Купалье

Купалье

Расступилась темень непроглядная. Отпрянула от костров. И по зыбкой дорожке света танцующего огня, вышел новорожденный Ярило в мир. Взобрался на небосвод и стал расти не по дням, а по часам. Крепнет дитятко, сил да жара набирается. Столько жара набрал, что уже мороз засуетился, стал люто стужу нагонять. Да где с Ярилой совладать? 

И вот уже чуют духи зимы, что вода пробудилась. Вспыхнула синим невидимым огнем. А Ярило все растет. Взошел раз с утра да так пригрел, что зимний сон с Перуновых очей прочь погнал. Пробудился тут огонь небесный. Зимушка пургу нагоняет, все сладить пытается с неугомонным Ярилушкой. Да куда там. Вот уже вода ручьями по земле побежала. От снега ее лик отмыла и та тяжко спросонья вздохнула. Принесли птицы от Ярилы ключи, отомкнули Землю от холодных оков. Нагрел жаром своим стрибожичей, да послал по местам гулять.

Возмужал наш Ярило. Уже не ребеночек. Статный молодец. По небу скачет, день раздвигает, ночь ущемляет. Силу свою обуздал. Из ярой, холода да тьму разящей, стала та силушка благодатной. Живой каждую травинку, каждую былинку наполняет. Вода, да Земля наполнилась ею. Яровые в себя землица принимает, молодые росточки родит. Ветры силу солнечную носят, те всходы ласкают. Дожди теплые искры плодотворные с небес роняют, жизнь прославляют. И так преисполнил Ярило весь мир своими дарами, что зазвенела его силушка в каждом деревце, в каждой веточке, в каждом цветке, в каждом ручейке. Пошли всюду плоды вызревать. Травы сок волшебный пустили. Воды даже ночами теплы. Пришла к Яриле его сталость. Вот вечером он еще молод, а спустя самую короткую ночь в году, уже премудрый муж. Самый пик его силы – купальская ночь. Сильное это время, вещее.  

Купала

Коли по другим праздникам только тропинки в Навь и Правь отворяются, что бы силы по ним свой круговорот совершили, то в этот раз никаких лазеек не надо. Потому как мир становится единым. Лишается всяких границ. Все способности, которые в Прави и Нави есть у природы в Яви сходятся. И, говорят, тогда и звери речь обретают, а деревья так, вообще, с места на место переходят. Сила купалья в единстве. Солучаются земное и небесное.

Свойства трав на купалье возрастают многократно. Их собирают по утру в начале праздника и так же после праздничной ночи. Бытует присказка, что можно вылечиться даже «пустой» не обладающей целебными свойствами травой, если она сорвана на купалье. Берут травы молодые либо старые, средних не рвут. Плетут из цветов венки с песнями и заговорами. Здесь особый смысл и в целебном аромате цветов и в процессе венчания этим венком своего любимого человека. 

На закате провожают Ярило, что бы встретить его переродившегося на утро. Это действо несет оттенок своеобразных похорон и нового рождения. Как при посвящении мальчиков в юноши, юношей в мужи. И в промежуток, между «смертью» и «рождением» Ярилы, творится праздник, игрища, солучение в семьи парней и девушек, создание оберегов, гадания и, конечно же, поиск легендарного цветка папоротника. Но путь к нему опасен для слабого духом. Сердце свое надо держать в чистоте, не пускать в него страх. А нечисть всякая охотно расстарается напустить на отважившегося на поиск заветного цветка человека этого самого страха. Я так мыслю, что храбрый счастливчик, овладевший волшебным цветом, обретает на всю свою жизнь то состояние, в котором находится мир на купалье. То бишь состояние целостности и единства Прави, Нави и Яви, а значит и способностями всех этих миров.

С давних времен дошел до нас миф о купалье

С давних времен дошел до нас миф о купалье.
«Огненный бог, бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи – Купальницу. И было это на Неопалимую Купальницу (26 святовита). Через 9 месяцев, на Купалу, у Семаргла и Купальницы родились дети – Купала и Кострома. Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь суждено было встретиться.

Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с головы венок (что означало, что она не выйдет замуж). За эту похвальбу боги её наказали. Ветер сорвал её венок с головы и унёс на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они – брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или по-малорусски – мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).»

Опустив споры о возможности или невозможности такого поведения богов, остановимся на том, что это миф, а не былина. А цель мифа донести через сотни поколений миропонимание предков. Что же открывается моему соображению в этом мифе? По первое, это связь девятимесячным циклом с осенним равноденствием. Как, например, весеннее равноденствие таким же образом соотносится с зимним солнцеворотом. И в общей картине вырисовывается цикличная девятимесячная периодика. По второе, это рождение Купалы и Костромы – рождение новой жизни. Природа активно родит плоды в это время, находясь в самой своей силе. А все происходящее в Яви отображает события Прави и Нави. То есть везде протекают одинаковые, по сути, процессы. По третье, это воссоединение брата и сестры. То, о чем сказывалось выше. Единение мира. И кульминация этого солучения - свадьба. Здесь, за одно, и напоминание о недопустимости кровосмешения прописано, искупить которое может только смерть. Ну и по четвертое, действо превращения оступившихся Купалы и Костромы в цветок. И это не просто превращение, не оборотничество, а глубочайшее очищение, приобретение совершенно другой судьбы. Начало нового пути с чистого листа. Вот что открывает нам купальская ночь на Иванов день. Рождение новой жизни, солучение небесного и земного (мужского и женского), очищение от старого и возможность избрать новую стезю с благословения Богов.

Нет такого купалья, где нет огня и воды. Семаргл огнебожичь и очистит и пригреет, жертву примет, отворит оконце в мир предков наших. Озаряет он волшебную ночь, словно дав Яриле передышку до утра. Сжигает он безвозвратно все старое, что отягощает нашу жизнь своей безполезностью. Освещает сигающие через него парочки влюбленных, оставляя в их совместной жизни часть своего неугасимого огня, который превратится в семейный очаг. В эту ночь сами Боги благословляют семейные союзы любящих друг друга людей. И это благословение выше родительского. Не зря плевались христианские летописцы и иже с ними. Ведь им, невеждам, было то невдомек. Особенно моменты связанные с замужними женщинами, когда они создавали с возлюбленными новые семьи. Ведь попы не упоминали в своих записях тот факт, что в их времена пошло распространение обычая женить своих детей не считаясь с мнением последних. А значит не по любви. И молодые тогда были несчастливы. Вот и прибегали к последнему способу одолеть несправедливое родительское благословение. Взять его у Богов.

Купальница

Купалье – праздник, особое волшебство которого проявляется именно ночью. Купальница – богиня ночи. У белорусов она предстает прекрасной женщиной с завязанными или прикрытыми глазами, на манер римской Фортуны. Так же ее еще звали Марой. В народной памяти сохранен ее образ как обережницы ночных путников, покровительницы и заступницы обездоленных и покалеченных людей. К слову будет сказано, что по-белорусски мара означает мечта. Имя Купальницы связано с водой, с купанием. О воде можно много говорить. Она граница между мирами, по воде можно смотреть прошлое и грядущее. Днем вода вбирает в себя свет Ярилы и наполнена его силой. Потому дневное купание дает человеку солнечную силу. Ночью же вода озарена светом звезд. И в это время человек, купаясь, приобщается к звездной силе. (На летний солцеворот Земля находится практически в апогее (самой удаленной точке от Солнца), который происходит 5 июля.)

Купалье

Великая сила гуляет по миру на купалье. Любовь словно витает в ночном прохладном воздухе. Лица людей озарены каким-то внутренним свечением, светом радости, веселья и не уловимой сакральной тайны, которая не произносится в слух, но словно все ее знают и это объединяет всех празднующих в особое братство. Братство вкусивших купальское волшебство, когда где-то на грани сознания проскальзывает образ единого мира, образ цельного всеобъемлющего знания, в котором есть ответы абсолютно на все вопросы. Особый дух этого древнейшего праздника наполняет каждую клеточку тела светлой силой. Пьянящий вольный дух. Он размыкает внутри всякие замки и двери, освобождает душу человека. И душа в спокойствии говорит напрямую с предками и Богами. И нет в тот миг ничего прекраснее на свете, чем улыбки людей вокруг, раздольные веселые и глубокие печальные песни, аромат цветов и трав, тепло купальского огня, нежность воды в которую смотрятся звезды и манящий среди лесного мрака отсвет волшебного цветка папоротника.

Во славу Богов и предков наших! Ура!

www.naslved.org/index.php?showtopic=2389

Похожие статьи:

Красота и здоровьеОчищаем воду при помощи Ярилы - Трисветлого

Боги, духи и существаКоловрат всебожья

Красота и здоровьеДревнеславянская Здрава

КосмосСлавянская астрология

ПоэзияАзбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Веземар

рейтинг

+8

просмотров

5845

комментариев

2
закладки

Комментарии