Нападения на Великую Скифию

 Нападения на Великую Скифию

В древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» и «Ригведа», а также в персидских источниках «Авесты» упоминаются легендарные народы, жившие несколько тысяч лет тому назад где-то между Индией и Северным океаном. Даже значительно позднее, в III в. до н.э., китайский император Цинь Ши Хуанди писал: «…там, далеко на севере находится могущественное государство с иной культурой и образом жизни…» При этом необходимо учесть, что в тот период Китай был сильной империей с развитой металлургией и другими производствами, наукой, культурой. 

По дорогам Китая ездил самоходный транспорт, а сам Хуанди летал на треноге (летательный аппарат, имевший три опоры). Император также знал о гибели различных завоевателей, вторгавшихся в северные страны.
Какие этнические народы населяли эти страны и какова их история? Этот вопрос занимает умы многих историков. На сегодняшний день известно, что к таким народом относились также скифы, которые жили на землях, простиравшихся от Карпат до Байкала и от озера Балхаш до Северного океана.

В те древние времена в Сибири был более тёплый климат. Через земли скифов пролегали оживлённые торговые пути по Енисею, Оби, Волге, Дону, Днепру в Европу и обратно в Китай, Индию, Персию. Эти пути активно действовали вплоть до XV в. н.э. Вспомним последний торговый центр – знаменитую Мангазею XVI в. н.э.

Земли скифов и их соседей привлекали завоевателей не только богатством этих мест, но и их сакральностью, описанной в древних сказаниях. Из истории известно, что персидский царь
Кир II (Великий) в 521 г. до н.э. вторгся в пределы скифского царства массагетов, которые под предводительством царицы Томирис на подступах к своей столице разбили персов, а Кира II казнили. Эта битва произошла на северном берегу реки Сарысу, в 300 км западнее Караганды. Через несколько лет из пределов земель современной северо-западной части Китая вторглись новые завоеватели (предки кайменов и кареитов), которые были разбиты массагетами недалеко от истоков реки Сарысу (в 200 км к югу от Караганды). После этого столица массагетов, находившаяся на полпути между Карагандой и Джесказганом, была перемещена на восток Тургайского плато, в район между озером Кушмурун и рекой Ишим.

Примерно в 325 г. до н.э. Александр Македонский из района Самарканда сделал попытку вторгнуться в пределы скифов-массагетов, но, получив достойный отпор у реки Тургай (западнее Джесказгана 250 км), вынужден был возвратиться назад.

Историком Геродотом подробно описан поход в 514 г. до н.э. персидского царя Дария Истаспа в другую Скифию, располагавшуюся между Карпатами и Доном. Геродот описал границы Скифии и положение соседних с ней народов. Но за минувшие тысячелетия на карте поменялись все ориентиры. Поэтому до последнего времени неясны были пути похода Дария в Скифию и его отступления оттуда, а также о реальных местоположениях народов, соседствовавших со скифами.

Геродот писал, что, узнав о походе Дария со стороны Дуная, скифы обратились к соседним царствам с предложением выступить сообща против персов. Цари гелонов, будинов и савроматов единодушно обещали помощь, тогда как цари агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров отказали в союзе. Возможно, что Дарий заблаговременно уговорил их через послов соблюдать нейтралитет. В этих условиях скифы решают не давать открытого сражения. Разделившись на отряды, они начали заманивать персов внутрь страны и в земли тех народов, которые заявили о нейтралитете, постоянно нападая на фланги и отдельные отряды персов. Скифы свои семьи и стада направили в безопасные районы, в глубь степей, лесов, за Волгу. Войска Дария вслед за скифами переправились через Дон, прошли страну савроматов, продолжив преследование вплоть до пределов пустыни, отделяющей будинов от тиссагетов. В пустыне, на реке Оар, Дарий начал строительство восьми крепостей. Предположительно, крепости возводились в районе современной Пензы, через которую проходили древние пути народов, связывавшие восток и запад, север и юг. В этих местах берёт начало ряд рек, впадающих в Дон и Волгу. Отсюда можно было водным путём попасть в Азовское море и Каспий, а далее в Персию. Здесь же у крепостей находилась основная часть персидской армии и пехоты. Отсюда конница Дария уходила в разных направлениях преследовать скифов. Одна часть персидской конницы, переправившись через Волгу, дошла до города Гелон (находившегося на южном берегу Камы) и опустошили его. Но, потеряв здесь многих своих воинов, персы отступили назад. Вторая основная часть персидской конницы продолжала преследование скифов вдоль западного берега Волги, а затем, повернув в западном направлении, пошла вдоль реки Оки в юго-западном направлении в сторону Истра (Дуная), вторгаясь в земли меланхленов, андрофагов, невров, агафирсов. Потеряв около 80 тысяч своих воинов и не достроив крепости, Дарий начал поспешное отступление всей своей армии к переправе на Дунае. В трёх днях пути от Дунайской переправы Дарий встретился с войсками скифов, но от битвы уклонился, уйдя к переправе. Имеется предположение, что в эти земли Дарий приходил дважды.

В результате многолетних исследований впервые удалось установить основные ориентиры Скифии и главные центры (города), соседствующих с ними народов, упоминавшихся Геродом. Например, местоположение главного города гелонов обнаружилось в Вятской истории города Вештомова, где сказано, что «…город Бряхимов в древности назывался «Гелон», до которого доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами в 512 г. до Р.Х. и оный выжег. Впоследствии город сей назван болгарами «Бряхимов» по князю Абдряхиме, жившем в нём». Эти сведения подтверждаются и землеописаниями Российской империи (С.-Петербург, 1818 г.), где говорится, что на месте Елабуги, по всей вероятности, находился в древности город Гелон, до которого доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами. Реальное местоположение города Гелона находилось в 45 км западнее существующего города Елабуга, у села Камские Поляны, напротив устья реки Вятки. Здесь, как и у Елабуги, в те далёкие времена проходил под рекой Камой подземный ход, указывающий на важность этого места. Здесь же имеются следы древнего поселения и далёких битв. Удалось также определить местоположение главных городов других царств, сопредельных со скифами (см. карту-схему).

Их местоположение полностью соответствует описаниям Геродота, который указывал, что по ту сторону реки Герра (р. Десна+Сейм), к северу от скифов-кочевников, находится та земля, которая называется царской. Выше земли царских скифов к северному ветру живут меланхлены, племя иное, не скифское. Выше меланхленов – болота и земля безводная на всём известном нам протяжении. Выше меланхленов находятся обширные, никем не заселённые территории. Савроматы живут восточнее Дона и говорят по-скифски, занимая земли к северу от Азовского моря на расстоянии 15 дней пути. Выше их живут будины на землях поросших разнообразным лесом. В их области выстроен город Гелон, где длина каждой его стены равна 30 стадиям (6 км). Там были храмы с алтарями и статуями эллинских богов. У гелонов общий язык со скифами, но различен с будинами. Будины являются кочевниками и исконными жителями этих мест. Выше будинов, к северу, идёт сначала пустыня на расстоянии более 10 дней пути. За пустыней в северо-восточном направлении живут тиссагеты-охотники. Рядом с ними обитают иирки-охотники. Выше иирков живут представители отколовшихся царских скифов на плодородных равнинных землях. Далее простирается земля каменистая и неровная, на которой живут аргиппеи, достигая берегов Северного океана. К востоку от аргиппеев жили исседоны, занимая земли между приполярным Уралом и рекой Таз (по обе стороны Оби). К востоку от исседонов находились аримаспы, являющиеся скифским народом. Дионисий в своём «Землеописании» называет их «арейманы» (воинственный народ ариев). Они располагались по обоим берегам Енисея, от устья Нижней Тунгуски до Северного (Кронийского) океана. Об аримаспах писали, что они похищали золото у грифонов, стерегущих выходы плутоновых потоков, содержавших драгоценный металл. Удивительно, что геологам неизвестны эти потоки. У побережья Северного океана, севернее аримаспов, к востоку от устья Енисея, на Таймыре, жили легендарные гипербореи, славившиеся сказочными чудесами, знаниями.

Великая Скифия

Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)
1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги;
5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи;
17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские;
21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские

Упоминавшееся Геродотом царство массагетов-скифов находилось в V в. до н.э. между южным Уралом и оз. Балхаш. Их столица находилась к северу от реки Сарысу (Царица?), в 200 км западнее Караганды.
Восточнее Урала, севернее массагетов, в царстве исседонов жили предки калмыков.
Исследования показали, что в V в. до н.э. скифские народы жили не только в южных районах нашей страны, но и далеко на севере, вплоть до берегов Северного (Кронийского или Скифского) моря-океана.
На картах XVI в. также указывается размещение скифов по обеим сторона Урала.

Скифы

Тайна Великой Скифии ждёт своей дальнейшей разгадки не только и не столько у берегов Чёрного моря. Исследователей ждут новые открытия и находки, включая гигантский медный котёл ёмкостью в 600 амфор, спрятанный в землю (при нашествии Дария) вместе с другими реликвиями и письменными материалами. На месте разрушенного персами города Гелона (на Каме) археологов ждут также интересные находки. Основные древние города скифов, привлекавшие к себе взоры завоевателей, находились на землях от района Урала до Красноярского края. Там же были их главные культовые центры, скрытые от нас тайной тысячелетий, как и священные усыпальницы славных скифских царей и вождей.

«Необъявленный Визит», 2(40), 1998 

Похожие статьи:

Альтернативная историяКонстантин Александрович Пензев - Арии древней Руси

ИсторияТаинственные скифы: господство и исчезновение

ИсторияСлавянский лес истории

Альтернативная историяБелорусское этногоническое предание в свете ведийской близнечной мифологии

КнигиСкифская Русь. Таинственный исток славянской расы

Дмитрий Фролов

рейтинг

+5

просмотров

4256

комментариев

1
закладки

Комментарии