«... И все-таки мы победили...» (Уроки нравственно-патриотического воспитания)

И все-таки мы победили

Все дальше и дальше от нас страшное время Великой Отечественной войны... Все меньше и меньше тех, кто отстоял для нас в тех «громовых сороковых» свободу и саму жизнь... Кто сломал хребет фашистскому зверю, не допустив распространения по миру этой чумы ХХ века... О событиях тех лет написано немало книг, спето немало песен, снято немало художественных фильмов и сериалов. И тем не менее...  

На простой вопрос: «Кто победил в Великой Отечественной войне?», многие школьники нынче отвечают — русские, иногда — Россия, иногда — наши. К сожалению, есть и те (и их достаточно большое количество), кто говорит — Америка. И это особенно горько.

Слишком легко, можно даже сказать — бодро, безоглядно отказались мы от более чем семидесятилетнего отрезка истории нашей страны — Союза Советских Социалистических республик. Словосочетание «советский народ» дети почти не знают. А на вопрос «почему же мы победили самую сильную армию мира?» отвечают так, как будто учителя и родители, сами не знают этого и свое «стойкое незнание» уверенно передают. «Потому, что мы надеялись», «у нас были герои», «у нас была вера», «потому что нас было больше» - это типичные ответы современных детей. К счастью, были и правильные ответы. Но так мало, что...

Горько... Больно... Страшно...

Кто в этом виноват? Мы. Мы — взрослые. Родители и учителя.

Спросите себя: когда в последний раз я рассказывал, рассказывала своему ребенку о войне? Что я говорил, говорила ребенку в праздник 9 мая? Как отвечал, отвечала на его вопросы, что теперь он считает победителями американцев?

Неумение и нежелание объяснить и доступно донести до детской души простые истины нашей жизни, нашей свободы — это, несомненно, печать нашего времени. Мы, поглощенные вечными заботами о пище плотской, телесной совсем забыли, что у ребенка еще есть и душа. Его пытливый ум, словно губка, впитывает информацию нашего мира. И, не задача ли родителей, самых авторитетных людей на земле на данный момент, в первую очередь, сделать так, чтоб эта информация была правильной, чтоб не стали они «иванами не помнящими родства»? 

Дерево без корней, как известно, не живет. Есть ли перспективы у нашей страны, в которой новое поколение взращивается не родителями, а интернетами и голливудами? «Сердце пищу» обретает не в чатах и блогах, не в электронных играх-стрелялках, но как писал Вечный Пушкин — в «любви к отеческим гробам», к истории народа, к его традициям.

Почему я это все пишу? Для чего? Неужели действительно верю, что голос мой может быть услышан? Верю. Ибо видел собственными глазами, слышал ушами, что это нужно, что к истине есть интерес у современных школьников...

В феврале, в течение двух недель по приглашению турагентства «Нижегородское бюро путешествий» я, представляя Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, был в десяти нижегородских школах с «Уроками нравственно-патриотического воспитания», приуроченными к празднику 23 февраля — Дню защитника Отечества. Проводил в день от двух до семи уроков подряд. Каждый час собиралось в зале, где проходило мероприятие от двух, до четырех классов одновременно. И могу с уверенностью сказать, что если найти нужные слова, подход к детским сердцам, то все возможно. И даже то, что на первый взгляд кажется неимоверно трудным.

Кто такие защитники Отечества? Кто такие враги? Кто были первыми защитниками Отечества? В чем отличие богатыря от пахаря? Кто вышел 400 лет назад из нижегородского кремля на защиту Отечества? Какой праздник праздновался раньше 23 февраля? Какие события произошли в этот день? Когда началась Великая Отечественная война? Кто победил в Великой Отечественной войне? Почему мы победили самую сильную, оснащенную, хорошо обученную и подготовленную армию мира? Вот далеко не все те вопросы, на которые школьники получили ответы на этих встречах.

Помимо беседы был представлен слайд-фильм о Великой Отечественной войне и роли нижегородцев в Победе над фашизмом, показана кинохроника, развернута выставка с подлинными экспонатами времен войны, где школьники могли не только увидеть, но и потрогать своими руками предметы, связанные с этим временем: примерить танковый шлем, пилотку и каску пехотинца, бескозырку моряка; подержать в руках настоящий кортик морского офицера; взвесить на ладошке ничтожно маленькую пайку хлеба, выдаваемого по карточкам, представленным тут же... Особым интересом (и не только у мальчиков) пользовались настоящие предметы богатырской удали — шлем и меч. Всем хотелось ощутить «на собственной шее» каково это — быть богатырем.

Главным действием этих встреч стало написание школьниками писем ветеранам войны, поздравление с праздником. Ребята не только писали слова благодарности за свободу и жизнь, которую подарили им прапрадеды и прапрабабушки, но и складывали эти письма в виде «фронтовых треугольников». Все письма ребят мы передали в Советы ветеранов Нижнего Новгорода и Балахны, а значит все они дойдут до адресата.

Вячеслав Карташов
специалист по развитию
Балахнинского музейного историко-художественного комплекса 

(Фото автора)

Похожие статьи:

Художественные фильмыОхота на Вервольфа (2009) DVDRip

Русское делоМнение центриста о современных правых

Blood & HonourАнтифашистский фронт против русского народа

Вторая мировая войнаПамять. Ещё не знали на земле страшней и радостней дороги…

Вторая мировая войнаГрузины со свастикой

Рейтинг
последние 5

Вящеслав

рейтинг

+13

просмотров

3092

комментариев

4
закладки

Комментарии