Славянский Триглав

Славянский Триглав

Почти во всех индоевропейских религиозных системах царь небесный, Бог Грозы, повелитель электричества, "стихии огня" имел супругу, дарующую дождь, образ которой связывался со стихией воды и Луной, "управляющей" приливами; подобными функциями обладали римская Юнона и греческая Гера (супруги Юпитера и Зевса соответственно), В древнерусской религии женой "громовика" Перуна считалась МАКОШЬ - богиня Луны и владетельница вод со свитой из "тридевяти сестрениц" - русалок.136 В качестве супруги "небесного царя" Макошь весьма почиталась; ей одной из женских божеств был поставлен - рядом с Перуном - "истукан" в киевском пантеоне. 

Триглав

"Лунной" богине поклонялись и скифы. Античные источники (Гесихий) сообщают, что скифы почитали Луну под именем МАСПАЛЛА. В др.-индийском луна - "mas", в иранском - "mah". Интересно, что, как и во многих других случаях, скифское имя оказывается ближе к индийскому. С иранским корнем более сходно имя МАКОШИ, которая, очевидно, кроме "водных", имела и "лунные" функции (благодаря эффекту приливов символическая связь ясна). Впрочем, богиня МАХИ упоминается также и в Ведах.

Поклонение богине с подобными названиями известно у многих народов Евразии. Так, в Средней Азии и в Ирландии (!) она была известна под одним и тем же именем-МАХА. Правда, в кельтском исполнении Маха уже не связывалась с Луной, однако образ этой богини - одновременно агрессивной и эротичной - как нельзя лучше соответствовал представлению о "ночном", "теневом" божестве.

Славянская же Макошь вполне совпадала со скифо-арийским прототипом: она была богиней Луны и владычицей вод, повелительницей русалок. Заимствование этого образа от иранцев или индийцев также невозможно, как и от ирландцев. Конечно же, образ Макоши и само ее имя - всего лишь отражение древнего общеарийского культа. В недельном цикле Богине Луны был посвящен понедельник, "Лунный день" (ср. англ. Monday, от moon-Луна), в годичном - месяц "Рака".

***

В образе супружеской пары Юпитера, Бога Грозы, и Луны, Повелительницы Дождей скрыто противопоставление двух противоположностей, двух стихий - Огня и Воды. Учение о "четырех стихиях" лежит в основе чуть ли не всех мировых религий. В религиозных системах индоевропейских народов "4 стихии" символизируют две божественные пары, два бога - ипостаси Троицы - и их супруги. Первой парой - "огонь и вода" являются Бог Грозы - Красный бог и его жена: в Ведах - Рудра и Рудрани-Присни (очевидно, она же и Махи); римские Юпитер и Юнона, славянские Перун и Макошь. Судя по всему, этой паре в скифское время соответствует Таргитай (Тархунт) и Маспалла; эта "лунная" богиня, Русалка-Берегиня и есть та полуженщина-полузмея, которую скифы почитали как свою мать-прародительницу (ее образ сохранился в русских сказках: мудрая Змея-Скарапея, приносящая благо и удачу).

Вторая верхованя пара, типа "воздух и земля", образована союзом Чернобога (воплощенного в образе повелителя ветров и бурь) и Матери-Земли. Чернобог (теневая, "хтоническая" ипостась верховного существа) вступая в союз с Матерью Землей (у скифов носившей имя Алия), осуществлял тем самым функции самого Бога-творца.

Эта вторая пара во многих религиозных системах, подвергнувшихся деградации, просто слилась с первой. Так, у греков Зевс оказался фактически "двоеженцем", будучи супругом двух почитаемых богинь - Геры (Луны) и Де-метры (Земли) одновременно! Даже в хорошо сохранившихся религиозных системах, подобных индийской, две изначальные божественные пары соединились в одну: Рудра-Шива и его супруга Дурга-Кали, символ земной стихии.

Мать Земля несет в себе как позитивные, так и негативные свойства: как и все представители "земного", материального начала, она несет в себе изменчивость, зависимость от временных циклов, на что указывает само имя Кали (от кала - время). Реализация цикла приводит к накоплению энтропии в системе, и божество плодородия, дающее Жизнь, превращается в свою противоположность - Смерть.

Впрочем, в сложном образе Кали, распадающемся на десятки символов, выделяется все же более позитивная, милосердная ипостась, ТАРА ДЕВИ. Само имя ее образовано от санскритского tara-"6eper"; как по имени, так и по сущности она вполне соответствует славянским Берегиням.

Тара представляется супругой "планетарного" Юпитера (Брихаспати); очевидно, что она и есть собственно Рудрани, жена Рудры, поскольку во всех системах Бог Грозы отождествляется именно с этой планетой.

Судя по сохранившимся средневековым источникам, в славянской религии верховное божество отчетливо представлялось в двух парных ипостасях.

В качестве пары верховных богов, "царя и царицы", выступают то Перун и Макошь, то Див (Дый) и Дива (Дивия); так, в "Беседе Григория Богослова об испытании града" (русский источник 11в.) о славянах-язычниках ска^ зано: "Овый Дыю жерет, а другый - Дивии"... Здесь ДЫЙ (ДИВ) - небесный царь, "Деус", "Зевс", а ДИВИЯ есть Великая мать, известная в Греции как Гея-Земля, Рея или Деметра; в древнейшие ахейские времена, судя по сохранившимся надписям, она почиталась под тем же именем, что и у славян - Ма Дивия.137

Западные славяне произносили имена верховных богов в более "модернизированной" форме, чем на Руси: ЖИВ и ЖИВА. Скандинавы также знали "Живу", но только в женской ипостаси: СИВ - имя златовласой супруги бога-громовика Тора...

Следует подчеркнуть, что славянский Див (Жив, Шива) не тождествен Роду-Перуну: это Вей, Стрибог, Повелитель Бурь, "разрушительная" ипостась Троицы. Его супруга, Дива-Жива есть богиня плодородия, сама Мать Сыра Земля.

Знаменитый западнославянский "Збручский идол" (датирован 9-м в.) представляет собой изображение верховного божества в четырех лицах (двух мужских и двух женских) на четырех сторонах столба. Исследователи, сходясь на том, что двое из этих лиц - Перун и Макошь, долго спорили относительно второй пары; есть все основания полагать, что это - Див (он же Вей-Стрибог) и Дивия, Мать Земля.

На лицевой стороне Збручского идола изображена именно Мать Земля, держащая в руке "рог изобилия". По правую сторону от нее находится Перун (с конем и мечом), по левую - Макошь, держащая в руке кольцо (в качестве жены бога-"царя" она была покровительницей брака). На оборотной стороне идола находится Вей-Стрибог, супруг Земли-богини; как божество, имеющее негативные функции, он почти лишен символики. Таким образом, "Великая Мать", богиня плодородия, оказывается в центре; мужские божества - по правую., а женское - по левую сторону от нее; божественные супруги, олицетворяющие противоположные стихии (Земля-Воздух, Огонь-Вода), находятся на противолежащих гранях.

***

Культы Макоши, лунной владетельницы вод, и Живы-Матери Земли, очевидно, связаны между собой. Наряду с ними в древней арийской религии существовало еще третье воплощение "женской стихии": дочь Матери-Земли, умирающая-воскресающая богиня, символизирующая годовой цикл природы. Эта ипостась древнего культа плодородия представлена в греческом мифе о Де-метре и ее дочери Персефоне, похищенной "теневым" миром, но возвращающейся каждый год и приносящей весну. Образ Персефоны восходит к древнеарийской традиции, поскольку имеются параллели этого мифа у различных народов арийского происхождения, например, у балтов (богиню-мать и богинь-дочь они звали Курминой и Нейолой).

Тройственный культ женского, "теневого" начала был известен у кельтов Ирландии (три богини-Марригны: сестры Маха, Бадб и Морриган) и у западных славян, почитавших женскую Триглаву, символами которой служила Луна и Черный конь. Интересно, что ирландские имена имеют параллели со славянскими: Маха - это Макошъ (ср. иранское "мах" - Луна), Бадб есть просто Баба (Мать Сыра Земля именовалась также Землей-Бабой), а Морриган-Морена, Мара.

Кельтский культ "трех Марригн" имел ярко выраженный хтонический характер: все три богини сочетали в себе агрессивные, воинственные, негативные черты, и вместе с тем были покровительницами плодородия. То же самое мы видим в Греции: великая Мать-Земля-Деметра почиталась также в образе яростной Эринии, воплощения вражды и ненависти, а ее дочь Персефона (несущая весну!) считалась супругой властелина мрака, Аида...

В таком же образе стихия Земли предстает и у славян. Исследователи неоднократно отмечали, что сказочная Баба-Яга, поджидающая свои жертвы в избушке на курьих ножках (то есть в срубе, типичном для захоронений в южнорусских степях 2 тыс. до н.э.) есть не что иное, как воплощение все той же Матери-Бабы-Земли, только в негативной ипостасти, в облике Смерти.

У славян дочь Матери Земли, подобная греческой Пер-сефоне, символизирующая движущееся, циклическое начало женской, земной, плодородной стихии, именовалась одновременно Живой (Дивой) и Марой, Мариной, Мореной, то есть властительницей Жизни и Смерти.138 В день летнего солнцестояния солнце - олицетворение мужского начала - входило в наивысшую силу; женская стихия, следовательно, была "подавлена"., в этой точке начинался новый "женский" цикл, находившийся в противофазе с мужским. Поэтому в ночь на Ивана Купалу (ночь - также женская стихия) славяне сжигали чучело Морены, олицетворявшее "старый" цикл.

В день зимнего солнцестояния женское начало, напротив, достигало своего максимума, а солнечное - мужское-минимума. В этот день Дива-Мара рожала новое солнечное божество, именовавшееся у славян КРЫШНИМ,139 а в Индии - КРИШНОЙ. Понятие о циклическом возрождении высшего божественного начала имели и греки в эпоху античности: его воплощением служил рождающийся-умирающий ДИОНИС (его имя значит просто "бог").

Согласно мифу, Дионис - "дваждырожденный": его рожает от верховного бога земная женщина Семела, погибающая прежде срока, и донашивает его Персефона (Майя), то есть хтоническая, рождающаяся-умирающая богиня. Само имя "Семела", судя по всему, восходит к корню "зем" (славянское: земля), то есть мать Диониса является воплощением "земной" стихии. Имя же Майя означает просто "мать" (на санскрите).

Это имя "великой матери" сохранилось во многих вариантах арийской религии: Майей звали весеннюю богиню древние римляне, в индуизме Майя-Дурга (то есть Дева)-воспитательница Кришны, в буддизме Майя - мать майтрейи (мессии). Празднование, посвященное великой матери Майе (Марене) и ее новорожденному сыну-Крышнему славяне связывали с зимним солнцестоянием. В индуизме известно также еще одно воплощение великой матери: Майя-Рати, жена бога любви Камы. Эта божественная пара также почиталась славянами: "Иван-да-Марья", "Купала-Морена" (Купала есть Лад, бог любви); культ ее был связан с летним солнцестоянием.

***

Концепция "самовозрождающегося" бога, воплощающегося в смертной ипостасти Аватара входит в самое ядро арийской религии; следует признать, что в чистом виде она сохранилась только в Индии, отчасти в Греции и у славян.

С появлением христианства эта концепция в Европе получила "второе рождение". Дива-Мара, рождающаяся-умирающая богиня Земли, стала Девой Марией, Богородицей.

Циклическое начало женской - земной - стихии ярко отражено в христианском культе Девы Марии системой праздников, приуроченных к различным фазам годового цикла (осень: Рождество Богородицы, Покров, весна: Благовещение, лето: Успение).

Двойственная природа древнего "женского" культа плодородия, воплощенного в образах бессмертной и вечной богини-матери и постоянно умирающей-возрождающейся богини-дочери, отражена в христианстве почитанием св. Анны, матери девы Марии. (Само имя Анна - древнеарийское; в Италии римского времени почиталась богиня АННА ПЕРЕННА, связанная с источниками вод, в Скандинавии - НАННА, супруга Бальдра, а в среднеазиатской Скифии - богиня плодородия НАНА.)

Следует отметить, что у скифов "воскресающий бог" особенно почитался на севере, в лесной зоне Восточноевропейской равнины - в стране гелонов; согласно Геродоту, культ "Диониса" был здесь самым главным. Но этот культ немыслим без почитания божественой матери, Дивы-Мары; это значит, что уже в скифские времена Северная Россия считалась "страной Богородицы"...

Итак, можно поставить знак равенства между следующими "женскими Триглавами", символизируемыми Луной и Землей:

МАСПАЛЛА (Луна) + АЛИЯ (Земля) + (Мать "Диониса") (скиф.) - МАКОШЫ - МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ + ДИВА (ЖИВА), МАРА (Триглава женская, слав.) =ТАРА-ДЕВИ (она же РУДРАНИ, ПРИСНИ, МАХИ)+ ДУРГА-КАЛИ-ПАРВАТИ (она же ЗЕМЛЯ-ПРИГХИВИ) + ДЕВАКИ (МАЙЯ, мать Кришны) (инд.) = МАХА+ БАДБ+ МОРРИГАН (кельт.) = ГЕРА+ ДЕМЕТРА (ГЕЯ)+ ПЕРСЕФОНА (МАЙЯ) (греч.) = ЮНОНА+ ЦЕРЕРА (ТЕЛЛУС, ОПС)+ ПРОЗЕРПИНА (МАЙЯ) (рим.)

В зодиакальном круге женской Триглаве посвящено два месяца: Рыбы (20 февраля - 20 марта) и Рак (с 22 июня по 23 июля) вместе с "управительницей" Луной.
 

Похожие статьи:

КосмосНаша Галактика

Красота и здоровьеЛунные циклы и сбор лекарственных растений

КосмосТри Луны Мидгард - Земли

Славянская магияРусская хиромантия – или пантеон на ладони

Наука и технологииРоскосмос объявил конкурс на расчёт траекторий полётов к Луне, Марсу и Юпитеру

Sanjana Veda

рейтинг

+4

просмотров

23525

комментариев

1
закладки

Комментарии