Приключения бисера в России, или С чего все начиналось

Приключения бисера в России, или С чего все начиналось

Эта статья посвящается становлению нежно любимого мной материала для рукоделия — бисера. Хотелось бы рассказать о том, как он зародился и где его корни, но историки так и не пришли к единому мнению касательно этой темы, а создавать еще одну теорию не буду. Я живу в России, и в своих изделиях обычно использую чешский или японский бисер. Решив однажды поддержать отечественного производителя и перейти на материал российского производства, была неприятно удивлена: у нас просто нет масштабного производства бисера. Совсем. Пришлось покопаться в архивах и выяснить, чем это обусловлено. Я не буду затрагивать жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, которыми щедро расшивались наряды на Руси. Бисер, по определению Википедии, изготавливается из стекла, и речь будет вестись о бусинках именно из этого материала.

На Руси первопроходцем в стеклоделии стал Киев начала XI века. Первые изделия носили ярко выраженный византийский характер, так как и образцы, и опытные мастера были именно оттуда. Однако самобытность нашего народа очень скоро проявилась, и показала себя в уникальных узорах. Позднее стекольные мастерские появились и в других городах. Становление стеклоделия прервал приход Золотой Орды, и только после избавления Руси от ига производство начало возрождаться; но объемы готового материала были очень малы. Позднее бисер начали закупать в Европе, и использовали заграничные бусинки для украшения парадного платья и церковной утвари. Они ценились настолько высоко, что зачастую в отделке их соседями становились драгоценные камни и металлы.

Знатные мастерицы использовали бисер только в качестве дополнения к вышивке жемчугом или нитками, но в XVIII веке ситуация изменилась: среди образцов того времени есть упоминания об изумительной красоты работах, сделанных исключительно из бисера. Благодаря усилиям М. В. Ломоносова в 1754 году под Ораниенбаумом начала свою работу фабрика по производству разных типов бисера и уникальной мозаики. 1755-й считается годом первого выпуска продукции. Ломоносовское детище крайне нуждалось в квалифицированных мастерах, которых катастрофически не хватало. Великий деятель поддерживал фабрику всеми силами, но после его смерти фабрику закрыли. Собственное бисерное производство в России просуществовало около 10 лет.

XIX век считается периодом повсеместного применения бисера, так как он находился на пике своей популярности. Мужчины и женщины, дворяне и крепостной люд: в каждом сословии находились настоящие мастера, постоянно совершенствовавшие свое искусство. Если еще недавно бисер воспринимался как материал для фенечек и детских браслетов, то тогда им расшивали одежду, домашний текстиль, аксессуары и предметы быта. Еще больше изделий создано в начале XX века. Уровень мастерства достиг очень высокой планки: изделия российских творцов пользовались большим спросом не только на родине, но и за рубежом. Было создано отдельное направление, по которому в разных школах России готовили мастеров бисерного творчества. Революция перечеркнула большую часть прогресса в этом направлении, и закрыла практически все художественные учебные заведения. Более того, бисероплетение было приравнено к мещанству и названо пережитком прошлого. И только в 1970 году, когда в Ленинграде были созданы «Бисерные узоры» — объединение художников — развитие мастерства вновь начало наращивать обороты.

Сейчас бисероплетение — одно из самых популярных направлений в рукоделии. Человечеству приелись предметы искусства, созданные машинами: в приоритете была и остается ручная работа, несущая в себе частицу души своего создателя.

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

1346

комментариев

0
закладки

Комментарии