град. Ставший столицей Юрьевского княжества и тогда назван Юрьев-Польский 1212г), -Дмитров (1154) (как вам такое: «В период монголо-татарского ига, тем не менее, политическое значение города начало расти. В 1247 году он стал одним из двух центров Галицко-Дмитровского княжества»), -Константинов(1152) (Константин Всеволодович-князь Ростовский сын Всеволода Большое Гнездо еще не родился). Странным является то, что «закладка» новых городов как-то уж синхронна и главное в одно и то же время производилась, будто тот кто все это писал, составлял план на очередную «пятилетку». Не согласен я и с тем, что главным городом является Суздаль, а княжество Ростово-Суздальское, что с каждым новым князем Ставка его все дальше уходила от Ростова. При этом город Владимир ну ни как не мог быть молодым, даже официальная история на основании Ипатьевского летописного свода датирует его появление с 990г по которой получается, что Владимир Святославич Красное Солнышко: «пошел в землю Словенскую и страну Залесскую… и поставил там над рекою Клязьмою град, и нарек его своим именем Володимир». При этом почему-то лишь к городу Владимиру историки, применили фразу «пошел в землю Словенскую и…». Думается эта фраза чужая в летописном своде. Так как название города по старинному звучанию было несколько иное «Володимѣръ». Быстрее это обозначало «Владения Меря» или «Владение Меры». Последнее очень примечательно, но об этом чуть позже. Все вышесказанное наталкивает на мысль, что господин Ростов Великий (заметьте Новгород Великий) не тот «за кого себя выдает».

Еще одна деталь, это то, что подавивший восстание Ян Вышатич (славянин) мучил волхвов и смердов, хотя категорически не имел на это права по уложению Ярославову. И делал он это потому, что у него была иная задача (см. бои под Донецком в нынешней Украине). Примечательным является и то, что с Ростовом Великим (село Угодичи) связан былинный богатырь Алеша Попович. А вот о Стефане Иванове Кучке надо непременно «поговорить». Его за гордость и хулу на князя казнил Юрий Владимирович в 1158 году, а во Владимир забрал якобы его детей двух сыновей и дочь Улиту, которую выдал за своего сына Андрея прозванного позже Боголюбским. Так после смерти Юрия Долгорукого Улита и братья убили Андрея Боголюбского в 1174 году. Предполагается, что Кучка был одним из вятических князьков. Ну а вятичи…

Справка: По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулебы). Неожиданно на Русь нагрянуло «Татаро-монгольское иго» в эти времена Ростов пострадал (как в прочем и Новгород) меньше всех остальных городов, при этом в истории Ростова (как и в истории Новгорода) есть такая деталь как изгнание сборщиков дани в1262г.: «избави бог от лютого томленья бесурьменьскаго люди Ростовьския земля, вложи ярость в сердца крестьяном, не терпяще насилья поганых, изволиша вечь и выгнаша из городов ис Ростова, из Володимеря, ис Суждаля, ис Ярославля, откупахуть бо ти оканьнии бесурмене дани, и от того велику погубу людей творяхуть». (Лаврентьевская летопись).

Примечательна фигура Стефана Пермского, из Ростовского монастыря, который являлся Святителем народов Северного Урала. Но еще более примечательно то, что в начале 14 века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии родился мальчик, которого прозвали Варфоломей будущий Игумен Земли Русской Сергей Радонежский. Не обошла Ростов и Опричнина. Но относительно опричнины буду вынужден писать отдельную статью, так как это явление изменило жизнь Руси и в конце концов привела ее к потере своего имени с принудительным изменением на имя Россия. Сунулся было на озеро и Петр Раз с постройкой своего «потешного флота», но озеро его не впечатлило и решил он для этих целей использовать Плещеево озеро. На определенные мысли наталкивают выводы А.В. Куза, который, в начале 80-х годах 20-го столетия разрабатывал социально-историческую типологию древнерусских городов.

Не ставя под сомнение «выводы» своих предшественников о том, что Ростов существовал еще до монгольского нашествия, он все же не включил его в число известных центров Руси, в виду того, что это не подтверждалось археологическими раскопками. Как я уже говорил в истории города много неувязок о чем упоминается и в «Географическом описании Ярославской губернии», где вполне конкретно сказано, что «о начале сего города... и по какому случаю построен... в летописи не упоминается, но известно (вопрос откуда) только то, что Ростов был за долгое время прежде избрания и прихода князя Рюрика в пределы Российские», а народ меря «имел тот, город столичным». Возникает вопрос относительно «столичности» города. У «народа меря» их было, по меньшей мере, штуки три. При этом Погодин М.В. занимаясь историей данного города в 19 веке увидел в Ростове один из центров (наряду с Новгородом на Волхве) власти славянских племен в земле чуди, которые насильно заселялись славянами.

Парралель между Новгородом и Ростовом проводит и С.М. Соловьев: «Ростов Великий…при самом начале русской истории находился в тесной связи с Новгородом и его князьями, поэтому Ростовской области с главным ее городом суждено было стать государственным ядром Великороссии». И опять «гладко было на бумаге да забыли про овраги» Вот что пишет А.В. Павелихин в «История археологического изучения Ростова Великого» «В 1961-62 годах, в связи с разрушением Уницкой стоянки строящимся Ростовским рыбзаводом, Верхне-Волжская экспедиция (ВВЭ) под руководством Д.А. Крайнова проводит охранные работы в месте строительства. В первый год шурфовками вдоль берега озера и на территории завода уточняются границы и стратиграфия стоянки, а затем проводятся масштабные исследования КС стоянки, которые показали, что стоянка была постоянно заселена с конца III до конца II тыс. до н.э., а с XII века на этом месте возникает славянское поселение»

Далее все исторические археологические данные приводимые Павелихиным в «Истории…» крутятся вокруг 12-15веков. Отчего не утруждая Вас дорогие читатели прихожу к выводу, что до 12 века жили там люди, но не славяне, а с 12 века началось славянская аннексия земель, которая особого «энтузазизма» у аборигенов не вызывала. Вернемся к «корифеям» истории так В.О. Ключевский считал, что Ростов был всего лишь «восточным форпостом» славянской торговли в направлении Каспия и возник в 8 веке благодаря тому, что был логистическим центром, т.е. «пунктом склада и отправления русского вывоза», центром «промышленного округа», со временем сделавшись «политическим центром» городовой волости». А.А. Шахматов не отличавшийся «сдержанностью в выводах» так и сказал, что сведения о Ростове в летописных списках (862-907гг) являются «вставками» сводчика начала 12в. Когда же в 1920 году были получены новые данные о Сарском городище, стало ясно, что именно это гоодище, а не Ростов играл важную рорль в международной торговле, но затем поздние историки «перенесли» историческую фабулу Сарского городища на Ростов. Более того в1934 году В.И. Равдоникас даже высказал предположение, что Ростовом первоначально называлось Сарское городище. Правда идею «переноса» отверг в 1955-1956гг.Н.Н. Воронин, проведший первые серьезные археологические раскопки в Ростове, в результате которых им был найдены остатки построек из бревен, которые были датированы 9-10 веком. Но мало ли какие роения кто и где строил, закона о земельных наделах и дачных участках еще не было. Что в своей «Сводке итогов исследований городов Северо-Восточной Руси», отметила и Е.И. Горюнова, предположив, что на месте Ростова, когда-то (до 11-12 века) находилось мерянское поселение.

Одним словом «когда в товарищах согласья нет…а воз и ныне там». До сих пор научный мир «ломает копья» даже по такому факту, как и почему (что является причиной) образования городов. Примирить всех «переносчиков» и «создателей» попытался в А.Е. Леонтьев подводя итоги археологических раскопок за 150-200 лет. Те что касаются до славянского пришествия. В работе вышедшей в 1996 году он писал, что Сарское городище «являлось оплотом мери, а Ростов -опорным пунктом княжеской власти». Я так и не понял в чем разница между «опорным» и «оплотом». Леонтьев же пытается всех убедить, что перенос города не имел место, а имело место смещение акцентов, где Ростов указанный в летописях еще не город, а местность с несколькими поселениями вокруг озера Неро, самым крупным из которых является Сарское городище. Короче «всем сестрам, по серьгам». Да и правильно, что зря «карандаши ломать».

Сегодня я не описываю ни архитектуру ни исторические памятники ни настоящий облик Ростова, все это Вы при желании можете прочитать в других публикациях. Я обращаю Ваше внимание на то, на что сам обратил свое внимание, т.е. делюсь «взглядом на ситуацию». В свете этого расскажу я Вам одну легенду, выисканную в «блукании» по интернету. Откуда она уже не помню, но главный герой легенды - «молодой человек по имени Росс, был обманут своим близким другом царевичем Априсом, который обманным путем овладел его царевной-женой и увез ее в Гиперборейские страны. Росс со своей дружиной после долгих опасных странствий достиг этих земель, это было наше Залесье. Перед предстоящим сражением Росс раскинул свой стан именно на том месте, где ныне расположен Ростов. Вероломный друг Априс пал от руки оскорбленного мужа. Росс с любимой женой возвратился в свой город. Место его остановки стало называться Россов стан, впоследствии — Ростов. Так гласит легенда о происхождении названия города». Комментариев легенды у меня нет. При ознакомлении всякого рода материалов меня не оставлял один лишь вопрос, а что меря… Почему меря сносит так все «безропотно» от всяких там пришлых, от славян, как упоминал пользователь сайта Мерянин, от русов и так далее. Мимо «проскочил» смешной ответ «Секрет «мирности» мери в предприимчивости».

Смешной «дядечка»! Вы верите в такое? Я нет, но как говорится о звезде…, в смысле о мирянах сегодня, ни слова. Всему свое время. На этом можно было, и закончить рассказ о Славном (славянском) городе Ростове, но нельзя изменять себе и непременно сказать «пару слов» о гербе года. Ростовский герб, в том виде, в котором он сейчас широко известен, утвержден 20 июля 1778 г. во времена Екатерины Два. В книге Винклера он описывается следующим образом: "В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя". Почему же все таки олень? Предположим, что местные жители поклонялись божеству в образе оленя. Даже сегодня в ростовских деревнях можно услышать поговорку или песню, в которой просят оленя начать весну или лето. Примерно так же толкуется символика ростовского герба в работе Н.Е. Сперансова "Земельные гербы России 17 - 19 вв.". Автор замечает, что "хотя точных сведений о времени возникновения эмблемы города не сохранилось... думается северный олень попал в нее не случайно, так как он имел важное значение в жизни обитателей края". Но при описании животного мира края все источники упирают на рыбное разнообразие и даже птицу, а вот олень в этом перечне как-то не встречается. Вам напомнят, что в Ростовском районе выращивают цикорий (сам с удовольствием употребляю) но вот про оленя как-то не слышали.

Заглянем в популярную в Ростове книгу М.Н. Тюниной «Ростов Ярославский» (уже какой-то венигрет). В книге отмечаем, что «первый автор ростовского герба, очевидно, учел эту веками бытовавшую традицию и включил изображение оленя в герб Ростова Великого». Какую? Да никакую пустое «перекатывание» слов, имеющих лишь один вывод- герб «выдуман из головы» (как, кстати, и герб г. Костромы). А вот любопытна версия противников усматривание в эмблеме языческих культовых основ, которые усматривают в появлении в гербе Ростова оленя христианское влияние. Если опираться на Псалтырь (система символов и иносказаний). Псалом 41: «Как елень желает на источники водные, так желает душа моя к тебе, Боже". Предположим, что « трепетная лань» то бишь, олень, это олицетворение души, жаждущей Бога. В христианском искусстве почти любое изображение оленя понималось как символ христианской души. Подобное истолкование было общим, как для византийского, так и для древнерусского искусства. Подтверждение этому находим в иллюстрациях к Псалтырю и соответственно на многочисленных памятниках прикладного искусства христианского периода. Изображения оленя на Ростовском гербе, на полях Псалтыря (иллюстратор Хлудовской») сопоставимо с иконой Благовещения из Суздаля". Ничего удивительного, лично для меня в этом нет, пришли славяне «принесли на себе Христа» и прочие атрибуты его «влияния», что еще можно было ожидать от тех кто «разносил» христианство по земле русской.

Похожие статьи:

ТрадицииКульт священных рощ в Ярославщине

Славянские символыМедведь с золотой секирой

ИсторияГлавные заблуждения и стереотипы о жителях русских городов

АрхеологияК проблеме Ярославлевых камней

ИсторияДень памяти Дмитрия Пожарского

Сергет

рейтинг

+4

просмотров

2403

комментариев

4
закладки

Комментарии