Московиты, небогатый мужской костюм (посадские люди, холопы)

Московиты, небогатый мужской костюм (посадские люди, холопы)

Если бы к зимнему крестьянскому обозу пристал выходец с того света, умерший в XIV, XV или XVI веке, то опять-таки он не вызвал бы удивления своим костюмом среди обозных, так как он был бы одет почти так же, как и они: на нем, поверх тулупа, был бы армяк, поднятый воротник которого защищал бы его от ветра, на руках были бы рукавицы, а на голове какая-нибудь суконная шапка, подбитая мехом. 

Таким образом, основное одеяние, одеяние, в котором были лишь элементы необходимости, а не франтовства, относится к самой глубокой древности и почти не изменилось до нашего времени. Ведь, в сущности, что такое рубаха? Два сшитых прямых куска холста с прорезом для головы и пришитыми прямо чехлами для рук. По покрою это, именно, простейший покров для тела, — костюм необходимости; и, вероятно, с тех пор, как стали сеять лен, существует и рубаха, а так как человек еще на костях доисторических животных выцарапывал узоры, потому, что узор есть та же песня, но только зрительная, то и эта простейшая одежда, рубаха — орнаментировалась по вороту, на рукавах и по подолу.

Мода, т. е. искание нарочитой красоты в одежде, шла, идет и будет идти всегда от высших классов населения к низшим, т. е. люди, стоящие наверху, имеют больше сношений и заражаются чужими примерами, а люди, стоящие внизу, естественно, подражают тем из высших, кого видят непосредственно около себя."

И. Я. Билибин, " Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII вв.", 1909г.

Из книги А. В. Висковатова «Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйских войскъ»:

После нашествия татар, русские, как и прежде, носили сорочку и исподницу (в простонародии - портки), с той только разницей в покрое, что первую начали делать гораздо короче, не до колен, и ворот разрезали не посередине, а на левой стороне груди. Преимущественно делалась сорочка из холста или из полотна, с такой же подкладкой, на груди и на спине для щегольства пришивавшейся к рубахе красными нитками или шелком. Этого же цвета любили делать ластовицы, у рукавов, под пазухою и внизу рубахи, на боковых разрезах. Воротник или ожерелье, ворот и края рукавов или зарукавья, смотря по состоянию каждого, узорочно вышивались красными нитками, разноцветным шелком, серебром и золотом, а у людей знатных и богатых - унизывались жемчугом и каменьями. Ожерелья бывали в ширину или вышину отъ двух до трех пальцев, и иногда делались отдельно от рубахи, пристегиваясь к ней небольшими пуговками и петлями с крючками. Для застегивания ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленным в нее крупным жемчугом или дорогимъ камнем. В большом также употреблении были пуговки длинные, висячие. Сорочка выпускалась поверх исподницы и подпоясывалась цветным шнуром или узким поясом.

Низший класс народа, земледельцы или крестьяне, поверх рубахи и исподницы носили азями и сермяжные кафтаны или сермяги: первые из холста, вторые из толстого серого сукна, от котораго они и получили название. Те и другие надевались в узкие рукава, длиною были до колен и застегивались спереди, петлями и пуговицами.

Древнерусская одежда

Собственно кафтан, узкий, почти в обтяжку, с узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, был принадлежностью всех классов народа, кроме самаго низшего сословия. Он был длиной до колен и сзади имел высокий стоячий воротник, который закрывал весь затылок и назывался "козырь". На кафтаны, по большой части обшивавшиеся золотым и серебряным галуном или цветной тесьмой, употребляли тонкие, легкие ткани, предпочтительно шелковые; сукно употреблялось редко. Козырь составлял один из первых предметов щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчовую, вышивали серебром и золотом, нередко же украшали жемчугом и драгоценными каменьями. Кафтан, как и все почти старинные русские платья, застегивался спереди пуговицами и петлицами, по большей части длинными, с кисточками; а рукава, у запястий рук, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшения которых также употребляли жемчуг и каменья.

Древнерусская одежда

Описанный здесь кафтан был домашней одеждой и служил вместо камзола. В нем никогда не выходили из дому, а надевали сверх него другое платье, без перехвата и воротника, длиной почти до лодыжек и почти с такими же длинными рукавами. Оно называлось "ферезь" и застегивалось спереди длинными петлицами с пуговицами, а делалось из разных бумажных и шелковых материй, также из сукна, бархата и парчи. Простолюдины надевали ферезь прямо на рубаху и предпочитали для нее белый и синий цвета.

Мужская рубаха из кисеи

Мужская рубаха из кисеи (тонкого хлопчатобумажного полотна), из собрания ГИМа, 17 век

Прически

Мужчины волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утвердится мода на бритьё головы. Адам Олеарий, побывавший в России в составе шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с европейцами <…> Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. <…> Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли.

Головные уборы

Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову.

«У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.

Ещё один вид шапки — грешневик (гречник) пришёл на Русь от монголо-татар в конце XIII в. Шился он из поярка — шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. Этот пирог пекли во время поста, он имел форму столбика высотою в 2 вершка (около 8 см), широкий сверху и чуть сужающийся снизу, такой формы была и шапка. В XIX в. гречник станет излюбленным головным убором московских извозчиков.

Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов — малахаи и треухи. Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две — уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке. Треух — «три уха», напоминал современную шапку-ушанку с опускающимся задком.
 

Похожие статьи:

РемеслаВышивка. Восточно-славянские орнаменты

Русское делоМиф о том, что русские крестьяне были самыми бедными в Европе

ТрадицииВнешний образ в древней Руси

ИсторияКазачья вольница и Церковь: история взаимоотношений

Русский народный костюмМужские костюмы Московской Руси

Ратибор Удалов

рейтинг

0

просмотров

9945

комментариев

0
закладки

Комментарии