Традиции встречи Весны на Русском Севере

Одинаково Солнце светит, да не всех греет — отвыкли многие весну встречать по солнышку, смотрят в календари, неведомо кем писанные. А весна-то с Весенним изломом приходит, 20 марта, когда день становится равен ночи и пробуждается Природа! Храним мы в «Северной сказке» старинные обряды — что сами знаем, что в книгах старых находим, что старые ведающие люди нам сказывают.  

 

 

 

Расскажу, не тая, какие традиции были у нас на Весеннее Равноденствие. Помнят ещё это наши старожилы — хотят, чтобы не ушли старинные обряды в небытие, видят за незамысловатыми весенними забавами деревенской молодежи то, что держит нашу связь с природой и Богами. Тех, кто держался родных обычаев у нас на севере всегда много было, до середины девятнадцатого века ещё скиты и капища по лесам стояли. Проводили солнечные обряды по старым правилам повсеместно до начала двадцатого века, потом уж сами знаете, какие времена настали.

 

 

 

Старинные обряды Комоедицы

 

 

Вот Комоедица — неделя празднования до мартовского излома Солнца. В глубь веков уходит особое чествование в это время могучего Велеса. Помимо всего прочего, это звериный Бог — Хозяин. Воплощается Велес в это время в медведя. Как говорят, медведя чтили у нас ещё до того, как охотники научились земледелию, стали пахать землю-матушку и растить зерна, что принёс нам Ярило-Солнце.

 

 

 

 

 

 

 

Важно на этом праздничном обряде чтить Велеса танцами. Одетые в медвежьи шкуры танцоры изображают появления Хозяина Лесов на общем празднике. Не всегда одевались в медвежью шкуру — можно было малицу выворотить мехом наружу. Маску у нас не одевали, потому как надеть маску — значит натянуть личину навьи. Чтобы сделать лицо неузнаваемым, по- другому поступали. В Лешуконском районе для этого закрывали лицо белым платком.

Есть свидетельство, что в деревне Русома на Вашке ряженые медведями ходили по домам и танцевали «медвежью пляску». При этом приговаривали:

 

— Медвежья пляска не порато баска.

Баска, не баска, а трясёмся.

 

 

В Лешуконском и Каргопольском краю пекли обрядовое печенье «козульки», в виде фигурок животных и, по некоторым рассказам, на праздник наряжались козой.

В некоторых деревнях Лешуконского (Ценогоры, Селище) и Холмогорского (Ракула, Курья, Мякурье) районов на Комоедицу в середине деревни жгли костер, в который бросали бочки, туеса со смолой и солому. В деревне Ильино Холмогорского района ребята, когда костер (по-местному — маяк) разгорится, кричали:

 

—Прощай, Мара-Марушка,

На весну редьки хвост,

Побежала на погост!

 

Весенние забавы, сожжение соломы на костре, сопровождалось присловьями, похожими на это, в которых Масленица (она же Мара, Морена, Марушка) с прибаутками отправлялась на тот свет. Но, признаюсь, сожжение Масленицы не так часто проводилось у нас на Севере, если сравнивать с югом. Уважаем мы здесь Богиню Зимы и побаиваемся её! Не стоит нам дразнить эту властную красавицу!

 

 

 

 

 

Старинные обряды встречи Весны

 

 

Встреча Весны-Лёли, следовавшей за Комоедицей и приходившейся на излом Солнца, включала в себя новые забавы. У нас на Севере вот как веселились: катались на лошадях вдоль деревни или вокруг нее, катались с гор, угощались блинами. В отличие от южных славян, говорят, никогда не проводили кулачные бои и конные ристалища.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Много было обрядов для молодожёнов. А как же! Ведь Ярило и Лёля спускались в то время к людям!

 

Так, при катании на лошадях парни усаживали понравившихся им девушек на колени. В деревнях на Вашке парни украшали коней, на которых катались, лентами, взятыми из повязок девушек. 

Повсюду рассказывают, как делали ледяные горы и с них катались все от мала до велика. В мезенских деревнях при этом особое значение придавалось катанию молодоженов — молодых пар, живущих вместе не больше года. При катании с гор с молодоженов снимали шапки и трясли ими в воздухе (отсюда и само название обычая — «трясти шапки») до тех пор, пока молодуха не поцелует мужа. Потом молодые кланялись окружающим и скатывались вместе на санках. 

В некоторых деревнях скатывались на шкурах животного. Например, в селе Кимжа Мезенского района рассказывали так: «Мужа приведут к горке, посадят на шкуру. Он шапкой трясет. Жену его выкликают. Она кланяется по сторонам; потом мужа поцелует, и он ее катит с горки».

 

Вот ещё обычаи с молодоженами в селе Койнас Лешуконского района. Здесь в день излома Солнца жители деревни рядились охотниками и ловили молодок сетями, потом их отдавали молодым мужьям за выкуп. Наряжались не только охотниками, но и медведем, рыбаком, лешим («оденутся в черное, рожки сделают»).

 

В деревнях Северной Двины также существовал обычай для молодоженов скатываться с горки, но несколько в иной форме и под другим названием. В Холмогорском районе обычай с молодоженами называли «горку мазать»: «первогодние молодые, «горку мазали». Подманят молодых, ножку им подставят, они падают».

 

 

 


 

 

 

 

Среди весенних забав были и шуточные женитьбы. Жители из села Кулой так сказывают:

— Рядились бывало: мужики — бабой, бабы — мужиками. Лошадь сделают, приведут — она все равно как лошадь… Вот как зайдут с лошадью, так все молодцы в сторону. Просто боялись. Когда лошадь выйдет, маскированные женятся… Им песни поют; они не открываются — лица не открывают. И ты не знаешь, за кого ты замуж вышла… Иная раз пять за праздник женится. Ее опевают. Бывало на Кулой-горе, я видела, так очередь выстраивалась тех, кого женят. Поженят — они уедут, следующих… Потом разнарядятся — люди ведь. Михеевы сыновья хорошо лошадью наряжались...

 

В гнезде деревень под названием Ракула Холмогорского района главное значение в подобных обрядах придавалось выкупам: «Если денежки заплатишь, хорошо скатишься, а то санки из-под тебя вытащат. Сходные обычаи с молодоженами назывались «солить рыжики на зиму».

Как мы теперь понимаем, этот весенний праздник — чествование молодожёнов, в противовес Коляде, который больше являлся праздником неженатой молодёжи.

 

 

 

 

Надо ли возрождать сейчас старинные обряды?

 

Вот об этом надо подумать. Во всяком старинном обряде есть внешняя сторона, а есть и глубинная суть. За что держаться, на что смотреть? Уже и не погоняешь на лошади вокруг села, не везде разожжешь костёр до небес.

 

 

 

 

 

А вот Велеса уважить, с Мореной проститься, посмеяться и повеселиться, молодожёнов раззадорить и Ярило с Лёлей позвать — так просто! Блинов поесть, да на Солнышко полюбоваться. Может, и вы исполните этой весной старинные обряды на новый лад?

Хорошей вам Весны!

 

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».

 

 

Похожие статьи:

Боги, духи и существаДети Велеса: что ведаем о загадочном славянском Боге?

РассказыКак стать Богиней всего за один вечер?

ТрадицииПРАВильная жизнь: как славяне относились к жизни и смерти

ПраздникиА вы помните своих Предков? Заговоры в Навью седмицу

Славянская магияВолосы…нити…магия…

Рейтинг
последние 5

Наталья

рейтинг

+1

просмотров

429

комментариев

5
закладки

Комментарии