Структурные элементы заговорного текста

Структурные элементы заговорного текста
Перечислим основные структурные элементы текста (или "формулы") восточнославянского заговора, традиционно выделяемые исследователями.Впрочем, эта структура весьма редко оказывается представленной в развернутом, полном виде. Значительно чаще заговорный текст состоит из двух - трех, иногда даже одного из описываемых ниже элементов.

Имеют место и региональные различия: на Русском Севере, например, были распространены большие, сложно структурированные, часто сохранявшиеся только в записанном виде тексты, содержащие все или почти все перечисленные ниже элементы;
напротив, "южная часть восточнославянской территории демонстрирует б(льшую склонность своего населения к использованию небольших заклинательных текстов.

Есть особенности и у полесской традиции.
1. Молитвенное вступление - обычно молитва,
. Оно может быть или полной, развернутой молитвой, способствующей вхождению субъекта в соответствующее психическое состояние, или просто краткой молитвенной формулой, открывающей заговорный текст.
. В качестве примера приведем здесь текст волхва Велеслава-
"Не я говорю- сам Велес говорит. я со словами- Велес с помощью"

2. Зачин - текст взаимосвязанных образов , повествующий о входе субъекта в мир магических сил. Содержит описание путешествия заговаривающего из дома в потусторонний мир , иногда мотив его волшебного одевания в небесные светила и др.

В принципе описание может совпадать с реальными действиями субъекта во время заговаривания (хотя это совершенно необязательно), текстом, описывающим определенное действие и воспроизводящим то же магическое содержание.

Но реальное воспроизведение описываемых действий (выход из дома, движение в поле на восток и т. п.) при произнесении зачина происходило далеко не всегда, и именно потому, что воспроизводится текст произносимый вслух:
поскольку в магическом мире слово и дело фактически тождественны, одного произнесения текста достаточно, чтобы произвести желаемый результат.
Ясно к тому же, что невозможно реально отправиться на море Океан к острову Буяну или покрыться небом, подпоясаться зарей и обтыкаться звездами, как это описывают тексты зачинов. Мы имеем дело, таким образом, с текстом и и сзаклинанием одновременно.

2.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь,
Выйду, ко Богам Родным обратясь (...).
Другой типичный вариант севернорусского зачина:
.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь,
Выйду, ко Богам Родным обратясь, пойду по матери по сырой земли, небом покроюсь, зорею подпояшусь, звездами отыцусь (...).
Зачин - не обязательный элемент заговорного текста. Восточнославянская традиция знает и более короткие тексты, которые начинались сразу с третьего элемента, а в украинской традиции практически представлены только они .

В русских заговорах эпический зачин, судя по имеющимся записям, также явление достаточно позднее - он возникает не ранее 16-17 в., видимо, под влиянием других фольклорных жанров, а также как описание параллельных ритуальных действий, подкрепляющее их выполнение и способное их заменить при невозможности осуществить полностью требующийся ритуал. Отсутствует зачин и в заговорах других славянских народов.

3. Описание действия в центре магического мира (эпическая часть) - текст связанных смыслами образов , повествующий о том, что и кто находится в центральной области сакрального пространства.

Субъект исчезает, появляется персонаж-помощник. В качестве последнего могут выступать самые разные фигуры.
Чаще всего это Боги славян : Велес (иногда и Бог Род), Лада, Духи и Предки и др.

Но встречаются и демонические персонажи (обычно в текстах "черных", направленных на достижение гиной цели - навести порчу, приворожить любовь или рассорить влюбленных и т. п.): Мара, Чернобог, Кощей, Вий. 

В качестве помощников могут выступать змеи (змеиные цари и царицы), персонифицированные звезды, ветры, огненные стрелы и другие объекты. Представлены в восточнославянских заговорах и Духи Природы, чье появление уже не связывается с "черным" характером текста.

Домового, лешего, водяного и пр. скорее нужно умилостивить, чтобы он не вредил, либо нейтрализовать его происки, что тоже могло быть предметом заговора (хотя в некоторых случаях прибегали и к их помощи).

Персонаж обычно находится в точке максимальной сакральности: на белом камне, горе, престоле церкви, дереве, кусте и др.; в "черных" присушках, где возникает мотив огня, горения, разжигания страсти, Духи могут ковать в трех кузнях, возможны и другие локусы.

Например, персонифицированные лихорадки обычно встречаются Богу или Духу (который их впоследствии заклинает и изгоняет) на берегу моря или озера, откуда они появляются, чтобы вредить человеческому роду.

Во имя Сварога, Перуна и Велеса!
Соль солена,
Зола горька,
Уголь чёрен,
5. Нашепчите,наговорите
На мою воду вмисе
Для [такого-то дела]!
Ты, соль,услади,
Ты, зола,огорчи,
10. Ты, уголь,очерни!
Моя солькрепка,
Моя золагорька,
Мой угольчёрен.
Кто выпьет моюводу —
15. Отпадутвс

Похожие статьи:

Боги, духи и существаМифы древних славян

Боги, духи и существаБазовое понятие Триглава

ПоэзияАзбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Боги, духи и существаИсток всемирья

Славянские символыСлавянские руны

Инглиизм

рейтинг

+5

просмотров

2121

комментариев

6
закладки

Комментарии