Свет с запада или миф о Двухстороннем крестике

миф о двустороннем крестике
Вышивка косым крестом по счету нитей ткани появилась в русской крестьянской традиции относительно поздно, примерно к середине XIX в. В западных и центральных областях раньше, в большинстве районов Русского Севера, только в конце XIX- нач. XX в., на волне общей моды на броккаровские «мыльные» узоры.Всем знакомый «крестик» обладает изобразительной универсальностью. Любую картинку вы можете разбить на цветовые квадраты (пиксели/ элементы) и обозначить цветовое пятно стежками подходящих ниток. Так устроены живопись, мозаика, так мыслит вся западноевропейская культура со времен античности.

Русская вышивальная традиция, напротив, исходит из иных принципов, продиктованных сакральностью изображения, древними, еще языческими канонами видения мира.

«Крестик» привнес в нашу вышивку вполне реалистические изображения петухов, бытовых сцен, немыслимое число узоров с розочками и виноградом. Такая техника шитья отличается простотой выполнения в сравнении со швом «роспись». Любой узор «росписи» (досюльного шва) при пересчете на крест приходится серьезно упрощать, убирать кружевное богатство линий и большинство мелких деталей. Нет необходимости следить за аккуратностью изнанки.

В результате - выигрыш времени, что немаловажно, например, для девушки готовящей приданное. Здесь никаких «врагов народа» искать не надо, чтобы понять, почему крестик как сорняк вытеснил старинные многодельные виды народной вышивки!

В некоторые, богатые собственной самобытной культурой, земли шитье крестиком попало примерно в 70-80-е годы XIX в., и мы видим здесь интереснейший феномен - близкие и понятные вышивальщице образы: кони, деревья, птицы, старинный геометрический орнамент, воплощаются уже в новой манере, новыми приемами шитья; характерны общие для русской традиции вышивки особенности - заполненность фигурами и минимальные просветы фона, зашивание крестом почти всей площади ткани, узорная сеточка верхних стежков, создающая дополнительную фактуру. Многие старые узоры и мотивы, шитые «росписью» пересчитывались на «крест», но мелкие детали, листики, веточки по-прежнему вышивали двухсторонним швом.

Очень часто, гуляющие по Интернету, тексты по истории вышивки, имеют своим первоисточником информацию сайтов продающих вышивальные наборы, чтобы удревнить историю товара, укоренить ЧУЖЕРОДНОЕ, что называется «притаскивается за уши» диалектное название «полукрест» (один из приемов «росписи» (досюльного шва)) или «тамбовский» двухсторонний крест (который и не крест вовсе). 
Гипотетически существующее где-то (что уж проще, взяли бы и научились…), двухстороннее шитье архаического вида не дает «прытким тварям» покоя и на свет появляется «бродиевское письмо» - авторская выдумка с элементами НЛП, как способ заработать деньги на людях ищущих свои «корни», но не желающих хоть сколько-нибудь вникать в суть вопроса. Все это печально… )

Возвращаясь к нашей изначальной теме, хочу сказать: популяризаторское упрощение, «перебирание бумажек», перепосты ради циркуляции новостей, хобби и вышивальные наборы на канве - плохая судьба для богатой Традиции и Древнего Наследия! Как говорил наш любимый учитель А.Н. Ужанков: «Все грехи от безделия!» и я ему верю.

Похожие статьи:

РемеслаСлавянская вышивка. Восточно-славянские орнаменты

РемеслаРусское узорочье

Славянские символыСолнечное Коло восточных славян

КнигиМарина Качаева - Сокровища русского орнамента (2008)

ТрадицииПлетение венков

Ahan

рейтинг

+4

просмотров

1901

комментариев

0
закладки

Комментарии