Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии

Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии

    Все мы в детстве любили сказки. Эти истории казались нам близкими и понятными, а их герои привлекательными. Даже среди взрослых найдутся те, кто отдаст предпочтение сказке. Так почему и за что мы их любим? Что за тайное очарование и мудрость скрыты в их повествовании?


    В русских сказаниях почти каждое слово несёт определённое значение. Нам и невдомёк, что речи героев, их поступки и задания, которые они выполняют по чьему-либо поручению, должны иногда восприниматься не буквально, а символично. Порой даже «декорации» повествования – время года, лес или болото, обстановка избы – могут нести смысловую нагрузку.

    Вот, например, времена года символизировали творческий и созидательный путь: от молодости-весны, до глубокой старости-зимы. Они расскажут о душевном состоянии героя или о тех морально-нравственных изменениях, которые его ждут. Различные стихии олицетворяли деятельность и характер персонажа: лёгкий, как воздух или разрушительный, как огонь.

    Давайте рассмотрим символизм времён года.



    Осень. В это время с полей собирался урожай, устраивались богатые празденства – свадьбы, ярмарки и другие праздники. Поэтому для славян одним символом осени стало изобилие и богатство.

    Также в эту же пору улетают на юг птицы, деревья теряют листву, а некоторые звери ложатся в спячку. И осень стала олицетворять закат, угасание жизни – приближение старости и пожинание плодов предшествующей жизни.

    Но старость – это ещё и глубокие размышления о жизни. Это успокоение после работы и покой в душе. От этого Осень-старость подразумевала мудрость, глубокомыслие. Не зря избушку Бабы Яги художники часто изображают в осеннем лесу.



    Зима. Природа замирает, затихает и обволакивается белым, чистым снегом. День очень короток, а тёмная ночь морозна и длинна.

    Главные атрибуты зимнего времени – белый снег, холод и тьма – наводят на мысли о смерти природы. А с наступлением весны все в мире опять пробуждается. Поэтому зима стала олицетворять: смерть или сон, очищение от старого опыта и обновление. Недаром именно Морозко наделён правом губить нерадивого персонажа и давать новую жизнь положительному герою.



    Что олицетворяет весна, всем давно известно – пробуждение природы и души человека. Также она знаменует радость жизни, новые начинания, благоухание и цветение. Во многих сказках добро приходит с весной.



    Лето. Это время цветения жизни и тяжёлых трудов. В поле разгар работ, а в природе птицы и звери кормят своих детёнышей. Поэтому лето – символ солнца и жизни, символ моральной зрелости человека и расцвета его физических сил.

    Славяне выделили в природе 4 стихии: земля и воздух, огонь и вода.

    Стихия Земли мыслилась славянам сферой человеческих дел и творчества. Ведь всё, что нужно для работы и творчества (рабочие и музыкальные инструменты) невозможно создать без физических материалов.

    Земля была символом рождения и перерождения – она принимает тела животных и растений и трансформирует их в новую жизнь. Её называли Матерью, её любили и поклонялись ей (вспомните множество праздников, посвящённых ей, и обычай целовать землю). Находя различные драгоценные камни и металлы в земле, славяне верили в её способности одаривать трудолюбивых людей.

    Стихия Воздуха – это сфера души и мыслей человека. Как ветры приносят на землю дожди или ураганы, так и мысли то вдохновляют, то угнетают человека. Поэтому Воздух казался славянам пульсом и дыханием Земли, всей жизни на ней и наших душ. Воздух связывал Землю с божественным небом, и мог проносить людям вести, провидения, свежие мысли и вдохновения.



    Стихия Огня – символ направленности человеческой души в разрушительную или созидательную сторону. Также Огонь означал разрушение или очищение.

    К нему было особое отношение. Его сравнивали с Солнцем, его уважали, но одновременно и остерегались – ведь если не уследить за ним в очаге, может вспыхнуть пожар. Ещё более разрушительны лесные пожары или те, которые возникают от молний. Неуправляемый и всепожирающий характер такого огня стал символизировать буйную разрушительную силу. (Это относится и западным народам – их огнедышащие драконы несут лишь разрушение)

    Тем не менее, наши предки чаще изображали Огонь символом не разрушения, а созидания. Они видели в нём огромную животворящую силу. Огонь дарит тепло и свет, даёт золу, которой можно удобрить почву, он уничтожает болезни (раньше с холерой и чумой боролись только с помощью огня). Очаг был сердцем дома. Он и согревал, и готовил пищу, и уничтожал всякий сор…

    СтихияВоды, как и Воздуха, была сферой души человека, но она имела не вдохновляющий характер, а очищающий.

    Почему славяне сравнивали душу с водой? Человеческая душа отражает действительность, как и поверхность воды. Душа также переменчива, как текучая вода. Душа, как и вода, может быть тёмной и мутной, чистой и сверкающей.

    Стихию Воды славяне почитали особо. Ей приписывали способность хранить в памяти все события, оживлять и умерщвлять, очищать и нести божественную истину.

    Благодаря своему жизнелюбию и оптимизму, славяне видели мир вокруг себя полным жизни и сознания. Себя они мыслили маленькими частичками этого прекрасного мира, детьми своей Земли и всей природы.

Похожие статьи:

МультфильмыСказание о Петре и Февронии (DVDRip/2008)

Славянские героиБогатырьский Дух

КнигиРусские Богатыри (1975)

ФольклористикаРусский север. Гиперборея

КнигиИДДК | Большая энциклопедия. Пушкинская энциклопедия (2010)

Рейтинг
последние 5

Любава

рейтинг

+2

просмотров

1570

комментариев

12
закладки

Комментарии