Золотая хохлома

Золотая хохлома


Хохломская роспись – древнее искусство русских крестьян и мастеровых, которые расписывали деревянную посуду  необычайно красивыми узорами.
Но ценность хохломской посуды не только в узорах, а в специальной технике изготовления, при помощи которой обычным ложкам и туескам придавались золотой блеск и особая прочность. Промысел этот берет свое начало в Нижегородской области, где в деревнях Хрящи, Семино, Новопокровское издавна занимались росписью деревянной посуды. Свое название она  получила из-за места продажи: большого поселка Хохлома, куда свозились изделия из окрестных поселков.

Хитрость получения золотого цвета без применения драгоценного металла, возможно, была раскрыта местным мастерам одним из иконописцев-староверов, которые укрывались в Заволжье после раскола церкви. А чудесные растительные орнаменты возникли уже на месте: в них художники использовали образы северных ягод и трав. 
 
До того, как посуда была готова, ей надо было пройти несколько важных стадий, во время которых она подвергалась  неоднократной сушке и обработке разными составами. Обычно ложки, ковши и туески делали из местных пород деревьев: липы, березы. Из нарубленных чурочек мастер вырезал широким ножом задуманное изделие. Следующим этапом шла его сушка, а так как дерево было сырое, сушили посуду недели две при комнатной температуре. 

Грунтовали высушенную посуду раствором глины. Это необходимо для того, чтобы тщательно заделать все микропоры дерева, иначе влага будет проникать внутрь. После грунтования – опять сушка при 30 градусах, а затем пропитка льняным маслом до полного его впитывания деревом. В качестве тампона для пропитки брали кусочки овечьей шерсти. Через сорок или пятьдесят  минут посуду натирали до блеска льняной паклей, чтобы избавиться от малейших песчинок и заноз, а затем опять ставили в печь на просушку.
  
На следующий день изделие шпаклевали, заделывая все неровности и сколы, замазка готовилась из глины и олифы, и опять сушили. Затем можно было приступать к нанесению специальной олифы. Ею покрывали посуду несколько раз, обязательно давая  подсохнуть очередному  слою. Лишь после этого можно ее лудить, то есть покрывать оловянным или алюминиевым   порошком. Порошок втирался тампоном в стенки изделия, после чего оно приобретало  блестящий белый цвет. 
 
Вот с этого момента уже можно наносить узор, то есть расписывать посуду. В те времена, когда процесс золочения проводился только при помощи золота, мастера использовали не только красный и черный цвета. В их палитре были белые и зеленые краски, придававшие рисунку объемность. Но после того как появилась технология лужения, художники постепенно перестали пользоваться этими цветами. Историки склоняются к мнению, что это произошло из-за более бледного оттенка золотого цвета, чем при настоящем золочении. И чтобы придать этому цвету большую яркость и глубину, стали использовать только ярко-красную и черную краски.

После того, как разрисованное изделие высыхало, его снова покрывали олифой и ставили в печь для обжига при температуре примерно сто пятьдесят градусов. Вот тут-то и проявлялась знаменитая золотая краска: под желтеющей олифой блестело олово, создавая эффект золочения. 

Узоры, которыми украшали посуду, в основном растительные. Изредка художники рисовали  птиц или рыб, чаще  можно встретить стилизованное изображение солнца на дне тарелок или блюд. Техника нанесения рисунка была достаточно проста, но требовала  высокого мастерства. Готовые изделия украшали дома зажиточных крестьян и богатых помещиков, так красиво и необычно смотрелись расписные изделия мастеров из Заволжья.
 

Похожие статьи:

ВидеороликиХохлома. Семёнов и Городец

РемеслаЛожкарная Столица России

РемеслаСтолица деревянной ложки

РемеслаО Матрешке

РемеслаВиды хохломской росписи

Алексей А.

рейтинг

0

просмотров

1927

комментариев

0
закладки

Комментарии