Народная резьба по дереву: Пряничные доски

Пряничные доски

Резьба пряничных досок на Руси получила своё развитие в XVII веке, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII–XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом (относилось к разряду мелких промыслов). О пряниках часто упоминалось в сказках и былинах. Печатные пряники служили лакомством не только для детей, но и для взрослых. Они изготовлялись разных размеров: от самых мелких «закусочных», до «аршинных», больших - «именинных» или «подарочных» - огромные, пышно украшенные, весом на несколько пудов. Особенно славились – тульские, вяземские и городецкие. 

Издавна Городец, старинный русский город на Волге славился пряничным производством. Несмотря на то, что Городец приписывался к Балахнинскому уезду, был он больще уездного центра в несколько раз. В XVII в. сложились благоприятные условия для развития там пряничного дела. За год выпекалось до 10 тыс. пудов пряников. С этого времени «городчане» вели активную торговую деятельность, пряники распродавались на местном базаре, отвозились на Нижегородскую ярмарку, откуда они расходились по всей России. Городецкие «бортники» сполна обеспечивали местных пряничников мёдом, необходимым для выпечки сладкого товара. Выпекали на меду и патоке с разными пряностями, в виде рыбок, птиц, фантастических зверей. В Городце пряники делаются до сих пор.

Пряничные доски

«Печатными» пряники назывались потому, что на крутом тесте со сладкой прослойкой отпечатывалось особой доской какое-либо изображение: от простого – птицы, лошади и т.д., до сложного рисунка. Таким образом, они являлись своеобразной отраслью народного изобразительного искусства.

Вкусные, прекрасно пропечённые пряники привлекали покупателей красотой и замысловатостью форм. Мастерство резчика пряничных досок существовало только в России. Городецкие мастера «пряниц», «пряничных изложниц», «манер» - создавали оригинальные штампы для «печатания» пряников. Сложность изготовления досок и для фигурных пряников, напоминавших по форме глиняную игрушку, и для больших «почётных», или подносных, пряников весом 2-5 кг, и для маленьких «грошевиков», для которых на доске было от 4 до 120 гнёзд, заключалось в создании обратного рельефа.

резьба по дереву

Пряничные доски предпочитали резать на твёрдой древесине – груши или клёна: чем плотнее и твёрже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей. Техника резьбы – мелко - узорная плосковыемчатая. Особенность этой резьбы в том, что её фоном является поверхность украшаемого изделия, а рисунок создаёт совокупность выемок. В зависимости от того, каким инструментом сделаны, выемки могут иметь разную форму – треугольника (трёхгранно-выемчатая резьба), скобки (скобчатая резьба), ноготка (ногтевидная резьба), линии (линейная резьба). Резьбой занимались специалисты-резчики используя в работе хорошо и правильно заточенный инструмент: ножи – косяки, стамески разной формы (прямые и полукруглые) и ширины, стамески – уголки (70-90°) для вырезания двугранных выемок, деревянную киянку (пользовались ею, если не хватало силы давления руки). «Аристократом» в пряничном мире всегда считался мастер по изготовлению пряничных досок. Есть такие мастера в Городце и в наше время. 

Пряничные доски

Пряничные доски

Тематика сюжетов, разнообразна. Здесь мы встречаем меньше сложных композиционных сцен и больше отдельных изображений. Большое место на пряничных досках, занимают птицы: гуси, петухи, павлины, птицы по хохолку похожие на удода. Из зверей - изображались львы, олени, кони - обычно с сильно преувеличенной «крутой шеей». Из рыб – характерная для Волги стерлядь. Мастера отражали в своём искусстве и то новое, с чем они сталкивались в жизни – пароходы и паровозы. На больших досках для «именинных» или «подарочных» пряников обычно резались полуфантастические дворцы или же сложный растительный орнамент; оформлялись разными фирменными надписями и пожеланиями («Подарок в день вашего ангела», «Кого люблю, того дарю сердечно» и др.). Для мелких пряников распространённым было помещение среди несложной орнаментальной рамки надписи: «городецкий» или «тульский», в основном в сокращённом виде. Такие пряники продаются и сейчас.

пряничная доска

В коллекцию предметов из дерева, которая хранится в музее «Усадьба купца А.А.Худякова» в Балахне, входят и прекрасно выполненные городецкими мастерами пряничные доски. Предлагаю Вам рассмотреть их на фотографии. «Пряницы» изготовлены в конце XIX-го века. Мастера вырезали на них отдельные изображения (картинки) расположенные в «гнёздах». На одной «прянице» (4 картинки), внизу, мы видим двух красивых домашних птиц – петухов. Сверху - современный сюжет, мастер отобразил в нём то, что поразило его воображение – а именно, пароход и парусник. На второй пряничной доске вырезаны двенадцать гнёзд с изображением: коня, петухов, павлинов, герба с двуглавым орлом, цветочных композиций, геометрического орнамента.

Пекарни, где выпекали пряники, оснащались следующим образом: обычная большая русская печь, несколько широких столов для раскатки теста, кадки для его приготовления, формы «манеры», противни. Тесто: просеянная (пшеничная и ржаная) мука, вода, молоко, сметана, мёд, патока, яйца, масло, дрожжи. Обязательно, смесь пряностей – «букет» или «сухие духи»: корица, гвоздика, перец, кардамон, имбирь. Варенье, фруктовые начинки (сухие ягоды или сок). Готовое тесто выкладывали на разделочные столы, проминали, ровно раскатывали скалками, наносили рисунок. Для формования изделий использовались специальные металлические выемки, в сочетании с ними применяли деревянные формы. Перед выпечкой поверхность смачивали холодной водой или яйцом, прокалывали в нескольких местах ножом во избежания вздутия. Вынув из печки, смазывали яйцом. Охлаждённые пряники глазировали в особом котле с помощью сахарного сиропа.

Сами пряники были не только излюбленным лакомством русского крестьянина или гражданина. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Их дарили в день именин, подавали на стол во время праздничных трапез. По народным поверьям, пряник обладал магической целительной и привораживающей силой: его использовали при тяжёлых болезнях и в случаях, когда хотели привлечь внимание предмета своей любви. В старину в пряники играли, состязаясь в точности их бросания. В Прощёное воскресенье «почётные» пряники младшие подносили старшим, дети – родителям, подчинённые – начальству. Широко использовали пряники в свадебной обрядности. Специальные пряники – «орехи» невеста подносила гостям. «Разгонные» пряники раздавали пирующим в конце свадебного застолья; появление их на столе служило знаком того, что пора откланиваться и уходить. После свадьбы молодые навещали с пряниками родителей невесты; на «пряники» молодым дарили деньги.

С 1978г. фирменным изделием Городецкого пищекомбината стал печатный пряник «Городецкий сувенир», продавали его вразвес и штучно – в фирменных коробках. Но 6 лет назад промысел – производства пряников оказался под угрозой исчезновения, а сумела его сохранить местный предприниматель Анна Воронина, создав на приходившем в упадок пищекомбинате своё частное предприятие ООО «Городецкие пряники».

Городецкие пряники

Умеют хранить память в Городце об истории «бренда» своего города – печатного пряника. Музейный квартал в городе, начинается именно с «Музея пряника», который находится в доме купца С.Ф.Тряпкина. В его экспозициях представлены около полусотни пряничных досок разных эпох, на которых выпекались душистые пряники в XIX – XX веках.

Итак, прочитав все статьи (5) из серии «Народная резьба по дереву», Вы познакомились с самыми яркими экспонатами из дерева, которые хранятся в музее «Усадьба купца А.А.Худякова». Выполнены они мастерами жившими в 19-20 – ом веках. Давайте сохраним в памяти наше прошлое. Будем беречь настоящее, думая о будущем.

Е. М. Янчук
– научный сотрудник
Балахнинского музейного историко-художественного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА:
Александрова Л.К., Баранова И.И. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург, 2001.
Варенцова Л.Ю. История народных художественных промыслов и ремёсел Нижегородской области. 3 том. Н.Новгород, 2011г.

Источник:
http://balamus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=375:prynichn&catid=41:kraa&Itemid=62

Похожие статьи:

РемеслаСадовая мебель

РемеслаРезчик по дереву Валерий Простянкин

РемеслаКронид Гоголев – гениальный резчик по дереву

ПраздникиВ глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль

РемеслаРезьба по дереву

Рейтинг
последние 5

Вящеслав

рейтинг

+10

просмотров

8335

комментариев

2
закладки

Комментарии