Таинственные скифы: господство и исчезновение

Таинственные скифы: господство и исчезновение

Скифский народ проживал на просторах нынешней России почти 1000 лет. Аборигены были поистине непобедимы. Ничто не могло сдвинуть их с занимаемых рубежей: ни войско Македонского, ни персидская армия. Ситуация изменилась в одночасье. Славный народ попросту исчез, растворившись в анналах истории. Сегодня о нем напоминают лишь курганы.

Скифы: кем они были?

«Скиф» – слово эллинского происхождения. С его помощью древние греки обозначали всех кочевников Причерноморья. Скифы же именовали себя по-иному – «саки». Подавляющее большинство южан имело весьма отдаленное представление об этих аборигенах, считая их землю диковинной. Наиболее удивительным для греков было сезонное появление в Скифии «белых мух», то есть обыкновенного снега. Эллины почему-то считали, что на территориях кочевников всегда холодно. Это, как мы понимаем, совершенно ошибочное мнение, хотя его высказывали и Вергилий, и Овидий, и Гораций.

Много позднее Византийские Хроники обобщили понятие «скиф». Под одну гребенку «причесали» и оседлых славян с аланами, и даже воинственных печенегов с хазарами. В начале прошлого тысячелетия в записях Плиния Старшего скифы указаны «родственниками» германских народов и сарматов. Одним словом, чем ближе к Современности двигалась История, тем меньше становилось конкретики относительно скифов. Дальше – больше. Труд Нестора-летописца упоминает, что жители Эллады всех русичей называли «скифью», а саму Русь – «Великой Скифией».

Принято считать, что «скиф» является самоназванием народа, то есть «лучник». Возникновение данной культуры относят к 7 столетию до Рождества Христова. Геродот разделял этот народ по роду деятельности. Потому среди скифов были свои земледельцы, кочевники и даже царственные. Однако последние, по мнению того же Геродота, происходили от Гераклита (сына Геракла), то есть были «родней» эллинам.

Геродотовы «скифы» – племя своенравное, дикое. Согласно одной истории, однажды греческий царь принялся «пить по-скифски» (неразбавленное вино) и свихнулся на почве алкоголя. С той поры эллины даже не помышляли в обычной жизни пить чистого вина. Только стойкие спартанцы, когда хотели сильно захмелеть, требовали «наливать по-скифски». Этот обычай считался варварским и вызывал резкое осуждение в обществе.

Другая история повествует, что у скифов имелось в ходу многоженство. Вернее, не законная полигамия, а варварское «сношение» по сиюминутному желанию. Для этого перед шатром достаточно было выставить длинную палку в качестве сигнала и приглашения желающим «дамам». Скифы с эллинами взаимно презирали друг друга. Об этом рассказывает тот же Геродот. Верить ему или нет – вопрос.

Войны и сражения

Сведениями о скифах история обязана античной литературе и грекам. Это они активно колонизировали территории, прилегающие к землям аборигенов. Они же оставили первую исчерпывающую информацию о кочевом народе.

В 6 столетии до Рождества Христова скифы успешно оттеснили киммерийскую армию, а также мидийцев, завладев Азией. После этого скифским стало северное Причерноморье. Здесь-то кочевники впервые познакомились с эллинами. Следующей в списке побежденных стала армия царя Дария. Ему также не удалось сдвинуть «лучников» ни на йоту.

Скифы изматывали персов «бегом», как говорится. Неожиданно наступали, кружили вокруг них, наносили молниеносные кровавые удары и мгновенно отступали, растворяясь в знакомой местности. Так аборигены остались непобежденными. А Дарий с осколками своего некогда могучего войска позорно убрался восвояси. Скифы, при этом, заслужили громкую славу непревзойденных стратегов.

Уже в 4 столетии царь-долгожитель Атей смог сплотить разрозненные скифские племена в единое войско. Государство между Доном и Дунаем процветало. Чеканилась собственная монета, расширялись сферы влияния и границы Скифии. Сам же Атей признавался современниками равным по мощи отцу Александра Македонского, Филиппу Второму.

Существует легенда об отношениях скифов и изменчивого золота. В государстве имелся культ этого драгоценного металла. Поэтому считалось, что скифы водили дружбу с грифонами, охранявшими несметные богатства.

Процветание Скифии было костью в горле Македонии, пожелавшей во что бы то ни стало овладеть территориями. Вторжения в страну «лучников» начал Филипп Второй. В одном из сражений был убит Атей. Спустя 8 лет нападение повторил Александр. Однако поход этот не увенчался успехом. Скифия не пала на колени перед молодым царем Македонским. Процветание продолжалось еще около 600 лет.

Во 2 столетии Новой Эры на страну скифов многократно наступали и сарматы, и прочие кочевые народы. Результатом была утрата позиций. Скифия стала Малой и «сузилась» до территорий, в которые входили степи Крыма, Буг и нижний Днепр. Столица находилась именно в Крыму. Страна с крепостями Неаполь, Хаб и Палакий продолжала воевать с войсками Херсонеса и прочими. Все это в результате привело к ослаблению некогда мощного государства.

Куда исчезли скифы

Кочевниками в чистом виде скифы перестали быть в 1-2 столетиях Новой Эры. В обществе уже процветало земледелие. Чистота крови также была весьма условной, поскольку имели место многочисленные браки с греками.

Сарматы не прекращали попыток выжить «лучников» с их земель. В 3 столетии к ним «присоединились» аланы, усилив давление на миролюбивых аборигенов. Именно новоприбывшие, со свежей буйной кровью, добили крепость Неаполь. К слову, располагалась она недалеко от границ современного Симферополя. Однако аланы не задержались на крымской земле, отправившись на разгром готов.

Готы же ополчились против всех: и Римской Империи, и аланов, и даже угнетенных скифов. В 245 году они окончательно сравняли с землей крепости «лучников», а остатки населения бежали в горные районы Крыма.

Спустя 100 лет в Крымские горы нагрянули гунны. Они-то и вырезали последних скифов. Кто не пожелал покориться, канул в Лету. Те, которые приняли гуннские порядки, ассимилировались, окончательно потеряв национальную идентичность.

Сегодня о гордом скифском народе ходят лишь легенды. Славное золото, сокрытое в земле, найдено и разграблено. То, что попало в музеи, фактически украдено в свете современной политической ситуации. О жизни Скифии рассказывают трактаты, фанатично называющие «скифами» всех мыслимых кочевников. Некоторые историки склонны причислять к осколкам этноса чеченцев и осетин.

Кто-то полагает, что южные славяне состояли в родстве со скифами. Этому способствует отдаленное сходство культур обоих народов. То же говорит поверхностный анализ религий. И те, и другие были чистыми язычниками. Легенды, верования и элементы культов – тому подтверждение. Безусловно, они не идентичны. Иного и не следует ожидать в силу географической удаленности народов. Но кто знает, возможно, если хорошенько поскрести русского, найдется именно скиф, а не татарин…

Похожие статьи:

ИсторияОбщинное устройство славянских племен

ТрадицииОбряды славян

Альтернативная историяБелорусское этногоническое предание в свете ведийской близнечной мифологии

ИсторияНападения на Великую Скифию

КультураДни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

Рейтинг
последние 5

Любовь Дорохова

рейтинг

+1

просмотров

452

комментариев

3
закладки

Комментарии