Мечи Победы

Мечи Победы

Еще будучи студенткой, я попала в Волгоград. Колледж, в котором я тогда училась, собрал две дюжины любопытных студиозов, и отправил нас в дешевую экскурсию. Как я убедилась впоследствии, дешевизна относилась только к стоимости поездки, но не к ее качеству. Экскурсоводы были великолепны, равно как и впечатления.
Воспоминания о поездке, в особенности о той ее части, где наша группа исследовала Мамаев курган, я бережно храню в десятках фотографий. Поразила огромная скульптура, у подножия которой начинаешь чувствовать себя настолько крошечной, что дух захватывает. Конечно, облик знаменитой статуи был мне знаком по учебникам и памятным открыткам, но масштаб можно ощутить, только стоя рядом.
Немного цифр. Общая высота скульптуры — 85 метров, самой статуи — 52 метра.Для тех, кто, как и я, слабо воспринимает подобные характеристики, приведу несколько сравнений. "Родина-мать зовет!" выше, чем статуя Христа, которую так часто транслировали по ТВ во время Олимпиады в Рио-де-Жанейро (38 метров); выше, чем "Петр I", установленный в российской столице. Сразу оговорюсь, что сравнение касается только самих фигур: например, тот же "Петр I" имеет общую высоту 98 метров и считается одним из самых высоких российских памятников, но вот фигура императора в нем — всего 18 метров. Кроме того, волгоградская скульптура обогнала по росту и статую Свободы в Нью-Йорке — та "дама" не дотягивает до нашей, так как ее рост всего 46 метров (не считая пьедестал). У нашей тоже есть пьедестал, но небольшой — всего 2 м (это если не считать подземного фундамента в 16 метров). Общий вес тоже впечатляет: более 8000 тонн. Еще во время поездки я обратила внимание на состояние монумента: как мне тогда показалось, из сколотых и местами разрушенных участков просматривалась арматура. Поэтому вопрос — как оно стоит и не падает? — у меня не возникал. Я успокоила себя армированием, и почти угадала — на самом деле внутри статуи находятся 99 толстых металлических тросов, которые и сдерживают полую бетонную конструкцию. Примечательно, что у останкинской телебашни и "Родины-матери" один проектировщик, отвечающий за их устойчивость — Никитин Николай Васильевич. Сейчас ведутся работы по восстановлению памятника.
Часто проводится аналогия между скульптурой в Волгограде и древнегреческой богиней победы, Никой, особенно с тем ее образом, что был воплощен во французской "Марсельезе". Как Ника принесла своему отцу победу над титанами и стала олицетворением победы, так и "Родина-мать" звала своих сыновей и дочерей в бой, и теперь стоит, молчаливо напоминая о событиях минувших дней.

Сохранились имена женщин, которые были натурщицами для статуи. Одна из них — Валентина Ивановна Изотова. На момент, когда ей предложили стать прообразом грандиозного творения, девушке было 26 лет.Вполне себе обычная, скромная советская труженица, Валентина вместе с мужем воспитывала двух дочерей, и работала в хорошем ресторане. Поначалу ей претила мысль о том, что придется кому-то позировать, но впоследствии девушку уговорили. Работа натурщицы не из легких, особенно для задуманной статуи — требовалось позировать по несколько часов в день, да еще в неудобной позе, с распростертыми руками, а в одной из них держать палку (вроде как меч). И рот тоже держать открытым. И к тому же позировать нужно было обнаженной. С трудом выторговав себе хотя бы раздельный купальник, Валентина немного успокоилась. Кстати, поначалу скульптура задумывалась без туники, поэтому за наличие одежды у натурщицы велись бурные споры.
Евгений Викторович Вучетич, сын серба и француженки, знаменитый скульптор, задумал не один монумент. Серия включала в себя несколько скульптур, которые объединены одной сюжетной линией. Несмотря на то, что сюжет и дата установки не совпадают, линия вполне прослеживается.

Итак, первым по сюжету был магнитогорский монумент, олицетворяющий помощь тех, кто остался в тылу. Он получил соответствующее название — "Тыл — фронту". Монумент составляют две фигуры: солдата и рабочего, и последний передает воину только что выкованный меч. Это очень символично: именно Магнитогорск снабжал страну большей частью металла для нужд фронта. Сухая статистика: каждый второй танк, и каждый третий снаряд были изготовлены из магнитогорских ресурсов. К сожалению, сам Вучетич не дожил до установки памятника в июне 1979 года.

По сюжету, меч, который выковали на Урале, будет поднят в Сталинграде Родиной-матерью, а опущен только в Берлине.

Третий из монументов — "Воин-освободитель", установленный в мае 1949 года в Берлине… Скульптура весит 70 тонн и имеет высоту 12 метров. Это не просто памятник — под мемориалом захоронены 7000 советских воинов. Прототипом бронзового солдата, в одной руке держащего спасенную девочку, а в другой — меч, которым освободил Европу от фашизма, могли стать двое мужчин: Масалов Николай Иванович и Лукьянович Трифон Андреевич.
Три скульптуры объединила одна беда, вынудившая их встать на защиту родных и близких. Объединяла их и сила — меч. Однако есть еще одна скульптура, которая официально не входит в триптих, но вполне заслуживает там быть. Это тоже композиция Вучетича. Она установлена перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Рабочий, к которому в итоге попал меч, за ненадобностью перековывает его в плуг. Скульптура так и называется, "Перекуем мечи на орала". Вполне логичное завершение трилогии, ставшее одним из символов вновь воцарившегося мира.


 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

705

комментариев

8
закладки

Комментарии