История украинского танца

История украинского танца

Предложенный пособие очерков и материалов к истории украинских народных танцев имеет определенную тематическую направленность. В ее основе лежит проблема происхождения и развития запорожского танца казак. Этот чрезвычайно популярный в прошлом танец, в советские времена претерпел остракизму и за короткое время стал почти совсем забыт. Не вспоминали о нем и искусствоведы, он исчез со страниц энциклопедических изданий, не выполнялся ни профессиональными, ни самодеятельными коллективами на сценических площадках.

 

Казацкие танцы

Искусствоведы, не упоминая основной исторической танца казак, переключили свое внимание на танцы казачок и гопак.

Первый - Татьяна Ткаченко, автор известного труда "Народный танец" (М., 1967), считает танцем "ловкого юноши-подростка", a гопак, по мнению Андрей Гуменюка, всегда отмечается героическим окраской. Подчеркивая его импровизационный характер, замечает, что в сценических обработках гопак имеет постоянную композиционную структуру. Такая нечеткость формулировок стала поводом к поиску новых свидетельств об исторических танцы украинского народа. Потому что не мог понять, как в суровых условиях Запорожской Сечи могли создаваться танцы для подростков и не осознавал, не чувствовал героики в веселом молодецкую танцы гопака. Новые сведения нашлись в работах украинских и польских этнографов, энциклопедических изданиях и художественных произведениях украинских писателей XIX века

Все данные свидетельствуют о том, что в среде запорожцев-сечевиков создан танец, названный именем их создателей - казаком. Его исполняли два человека, которые вели между собой бескомпромиссный поединок-соревнование, в котором присутствовали и веселье, и шутка, и неистовство. Танец. казак - это борьба характеров, открытый проявление эмоций, соревнования в силе сноровки и творческой фантазии.

Казаки прибывали в Сечь из различных регионов Украины и Зарубежья (волохи, молдаване, сербы, русские, белорусы). Каждый из них приносил и частицу своей хореографической культуры - свои танцы. Из них со временем создавался в течение жизни новый богатый движения танец. В нем "растворялись" простые односложные танцы, которые имели названия от основного движения: голубец, тропаки, гайдук, гопак, Полторак.

Танцы является исторической категорией. Они возникают в определенное время в определенных условиях и определенной среде, распространяются, а с течением времени исчезают, но не бесследно. Исчезая, они дают жизнь другим танцам, обогащая их.

Во времени создания казачества как социального слоя у ХV-ХVI вв. на почве более ранних музыкальных форм в Украине происходит процесс становления украинской танцевальной музыки. Распространен приобретает инструментальная музыка к казацких танцев - казаков, гайдуков, казачков. В этих мелодиях, как показывают современные музыковеды, "ясно слышать интонации украинский гопак".

Одним из старейших танцев в Украине был гопак. Словари объясняют это слово как прыгать, скакать, бить, ушквариты. В народных песнях и припевка ХVII века, а в бурлескных и сатирических стихах ХVIII в. движение гопака описывается как составная часть танца казак, как голубцы, гайдуки, выкрутасы.
Все они перешли в категорию движений в танце казак.

Новый танец отдельной новообразованной общественного слоя больше отвечал требованиям времени, был более современным, более сложным, более привлекательным, модным. Его, соревнуясь, выполняли два человека. Один казак, танцуя, мог соперничать с музыкантом и перед обществом товарищей демонстрировать свои исключительные исполнительские возможности.

Первых изменения претерпевает казацкий танец, когда партнершей мужчине становится женщина. Она, как свидетельствуют этнографы, придала этому дикому танца благородства, грации и элегантности. Запорожцев последовали городовые казаки и сельское парня. Все хотели танцевать так как запорожцы, но им не хватало ни сноровки, ни силы, ни характера.

Казацкие танцы исполнялись не только для личного удовольствия и развлечения. Они имели значительный элемент профессионализма и вишколення. Кроме эмоционального воодушевления танцы запорожцев имели развитую танцевальную лексику из движений, вошедших в казака от ранних танцев-движений, но и особенность танца казак, его импровизационный характер способствовали придумывании новых совсем неизвестных движений и комбинаций из них - коленей и фигур.

Казаки в своей среде создали ряд танцевальных обычаев, которые распространялись среди общин сельской и городской молодежи-парней. Вернувшись из похода, казак, имея на руках определенную сумму денег или какие другие вещи, не жалел их и щедро платил музыкантам, которые на днях обозом ходили за ним и играли до танцев. Состязательный характер запорожских танцев способствовал также и такому обычаю, как танцы "на заведения" - кто кого перетанцюе. Конечно, кто проигрывает, тот и платит. Такие танцы бытовали в деревнях и городках среди парней. Яркие описания таких танцев оставил нам украинский актер и драматург Марк Кропивницкий.

Сельская и городская молодежь танцевала в те времена бытовая танцы парами по кругу. Парень с девушкой или девушка с девушкой.
Запорожские или казацкие танцы конце ХII - ХVIII вв. получили значительное распространение, но не были в молодецкую среде оригинальными казацкими. Уже тогда были своеобразные варианты бытового казака. Движения казацкого танца приспосабливались к танцам в паре и выглядели вроде существующих развлекательных танцев. Особой популярностью пользовалась вторая часть казака быстрая, проворная музыка. ее называли казачком (измельчала форма от слова казак). С увлечением танцевали под эту музыку девушки, взявшись плеч или положив руки на талию друг другу. Танцуя, они крутились или искажались, слегка держась за руки, если с девушками танцевали ребята, то они не держались с девушками за руки, а выполняли отдельные движения, присущие танца казак, били трепака, садились гайдука, витиналы голубцы.

В этих запорожских танцах не было ни героического окраски, ни совершенстве производимых танцевальных комбинаций-коленец и, конечно, не было самого главного - казацкого характера.

После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. Екатерина II своим указом отменил не только Сечь, само название "запорожских казаков".
Этот указ никогда не был отменен. Казачество разбежалось по селам и местечкам, часть бежала за Дунай, а многие начало заниматься промыслом и чумаки. Среди чумачества, жизнь которого в определенной степени напоминало казацкое, дольше сохранился оригинальный танец казак, до поры, когда в начале XIX в. зафиксировали этнографы. Зачастую они на базарах и ярмарках, танцуя, "доказывали" друг другу свой талант и казацкий нрав.

Во второй половине XIX в. был основан профессиональный украинский драматический театр. В нем сразу же танцевальное искусство заняло почетное место и получило признание зрителей. Со временем оно все шире входит в музыкальные-драматические спектакли, набирает постоянных театрализованных стилевых особенностей. Украинские танцы становятся настоящим украшением драматических спектаклей, очаровывая зрителя силой темперамента, весельем, богатством лексики и всеми качествами, которые выработались еще в казацком танце. Гостиные поездки украинских драматических трупп по большой Российской империи разнесли славу этих танцев, называвшиеся гопаками. Слова "казак", "Запорожская Сечь" царская цензура не пропускала. Так исчез из репертуара в театрах этот популярный некогда танец. О привлекательности украинских танцев знали и в Москве, и в Петербурге, и в Варшаве. Широко понеслась слава украинских танцев по всей Европе, когда драматическая труппа господина Деркача в 1894 г. показывала свои спектакли в Париже. Особую популярность получила картина "Вечерницы" из драмы Тараса Шевченко "Назар Стодоля". Сначала парижане были захвачены пением о казаках и музыке П. Нищинского. их пленила вокальная композиция "Закувала седая кукушка", а под завесу шли танцы. Солисты, группы ребят, разнообразные прыжки, присядки, плазунци, щуки, мельнички. На фоне сильных и широким движений грациозно выполняли выкрутасы и мелкие вибиванци девушки, а обкручуючись, за ними радугой летели разноцветные ленты. Это чудо называлось гопаком. С тех пор в сердце Франции еще долго господствовала мода на казацкий танец, хотя он и назывался гопаком. Не каждая театральная труппа могла иметь хороший состав исполнителей-танцоров и не всегда танцы органично входили в действие и двигали ее. Многие антрепренеров спекулировали на любви зрителей к танцевальному искусству и эта избыточность и безвкусица часто приводили к негативным впечатлениям у зрителей и искажение народного танца.

Вот что писал в 1910 г. Кирилл Стеценко о танцах в спектакле труппы д. Колесниченко: - "... разве подпрыгивания под потолок »какие клоунские фокусы с шапкой, Усаживание на землю со всего размаха - разве это можно назвать украинскими танцами? Разве все эти движения без пластичности, без какой-либо художественной нормы и красоты достойные украинский штуки, сцены? Таковы были пути украинского танца гопак на кону профессионального драматического театра. Исчезал из памяти танец. казак, а утверждался театрализованный танец гопак.

К сожалению, отдельных научных работ, в которых бы освещалось этот вопрос, еще не существует.
Разницей, что существует между танцами. казаком и гопаком, казачком и казаком интересовался В. Верховинец. В своем труде "Теория украинского народного танца" он подробно разработал анкету для любителей-этнографов, собирателей танцевального фольклора. Кроме указанных вопросов он задает еще одно: как вели себя в танцах казаки с оружием (саблями, пистолетами, ружьями, копьями)? Как вести себя с копьями, нам блестяще показал Павел Вирский в танцах запорожских казаков, а как с саблями, пистолетами, ружьями?

Свои вопросы В. Верховинец ставил в 1920 p., сейчас конец XX в. и вопрос остается открытым.
1913 г. был напечатан клавир оперы Николая Лысенко "Тарас Бульба". Во втором действии (на хуторе Тараса) большая танцевальная сцена, среди танцев - казак. В переизданному клавире 1964 название казак исчезает, а музыка к танцам обозначена как казачок I и II.
В 1970 г. был опубликован сборник танцевальных песен. В нем большой раздел песен к казачков и гопак, однако нет исторической песни к танцу казак, которая была еще в начале XIX в. записана и напечатана в одном из первых сборников песен. Анализа этой песни о казацкой нрав посвятили научные труды Николая Костомаров и Иван Франко.

Приведенные факты свидетельствуют, что тенденция замалчивания или подмена названия исторического танца казак в научной и художественной литературе не были случайными, а направлялись определенными властными органами.
Все, что напоминало о героической борьбу за национальное освобождение и свободолюбивый характер запорожского казачества, подлежало запрету. Так было при Петре I, Екатерины II и других царей.

Приведем факт из недавнего прошлого. 24 декабря -1918 г. на страницах "Известий" была напечатана постановление о том, что путем ликвидации Брестского договора Украины не признается самостоятельным государством. Для подрывной работы среди украинского населения агитации и провокаций специально готовились соответствующие кадры. Перед ними установкам выступал народный комиссар Л. Троцкий.

"Ни для кого не секрет, - говорил он, - Что не Деникин принудил нас оставить пределы Украины, а грандиозное восстание, которое поднял против нас Украинское сытое крестьянство. Коммуна, чрезвычайку, продовольственные отряды, комиссаров-евреев возненавидел Украинская крестьянин в глубины души. В нем проснулся спавши сотни лет Вольный дух запорожского казачества и гайдамаков. Это страшный дух, Который бурлить и кипит, как самый Грозный Днепр на Своих порогах и заставляет Украинцев творит чудеса храбрости. Этот самый дух вольности, которы давал украинцам нечеловеческую силу в течение сотен лет воевать против Своих угнетателей: поляков, русских, татар и турок и одерживать над ними блестящие победы.

Только безграничная доверчивости и уступчивость, а также отсутствие сознания необходимости постоянной крепкой спайки всех членов государства НЕ только во время войны каждый раз губили все завоевания Украинцев ".

Вот чего так боялись коммунисты во времена своего правления в Украине и все делали для того, чтобы не проснулся "дух вольности", который дает украинским сверхчеловеческую силу в борьбе против своих угнетателей.

Думаю, что не пройдет много времени и репрессирован национальный танец казак вернется в национальную казну хореографического искусства. Это сделает поколение молодых национальное сознательных хореографов-постановщиков. Остается сожалеть, что этого не смог сделать талантливый украинский балетмейстер Павел Вирский.

Отношение к танцевальному искусство в Украине во времена бывшего Советского Союза было не однозначным. С одной стороны исчисления сеть танцевальных коллективов, а с другой ... Откровенно об этом пишет в своем труде: "Народный танец" искусствовед и педагог Тамара Ткаченко.
"Украинская советское искусство, пишет она, переняло лучшие традиции народного танца и очистило (В. К.) это наследие от всего постороннего, засоря ..."

Справедливо - все, что должен был напоминать украинскому народу о его государственность и ее обретения - не соответствовало "лучшим традициям" и подлежало очищению - запрету и уничтожению, как это случилось с историческим пляской казак.

Далее в своем исследовании Ткаченко вспоминает о многочисленных битвы в прошлом украинского народа бок о бок с братским русским народом за свою "независимость и свободу.

В этой борьбе, утверждает она, родилось много старинных военных танцев. Об одном из них, в котором по ее мнению отображается ритуал военной присяги, рассказывается подробнее. Ссылок на какие источники, конечно, нет. Это, пишет она, известный в Украине танец "Гонта".
Несколько слов о борьбе "бок о бок" особенно во время восстания гайдамаков 1768 p.

Широко разлилось крестьянское восстание по Уманщине и Черкасской. Российские войска в то время боролись на польском правобережье антироссийские выступления шляхты. Появились они под Уманью после того, как город захватили повстанцы. Полковник Гурьев, согласно приказу из Петербурга, возглавлял отряд донских казаков, установив с руководителями крестьянского восстания дружеские отношения. Ивана Гонту, Максима Зализняка и других руководителей дружески пригласили на обед, а потом сплоченную, связано, отряды крестьян разогнано. Максима Зализняка как русского подданного судили в Киеве на пожизненную каторгу, а Ивана Гонту передали полякам. Последние, подвергнув его нечеловеческим пыткам, четвертовали.

 Но не будем обвинять Татьяну Ткаченко в исторических и этнографических неточностях. Напомним лишь, что такого "исторического" танца не сохранилось ни в памяти народной (песнях, сказаниях), ни в трудах отечественных и иностранных этнографов, ни в коем энциклопедическом издании, за исключением украинской советской энциклопедии

"Гонта, - читаем на ее страницах, - украинский народный танец. Выполняется соло или группой с саблей в руке и что хранится он в Запорожской и Днепропетровской областях ". Остается загадкой, почему именно этот танец сохраняется в южных областях и был ли он распространен в районах, где происходило восстания и других регионах Украины?

Не встречается этот танец в программах смотров художественной самодеятельности и сборниках народных танцев. Крупнейший из них - "Украинские народные танцы" (Составитель Андрей Гуменюк - М., 1969) содержит около 140 танцев с вариантами, а оригинальных более 60. Распределим их по системе, которая бы указывала на происхождение названия отдельных танцев.
1. От названия формы танца - звезда, кривой танец - 10
2. От названия общественного слоя - казак, чумак, партизаны - 4
3. От названия движения - гопак, тропаки, повзунець - 5
4. Обобщенные олицетворение - Василиха, Николай, Екатерина - 5
5. От профессии - бондарь, кузнец, Шевчик - 11,
6. От названия трудовых процессов - рукодельницы, лен, мак - 6
7. От национальности - гуцулка - 1
8. От названия местности (польки, казачки, кадрили) - 24.

Как видим, украинский национальной хореографии не характерно называть танцы именами выдающихся лиц, хотя героев протяжении прошлых веков было немало. Героические черты характера украинского народа ярко отразились в историческом национальном танце, казаку. Не встречаются персональные олицетворение в названиях танцев и в мировой хореографии.

Заканчивая рассказ-беседу о проблемах, существующих в области теории украинской национальной хореографии замечу, что развитие теоретической мысли всегда отстает от практической деятельности. Отстает он и у нас. Особенно слабо разработана историческое обоснование так называемых традиционных украинских танцев.

Не проанализирована творческое наследие Павла Вирского. Совсем нет сведений о творческой деятельности чрезвычайно талантливого постановщика казацких танцев Михаила Соболя. Нет трудов о значении и развитие народной хореографии на кону украинского драматического театра в конце XIX и начале XX в.
Не существует реестра и словаря украинских исторических танцев, и самое главное, что нет разработанной библиографии к курсу украинских народных танцев. Неудивительно, что при таком положении вещей театрализованные авторские композиции выдавались за народные, даже исторические танцы.
В конце концов надо откровенно сказать любителям и профессионалам, такой танец "Гонта" существует. Его автор - подпоручик Украинской Народной Республики Василий Авраменко. Эту композицию он поставил в 20-х годах, во времена, когда был интернированным, как воин УНР в Польше. Этот танец В. Авраменко танцевал сам.

С военнопленных в г. Калиш создал коллектив и с ним объездил Польшу, Подляшье, Галицию, Тернопольщину, Волынь, Гуцульщине. Его многочисленные ученики распространяли его танцы. В 1926 p. он уезжает в Канаду, затем в США. В программе осмотра художественной самодеятельности в 1940 г. во Львове танцевали этот танец.

В последнее время заявилось несколько работ, с которыми необходимо ознакомиться всем, кто интересуется историей украинского народного танца. Считаю необходимым указать на главные из них: труд Хв. Волка "Студии по украинской этнографии и этнологии", П. Чубинского "Мудрость веков", А. Воропая "Обычаи нашего народа" и "Украинская год в народных обычаях в историческом освещении" С. Килимник.
У них и обычаи, и мифология, и верования - все, без чего невозможна творческая деятельность художников во всех жанрах творчества.

Украинец

рейтинг

+3

просмотров

34012

комментариев

1
закладки

Комментарии