Берег левый, берег правый...

Берег левый, берег правый...

Привычное глазу строение, которое когда-то назвали мостом, не вызывает никаких иллюзий. Проще некуда — человеку надо было перейти на ту сторону ручья или оврага, он положил бревно поперек и перешел. Потом для удобства закрепил там перила из веток или веревок, а бревно остругал до плоского состояния, чтобы идти удобнее было. А может, сразу доску положил (хотя вряд ли). А может, обратил внимание на природные мосты, которые Матушка создала примерно по той же технологии — повалило грозой дерево, или скала обвалилась, и кусок камня лег точно поперек оврага. Скорее всего, оба варианта имеют место быть.
Есть несколько разновидностей моста. Например, именно "мостом" считается только переправа, оборудованная для перехода через какой-либо водоем (болото, река, озеро и т. д.). Если сооружение строится над дорогой, то это уже путепровод, а в случае, когда нужно перейти через ущелье или овраг, то возводится виадук.
Существует четыре классификации моста, я кратко затрону каждую из них.

  1. Пропускаемая нагрузка: мост может быть предназначен для пешеходов, автомобилей, поездов, велосипедов и прочих видов транспорта. Существуют даже водные мосты, по которым ходят суда с низкой ватерлинией.
  2. Конструкция, по научному — статическая схема: балочные (ими перекрывают только маленькие расстояния, и нагрузка на опоры идет только в вертикальном направлении), распорные (и вертикальная, и горизонтальная нагрузка), и комбинированные (хороший пример — мосты через большие реки).
  3. Уровень проезда — посередине, сверху и снизу.
  4. Отдельной категорией стоят разводные мосты.
Как я уже упоминала, первым мостом стало обычное бревно. Позднее люди начали применять камень для постройки. Особенно отличились древние римляне: некоторые их каменные мосты, созданные с применением цемента, сохранились до сих пор. Славяне чаще использовали дерево, инки вязали веревочные мосты. С конца XVIII века для строительства применяется металл, а начиная с XX века — железобетон.
Многие сооружения подобного типа стали настоящими достопримечательностями, которые привлекают к себе туристов. В России такими, пожалуй, являются разводные мосты Санкт-Петербурга — на Неве их имеется целых 19 штук. В мире множество удивительных архитектурных ансамблей, в которых мост занимает центральное место, но на мой взгляд — сколько бы их ни было, но они все похожи один на другой. Я бы хотела познакомить вас с сооружениями, которые также выполняют свою прямую функцию, но, вместе с тем, отличаются от привычных.

Мосты народа кхаси

В одном из восточных штатов Индии, носящем красивое название Мегхалая, обитает народ кхаси. Их численность чуть больше миллиона, а славятся они тем, что издревле выращивают себе мосты в джунглях. Именно выращивают, это не опечатка. Дело не быстрое: процесс занимает примерно 15 лет.
Когда-то кхаси обратили внимание, что некоторые каучуковые деревья — в частности, фикус эластика — спокойно живут, пока их корни находятся на открытом воздухе и продолжают расти.
Умные люди решили воспользоваться этим свойством. Они выбрали корни каучуковых деревьев, растущих на берегу реки, и направили их в выдолбленный ствол пальмы. В итоге корни росли в заданном направлении, и со временем переплетались со встречными, с другой стороны ствола, и врастали в противоположный берег. Все гениальное просто! Такая переправа с годами только крепла, и не требовала никаких затрат при дальнейшей эксплуатации. Длина используемого ствола достигает 30 метров, и на "зеленом" мосту могут одновременно стоять до 50 человек. Благодаря длительной жизни каучуковых деревьев переправа служит долго и верно — сейчас в местности сохранились мосты, возраст которых около 500 лет.  В конце прошлого века нашлись инициаторы в местной системе управления, которые предложили заменить подобное чудо на обычные, стальные. Не тут-то было: в ответ на подобное предложение взбунтовалась туристическая отрасль. Владельцы отелей утверждали, что именно живые мосты притягивают в их местность туристов, являясь своеобразным олицетворением культуры кхаси, и что если их уничтожить, то приток финансов в казну резко сократится. Как и всегда, когда речь заходит о наживе, вопрос решается нужным образом. Мосты оставили в покое, и они до сих пор радуют глаз и экосистему.

Флорентийское "золото"

Уникальным по своей сути является и мост Понте Веккьо. С итальянского название переводится как "старый мост". Его строили не раз, и не два: наводнение не давало конструкции жить долго и счастливо. Наконец, в 1345 году его снова восстановили, и с тех пор он сохранил свое обличье.
"Изюминка" моста в том, что по всей длине трех его арок (27 метров, 30 метров, и еще 27) располагается множество магазинчиков, а в центре находится смотровая площадка.
В XVI веке над мостом был оборудован специальный коридор с панорамными окнами, получивший имя своего создателя — Вазари. Он был создан для Козимо I, в честь бракосочетания его сына. Из окон открывался прекрасный вид на реку Арно, а сейчас стены коридора украшают более 1500 картин — подлинные работы римских и неаполитанских мастеров.
Во времена Козимо Медичи лавочники на мосту торговали мясом, а его сын Фердинанд I повелел заменить мясные ряды на ювелирные. Тогда-то мост и получил свое название — в народе его прозвали Золотым. До сих пор на Понте Веккьо торгуют ювелирными изделиями и бижутерией.
Есть у моста и своя интересная легенда. Считается, что именно здесь зародилось понятие "банкротство": если торговец был должен некую сумму, и не отдавал ее в срок, то по приказу местного судебного органа стража ломала лавку, в которой работал незадачливый делец. Отсюда и пошло то самое "bancrotto" — "разбитый прилавок".
Ближе к XX веку Понте Веккьо атаковали влюбленные парочки, которые в порыве страсти решили оставить на мосту символ своей вечной любви — навесной замок. Такое "нашествие" привело к тому, что власти вынуждены были каждый год направлять работников для удаления тысяч замочков, ключи от которых покоились тут же, под мостом — на дне реки Арно. Прекратилось подобное только после введения штрафа в 50 евро за каждый защелкнутый замок — больше никто не пытается доказать (сохранить?) таким образом свои чувства.

Радуга на земле

Южная Корея в 2009 году порадовала сеульцев сооружением, которое было занесено в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого длинного в мире моста-фонтана. Его длина — 1140 метров. Почти 40 насосов забирают воду из реки Ханган, но она вырывается из боковых конструкций моста не вертикально, как в обычном фонтане, а горизонтально и в обе стороны.
Мост называется Банпо, или Панпхо — на корейском это слово означает радугу. Свое имя он получил благодаря подсветке семи разных цветов, которую по вечерам направляют на струи воды. Десять тысяч светодиодов освещают 20-метровые струи воды, и это завораживающее зрелище сопровождает красивая музыка. Ежеминутный расход воды — почти 200 тонн. Фонтан не работает круглосуточно — только по вечерам, а струи бьют с 20-минутным перерывом. Помимо своей прямой функции насосы еще и фильтруют воду в Хангане, улучшая местную экологическую обстановку.

Библейские мотивы

Когда человек действительно хочет сделать что-то красивое и качественное, то у него обязательно получится. Так произошло и с необычным мостом в Голландии.Задача была такая: построить пешеходную переправу, но не нарушать общий вид исторического памятника, коим является форт Роовере. Был задуман уникальный проект: его создатели предложили опустить пешеходный настил намного ниже уровня воды, тем самым превратив мост в невидимку.
В итоге издалека мост абсолютно незаметен, а вблизи переправа выглядит так, словно сама вода расступилась, и пропускает путника на противоположный берег. Благодаря этому сооружение получило название "мост Моисея" — согласно библейским сказаниям, пророк когда-то раздвинул море.
Мост Моисея изготовлен из древесины, прошедшей специальную обработку: она не сгниет от долгого пребывания в воде, и застрахована от этого примерно на 50 лет. Река защищена дополнительными валами от переполнения в дождливое время, поэтому уровень воды в ней остается неизменным, и мост не затапливает.

Воплощение адреналина

Тем, кто любит пощекотать себе нервы, стоит побывать в национальном парке Китая, Чжанцзяцзе. Там в 2016 году открылся самый высокий и длинный в мире… стеклянный мост!
Вы только представьте. Стоишь, словно висишь в воздухе — и только ощущение твердой поверхности под ногами разбивает эту иллюзию. А внизу — более 300 метров пустоты, которая скользит вниз между двух ущелий. К слову, местный пейзаж вдохновил Кэмерона на декорации к фильму "Аватар".
Стеклянное чудо состоит из доброй сотни панелей, на изготовление которых использовали трехслойное стекло. Мост облюбован экстремалами — приверженцами банджи-джампинга (прыжки в пропасть на резиновом канате). Перед открытием китайцы подвергли мост серьезным проверкам: помимо лабораторных испытаний, по стеклу проезжали грузовики. И несмотря на положительный результат, все равно для посетителей стоит ограничение: не больше 800 человек могут одновременно находиться на мосту, а в день количество посетителей не должно превышать 8000.
Для сомневающихся: билеты исчезают из продажи уже через час после открытия, экстремалы ценят такого рода аттракционы. Тем более что этот стеклянный мост не одинок, в Китае есть еще несколько: 60-метровый смотровой, закрепленный на отвесной скале, и подвесной, на уровне 180 метров.
Стекло, используемое для подобных сооружений, не ломается даже при наличии трещин. Если на панели обнаружено повреждение, то ее тут же меняют. А вообще это стекло способно выдерживать нагрузку до 800 кг на 1 кв. метр… Но я бы не рискнула ступить на такую переправу. Не экстремал ни разу.

Символика

Мост, как одно из древнейших сооружений, имеет и свое сакральное значение. Он является воплощением связи между мирами: это и дорога, ведущая по ту сторону моста, и перекресток, на котором поджидают испытания и опасности.

А вот какое значение мост имеет у разных культур:
  • у древних евреев: знак завета Творца;
  • у китайцев: союз земли и неба;
  • у греков: ассоциация с богиней Иридой, покровительницей радуги и посланницей богов.
Но все же большая часть легенд мира сводится к переходу в иной мир. Это касается и славян. Знаменитый Калинов мост, перекинутый через огненную реку Смородину, фигурирует во многих сказках и былинах. По преданиям, за мостом стоит избушка Бабы Яги, а переход охраняет Змей Горыныч. Название происходит вовсе не от растения, как мне казалось в детстве, а от слова "калить" — раз река огненная, то и мост над ней будет раскаленным. Поэтому тяжело его пройти, и не каждому это удается. Но вместе с тем, этот же образ присутствует не только в мифах, но и в реальных свадебных обрядах — "встречаться на Калиновом мосту" означало "любить", и в похоронных, когда похоронная процессия переходила через символический Калинов мост.
Словом, почти у каждого привычного нам в сегодняшней жизни предмета очень обширная и интересная история. Я осветила совсем немного удивительных сооружений, и привела только крохотную долю мифов, обобщив их в несколько строк. Полагаю, что для их полной систематизации понадобится не одна книга.

 
Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

971

комментариев

7
закладки

Комментарии