Как жили фарцовщики в СССР

Как жили фарцовщики в СССР

 

Заветное слово «фарца» было в позднем СССР паролем, по которому находились редкие заграничные вещи: шузы, пусера и другая фирма. Фарцовщики были вне закона, но они не были типичными уголовниками. 

 

Кем они были?

 Если верить каноническому определению, фарцовщик — нелегальный предприниматель 1960-1980-х годов, покупающий/обменивающий товар (преимущественно одежду, музыкальные пластинки, косметику) у иностранцев и перепродающий его своим согражданам по более высокой цене.

Отправной точкой для развития такой торговли стал Фестиваль молодёжи и студентов 1957 года, слегка приоткрывший «железный занавес» и позволивший увидеть через крохотное слуховое окно яркий мир европейской моды.

Советская пресса брезгливо именовала фарцовщиков «юнцами, променявшими школы на подворотни ГУМа».

Изначально для ченча (обмена) с иностранными гражданами использовались красная и чёрная икра, армянский или грузинский коньяк, палехская роспись, хохлома, юбилейные монеты и, конечно, «Столичная», занимающая почётное первое место.

Разница между обычными спекулянтами и фарцовщиками заключалась в том, что первые не общались с иностранцами, а только перепродавали дефицитную продукцию, имели связи с директорами магазинов, были старше по возрасту и не принадлежали к субкультуре стиляг и хиппи.

Они искренне преклонялись перед западной культурой и готовы были отдать последние деньги за пакет с логотипом Marlboro, не говоря уж о вожделенной пластинке «Битлов» или «туфлях на манной каше». Фарца

Этимология самого понятия «фарца» имеет несколько взаимоисключающих версий.

Согласно первой, это не что иное, как искажённый вариант английского словосочетания «для продажи» —  «for sale» (так, к примеру, считал писатель Борис Тимофеев).

По другой — его корни восходят к южнорусскому словечку «форец», обозначавшему красноречивого господина, ловко сбивающего цену на одесском рынке (к этой версии склоняется исследователь Дмитрий Васильев).

Впрочем, самих фарцовщиков далеко не всегда интересовала этимология — в отличие от зримой материальной выгоды.  «Название  его  мало заботило,  потому  что  Фима  был  нормальным  советским   материалистом  и прекрасно знал, что было бы дело, а название ему всегда найдется», — писал Михаил Веллер.

Предшественники фарцовщиков

 Корни фарцы так или иначе восходят к одесскому криминальному миру. Удачное местоположение портового города всегда позволяло гражданам с предпринимательской жилкой торговать товарами, привезёнными в Одессу на иностранных кораблях.

Кубинские сигары, ром, модные костюмы и платья, пусть и слегка потрёпанные, — всё это было в изобилии представлено на местных базарах.

Только тогда этот процесс назывался контрабандой, и в 10-е годы XX столетия его контролировал небезызвестный Мишка Япончик, также опоэтизированный в одной из современных киносаг.  

Культовые места ченча

 Деятельность фарцовщиков не ограничивалась только портовыми городами. Не менее бурная торговля  разворачивалась и в обеих столицах.  В Москве самыми известными местами для сбора фарцовщиков были магазины «Мелодия» и «Берёзка», гостиница «Интурист» и аэропорты. В Ленинграде «товары на доллары» меняли в основном на  «галёре» у Гостиного двора.

Фарцой в свое время занимались Олег Тиньков, Сергей Мавроди, Дмитрий Нагиев, Петр Листерман, Юрий Лоза.

Новый язык и правила этикета

 Общение с иностранцами, разумеется, накладывало свой отпечаток не только на имидж фарцовщиков, но и на язык и даже формировало особый свод правил поведения. Сленг касался и иностранцев, и товаров, и основных городских топосов. Вот лишь некоторые из них: Фирма́ (все предметы фарцовки), шузы (обувь), капуста, грины (валюта), бундошка (немецкие марки), пусер (свитер, от финского pusero), лопатник (от финского lompakko — бумажник, кошелёк), самострок (подделка под фирму), краска (Красная площадь).

Как можно заметить, некоторые из этих словечек впоследствии плавно перекочевали в лексикон братков из 90-х, а иные стали архаизмами.

Что касается правил поведения, то фарцовщики имели свою чёткую иерархию и идеологическую общность, распространяли продукцию среди проверенных покупателей и могли продать некачественный или фальшивый товар только людям не своего круга. Характерный эпизод был описан в сериале Марка Горобца «Одесса-мама»: там одному из оборотней в погонах достался самострок вместо фирменных джинсов

— Что это у тебя? Типа Wrangler?

— Он родной, он! Из самой Америки.

— Ой, да я не могу! Это такой Wrangler, как я Ив Монтан!

— Вот, бачишь, дубль вэ на карманах!

-Так вот, чтоб ты знал, Wrangler имеет дубль вэ двойной строчкой и 7 шлеек на ремне!

Впрочем, такие случаи действительно были редкими, так как фарцовый кодекс чести не допускал подобного в отношении стиляг или хиппи, а вот скинуть левый товар чужому — в этом не было ничего предосудительного.

Закат карьеры и новая волна интереса

С развалом СССР и началом рыночной экономики, история фарцовщиков на первый взгляд закончилась. На несколько десятилетий героями книг в мягкой обложке и остросюжетных мыльных опер стали рэкетиры, а из динамиков неизменно раздавался лозунг 90-х: «Спекулируй, бабка, спекулируй, Любка, спекулируй ты, моя сизая голубка!».

Впрочем, в последние годы наоборот наблюдается всплеск интереса к криминальной ретро-тематике, а не к набившим оскомину малиновым пиджакам из недавнего прошлого.

Этот тренд задал Сергей Урсуляк с нашумевшим сериалом «Ликвидация», и его охотно подхватили другие кинематографисты. Деятельность фарцовщиков уже фигурировала в сериалах «Одесса-мама» и «Охотники за бриллиантами», а с подачи Егора Баранова ей целиком посвятили одноименный сериал «Фарца», в котором уже планируется не менее 5 сезонов. Вот такая своеобразная связь времён: интерес к ним по-прежнему велик.

http://russian7.ru/post/kak-zhili-farcovshhiki-v-sssr/

==========================================

Добавлю от себя.

Я думаю, что определённые слои общества в настоящее время романтизируют "героев" своей среды, скажем так. Потому появляются сериалы "Сонька-золотая ручка", "Интердевочка", а также те, что упоминаются в конце статьи. И это не только ностальгия по ушедшим временам и их кумирам. Это ещё и своего рода "прививка" подрастающему поколению.

Как правило, эти фильмы рождают у зрителя симпатию к их героям, а у молодёжи — желание подражать. Иногда в сюжете фильмов просто досконально демонстрируют, рассказывают, даже детально объясняют ловкие способы грабежа, взрывов, убийств… Обычно эти фильмы вызывают желание подражать этим с виду отрицательным, но на самом деле — притягательным "героям". Это, как правило, авантюристы, которые милы, находчивы, удачливы. И, конечно, в фильме — красной нитью оправдание их поведению: проститутка зарабатывает деньги на операцию маме или на учёбу в институте, угонщик автомобилей жертвует деньги на детдома и т.д.

И вот ещё что: сегодня фарцовщиков нет. Но дело их живо. Они и их наследники ушли во власть, одели пиджаки, сели в кабинеты в удобные кресла. Развал СССР — их победа. Теперь у нас есть законный МАРКЕТИНГ. Супермаркеты, бизнес-школы маркетинга, факультеты и кафедры маркетинга. Факультет маркетинга РЭУ им. Плеханова — первый факультет маркетинга в России. 

"Маркет" в переводе с греческого — спекуляция. Но главное этого не знать. Или забыть. Однако, при переходе на рыночную экономику, когда  "звезда" фарцы поднялась до высот маркетинга, в тюрьмах ещё досиживали свои сроки спекулянты.

ФОТОГАЛЕРЕЯ КРИМИНАЛЬНЫХ АВТОРИТЕТОВ:

Взято отсюда: http://matveychev-oleg.livejournal.com/1617280.html#t38161536

Похожие статьи:

Русское делоА нас Рать

ПолитикаОсновные беда России отнюдь не дураки и не плохие дороги

Русское делоЯ горжусь тем, что я русский

Вторая мировая войнаЖизнь и подвиг Евгения Преображенского

Наука и технологииРусский прорыв в технотронное будущее

Рейтинг
последние 5

Лидия

рейтинг

+1

просмотров

492

комментариев

14
закладки

Комментарии