Традиционный народный и современный этнокостюм

Традиционный народный и современный этнокостюм

Село Кимжа обладает одним из наиболее архаичных сельских архитектурных комплексов России. Здесь сохранились традиционная планировка поселения, народная деревянная архитектура XVIII - XX веков: Одигитриевская церковь (1709 год), крестьянские дома, амбары, бани, ветряные мельницы, обетные и кладбищенские кресты, а также народная культура, фольклор, традиционная система природопользования и уклад жизни, культурный ландшафт.*  

Традиционный народный и современный этнокостюм

Основной перспективой сохранения и развития поселения является присвоение ему государственного статуса охраны «достопримечательное место». Именно для этого 20 - 21 марта 2007 г в Архангельске прошла презентация проекта «Село Кимжа Мезенского района Архангельской области - уникальное историческое поселение Русского Севера. Изучение, сохранение, развитие».**

В 2006 году при содействии Российско-Американской программы АЙРЕКС в Кимже были начаты работы по созданию этнографической экспозиции. Этнограф И.В. Семенов (СПбГУ) с помощью жителей села организовал экспозицию «Мир мезенской женщины».
В ее презентации принял участие народный хор с. Кимжа, который существует около 60 лет. Благодаря народному коллективу не только не уходят в прошлое, но и начинают возрождаться традиции старинной Кимжи. Ежегодно 21 июля Кимжа отмечает свой гостевой «съезжий» праздник - Прокопьев день, а на презентацию проекта Кимженский хор приехал в Архангельск. Показ традиционной культуры в презентации проекта нашел отражение в народном костюме, а его развитие в сценическом и этнокостюме, созданным по мезенским мотивам.

Народный костюм Мезени сформировался на основе нескольких культурных традиций. Северная часть Мезени, граничащая с Зимним берегом Поморья, поселения: Койда, Долгощелье, г. Мезень, расположены на Зимнем берегу Белого моря, близки к Поморью. На юго-западе сказалось влияние центральной России и коми-зырян. Зимняя одежда во многом повторяла одежду ненцев (малицы, пимы, меховые сумки, а также зимние одеяла, сшитые из оленьих шкур)1.

Народный костюм Мезени

Мезенский женский костюм состоял из различных вариантов косоклинного и прямого сарафана. Наиболее древний из них распашной косоклинный сарафан - «камлотник» (по названию плотной хлопчатобумажной ткани - «камлот»). К сарафану подбирались белые льняные рубахи («рукава») с прямыми или зауженными к запястью рукавами. Не менее распространены были прямые сарафаны на узких пришивных лямках, они шились из синей хлопчатобумажной китайки («китаичники») и красного кумача («кумачники»), шелковой тафты («тафтенники»), гарнитура - полушерстяной однотонной ткани («гарнитурники»). Наряду с покупными тканями, широко использовались ткани домашней выработки: пестрядь, набойка. 

В комплект входила короткая верхняя женская одежда «коротена» («душегрея») и головной убор - повязка. «Коротена» шилась из парчи с растительным узором, передняя часть по линии застежки задняя часть спины украшались широкой полосой позумента. Девичий головной убор - повязка состоит из двух частей: верхняя часть выполнена из золотистого позумента, нижняя налобная (очелье) выложена серебристой фольгой и разделена на 5 частей, которые расшиты бисером и половинчатым жемчугом. Но нижнему краю - ажурная бисерная поднизь. Женский головной убор - повойник в виде шапочки с круглым донцем и узким очельем2. Донце повойника украшалось золотым шитьем, на него повязывались «кустышки» - платок из алой, красной, лилово-розовой или зеленой тафты. Костюм дополнялся шейным украшением, янтарными бусами.

Народный костюм Мезени

В начале XX в. мезенский костюм под влиянием городской культуры изменился, на презентации проекта кимженский хор выступал в традиционных костюмах этого времени - платьях из тафты с традиционными головными уборами.

Украшением презентации было выступление известной певицы Аллы Сумароковой, представительнице известного кимженского рода Дерегиных, с премьерой песни о Кимже. Один из сценических костюмов певицы - стилизованный мезенский народный костюм. Второй, сохраняя крой и элементы традиционного северного народного костюма, дополнен декоративной вышивкой - бегущие кони и олени из известной мезенской прялочной росписи.

Традиции мезенской народной культуры были продолжены в специально подготовленной к презентации проекта этноколлекции костюмов «Кимжа» модельера Николая Терюхина.
Н.Б. Терюхин - автор более 70 коллекций3. В основе новой работы модельера - мезенская «парочка» - кофта и юбка, выполненные в современном стиле с использованием традиционных по цвету и технике тканей: ручной набойки из Каргополя, подлинного бранного ткачества, натурального льна и кружев, индийского сатина, тафты. При этом сохранены силуэт и покрой мезенского народного костюма.

Коллекция состоит из девяти костюмов, среди них:
костюм из юбки-шестиклинки, украшенной по подолу полосой бранного ткачества, и льняного жакета с баской; воротник стойка с имитацией карманов-клапанов. Жакет декорирован кружевом ручной работы;
костюм из юбки - шестиклинки, сшитой из современной набойки (мастер - Е. Дикова, г. Каргополь), и кофты, имитирующей жилет и рубашку «рукава»; рукава - широкие, внизу собраны на резинку и заканчиваются кружевом; декор - на плече композиция из матерчатых куколок;
костюм из бязевой юбки, украшенной бахромой из основной ткани, и жакета, выполненного из набойки; горловина оформлена кружевами ручной работы, воротник-стойка оторочен искусственной овчиной; полочки расшиты искусственным жемчугом.платье из темно-чернильного сатина с широкими рукавами; в нижней части рукава собраны на резинку и украшены кружевом; корсет выполнен в технике бранного ткачества и расшит бисером;
в состав самого интересного костюма коллекции входит жакет, выполненный в технике натурального бранного ткачества конца XIX века (его швы выведены наружу и обработаны косой бейкой из ткани подкладки и юбки - индийского розового сатина); жакет украшен кружевом и декорирован бисером.

В коллекции Н. Терюхина также представлены костюмы из тафты - традиционного мезенского материала женской одежды рубежа XIX-XX вв. Вся коллекция дополнена вязаными гетрами, ткаными поясами.

Мезенский женский костюм

Созданием яркого насыщенного праздничного действа, объедение научных исследований и традиционной культуры - фольклора, костюма, современного народного искусства и этнонокостюма сделали презентацию проекта «Кимжа» успешной и значимой для сохранения культурного наследия Русского Севера.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера. XIX - начала XX века в собрании Архангельского музея изобразительных искусств. - М.: 2006. - С.14.

2 Там же. С. - 14-15, 71-73.

3 Пермиловская А.Б. «Откудова экой фасон! И как прозываться? Этнокультурные традиции Русского Севера в творчестве модельера Николая Терюхина» // Мат. 9 международной конференции «Мода и дизайн. Исторический опыт - новые технологии» - СПб.: 2006. - С. 184-189.

СПРАВКА

* Село Кимжа расположено на северо-востоке Архангельской обл. в 30 км. от г. Мезени в двух километрах от впадения реки Кимжа в реку Мезень. Археологические исследования с достоверностью говорят о наличии древнего поселения человека в этих местах, относящегося к разным эпохам, начиная от периода мезолита (VIII - VII тыс. до н. э.) - до эпохи раннего средневековья (X в.) 

Деревню Кимжа в современном ареале бытования основали выходцы с Пинеги в нач. XVI в. Жители занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей, а также морским и зверобойным промыслами. Заметное место принадлежало ремеслам: кузнечному, плотницкому, столярному, ювелирному, ткачеству, выделке кож. Был развит меднолитейный промысел. Это - единственное место в Архангельской губ., где отливали церковные колокола. Эти вещи до сих пор можно увидеть в кимженских домах и в музее села. 

Кимжа до настоящего времени сохранила облик старинного поморского поселения XIX - нач. XX вв. с характерной для Русского Севера прибрежно-рядовой и уличной планировкой и архитектурной доминантой - Одигитриевской церковью. В ходе архитектурного обследования при общем количестве более 220 построек в деревне выявлен 71 памятник деревянной архитектуры. Церковь - 1, жилые дома - 39 , мельницы - 2, амбары - 15, бани -5, обетные и кладбищенские кресты -7, сакральное место - 2. 

Кимжа - это классика русского деревянного зодчества. Особый интерес представляет в Кимже жилая застройка, которая ранее не обследовалась. Здесь встречаются жилые дома двух типов - пятистенки и шестистенки. Почти на всех домах сохранилась безгвоздевая самцовая кровля. Выявлена датировка домов, первый порядок: 1901-1914, 1932 гг., второй: 1897 - 1899 гг. На охлупне традиционное украшение для Мезени - оленьи или лосиные рога. 

Были обследованы хозяйственные и инженерные постройки: амбары, бани, ветряные мельницы. В Кимже ранее было 10 ветряных мельниц. В настоящее время сохранилось две, это самые северные мельницы в мире. Обе мельницы (тип - столбовки на ряже), построены в нач. XX в. Особое место в проекте заняли деревянные кресты: кладбищенские и обетные. В ходе работ выявлены 2 сакральных места: в Заборе с известным, особо почитаемым обетным крестом 1877 г., другое сакральное место (многоствольная ель и крест) находится на Чертовом ручье, крест с уникальной резьбой зафиксирован на кладбище в Белой Виске. 
Шедевром русского и мирового деревянного зодчества является Одигитриевская церковь. Церковь редкого типа «шатер на крещатой бочке.

** Цель презентации, организованной Лабораторией охраняемых природных территорий и экологии культуры Института экологических проблем Севера УрО РАН, МО "Мезенский район" и Архангельского областного краеведческого музея - привлечь внимание администрации, научной и культурной общественности Архангельской области, СМИ к сохранению кульурного наследия Кижмы. Презентация была построена таким образом, чтобы показать живую культуру Кимжи, с ее конкретными носителями. Было показано, как культурное наследие Кимжи является источником вдохновения для современного искусства. Постановлен вопрос о присвоении Кимже государственного статуса охраны федерального уровня - «достопримечательное место», развитии культурного, экологического, научного, конгрессного туризма.

Начало проекту «Кимжа» было положено в 2004 г. Состоялось 3 экспедиции, в которых наряду с сотрудниками ИЭПС УрО РАН приняли участие сотрудники СПбГУ, Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, музея деревянного зодчества «Малые Корелы», АОКМ. 

С результатами работы по проекту выступили: А.Б. Пермиловская (общая концепция, междисциплинарные комплексные исследования: архитектура, история, этнография, культура); А.Е. Беличенко - археологические исследования; Г.В. Михайлова - исследование современного социума Кимжи, В.Н. Мамонтов - экология Кимжи и окрестностей; А.Н. Давыдов - научная координация проекта.

Сохранение и развитие исторического поселения не возможно без участия и содействия этому процессу его жителей. Поэтому отдельной задачей проекта стало изучение местного сообщества с. Кимжа, которое провела Г. В. Михайлова. Более 70% жителей деревни положительно относятся к развитию туризма, занимаются гостевым туризмом. Эколог В.Н. Мамонтов провел обследование биоразнообразия села и его окрестностей, зафиксированы виды растительности и животного мира, даны рекомендации по экологическим маршрутам для туристов.

Результаты исследования и общее направление работы по Кимже получили апробацию и поддержку на 11 российских и международных конференциях. Участники проекта опубликовали 20 статей. Проект получил поддержку и финансирование в виде грантов Российской академии архитектуры и строительных наук и Российского гуманитарного научного фонда. 

Тема местного самоуправления и использования культурного наследия Кимжи как ресурса развития района, роль местного самоуправления была освещена в выступлениях представителей Мезенский района. Жители, понимая уникальность своей деревни, для ее сохранения, создали орган территориального общественного самоуправления, которым руководит Е.Г. Репицкая. Было выиграно 2 гранта, на средства, которых был создан народный музей «Политов дом». В рамках презентации проекта состоялось открытие фотовыставки «Зимняя Кимжа», дегустация традиционной кухни и напитков с. Кимжа. к этому дню был издан русско-английский буклет «Кимжа».

В презентации приняло участие ок. 200 чел. По ее итогам было принято обращение МО «Мезенский район», жителей с. Кимжа, научной и культурной общественности к главе администрации Архангельской области и председателю Областного собрания: о сохранении Кимжи, постановке на учет памятники деревянного зодчества, проведении срочных противоаварийных работ на Одигитриевская церкви, о развитии культурного, экологического, сельского, научного, конгрессного туризма продвижению бренда «Кимжа» на российском и международном уровнях, о духовном попечительстве Владыки Архангельской и Холмогорской епархии над Кимженским приходом.

Презентация широко освещалась в СМИ и на информационных сайтах, заголовки некоторых публикаций в прессе: «Кимжа - как источник вдохновения», «Как спасти «восьмое чудо света», «Зазвучит ли Кимжа на Арбате», «Потерять такое место, как Кимжа, - грех». 

Похожие статьи:

МузыкаСергей Калугин – Nigredo (1994)

ПраздникиВ глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль

МузыкаМузыкальный эпос русского севера

МузыкаОктай (Тува) – Старообрядческий духовный стих

МузыкаРусский духовный стих

Мария Русова

рейтинг

+7

просмотров

5495

комментариев

1
закладки

Комментарии