Дальний предок обоев

Дальний предок обоев

Техника шпалерного ткачества известна человечеству с давних пор. Я "познакомилась" с ней в 8 лет: родители подарили на день рождения книгу, "Приключения Одиссея". Там Пенелопа в ожидании мужа с войны ткала узорное полотно, называемое гобеленом. В этой технике выполняются настенные ковры, которыми в Древней Греции, Египте, средневековой Европе и России эпохи Петра I украшали стены домов, дворцов и замков.
Подобные гобелены еще называли просто — шпалера. Ткалась она вручную, на раме или станке, и представляла собой односторонний узорчатый ковер. Мастер пропускал разноцветные шерстяные нити утка через основу, и тем самым одновременно создавал и полотно, и узор. Льняная основа закрывалась полностью, и не имело значения, какого цвета была эта нить. Сейчас мастера предпочитают использовать в работе синтетические нити, и даже с учетом современной организации рабочего места, в год ткач может создать не более 1,5 м полотна — все зависит от плотности. Чем она выше, тем красивее будет узор и больше цветовых оттенков, но работа будет продвигаться медленнее. В средние века у европейских мастеров считалась оптимальной плотность в 6 нитей основы на 1 кв. см., а в XIX веке это число увеличилось почти в 3 раза. А сейчас ручное ткачество содержит до 3-х нитей — если плотность выше, то она уже считается высокой. Инструмент использовался один и тот же — как несколько сотен лет  назад, так и сейчас: либо рама с натянутыми на ней нитями основы, либо ткацкий станок. Еще одна незаменимая для ткача вещь — так называемый картон, на который переносился эскиз с картины художника в полную величину будущей шпалеры. К слову сказать, мастер и сам должен был обладать художественными навыками, хорошо разбираться не только в технике живописи, но и владеть полным багажом знаний по свойствам используемых материалов и самой технике работы. Благодаря тому, что талант живописца все же у каждого человека был разным, то и готовые гобелены, даже созданные по одному и тому же картону, никогда не получались одинаковыми.

Мастера использовали два вида станков: вертикальный (готлис) и горизонтальный (баслис). Первый тип позволяет создать более точный и красочный рисунок, но он гораздо сложнее. Работа выглядит примерно так: ткач сидит с изнаночной стороны будущей шпалеры, сзади него на стене прикреплен картон, а перед лицевой стороной гобелена — большое зеркало. Изображение с картона переносили на кальку, и на будущий ковер. Мастер при необходимости сверялся с узором — достаточно было просто раздвинуть нити основы и посмотреть в зеркало. Второй тип, баслис, был проще — здесь уже не ткач сидел с изнаночной стороны работы, а сама шпалера лежала к нему изнанкой. Под ней находилась калька с рисунком. По готовым работам невозможно было узнать, на каком станке они создавались, только по картону: баслис повторяет его в зеркальном отражении, а готлис — в прямом.

Так как одному мастеру пришлось бы работать над подобным полотном большого размера не один год, то часто запланированный объем разбивали на куски, и по готовности сшивали их с изнанки шелковой нитью. Современные умельцы помимо классического гладкого гобелена применяют техники ковроделия, ухитряясь создавать ворсистое полотно.
История шпалеры насчитывает не одно столетие. Первые работы, выполненные в этой технике, датируются археологами IV веком: в гробницах египетских фараонов было найдено несколько изделий, созданных в этой технике. Массовое производство началось именно с этого времени: видимо, ранее подобным ткачеством занимались пришлые мастера из Месопотамии. До VII века копты ухитрялись комбинировать в своей работе и эпоху эллинизма, и традиции Египта. До наших дней дошли небольшие узоры, изображающие растения, фрукты, орнаменты, представителей фауны или античные мифы. Позднее сюда же приплелось и христианство: его сюжеты часто воплощались мастерами в работе. Копты умели создавать и ворсистое полотно: именно коптская техника получила вторую жизнь в руках современных ткачей.
Греческие и римские мифы хранят легенды о Пенелопе, соткавшей погребальный покров для свекра, и Афине, слывшей покровительницей рукоделия. Обе часто изображались на вазах за работой — ткачеством, а в полотне можно было рассмотреть характерное переплетение нитей. Римский поэт, Овидий, в подробностях расписывает сюжеты, которые выткали Арахна и Афина в ходе соревнования.
Яркие орнаменты родом из Перу хорошо знакомы многим: пончо и юбки, выполненные в этом стиле, нынешняя мода держит на должном уровне. Но мало кто знает, что оригинальная ткань просто невероятна и по стилю исполнения, и по количеству нитей. Так, на 1 кв. см. приходится 60-100 уточных нитей! Вы только представьте, насколько плотным и красочным был такой ковер! Мастерицы тем же способом обувь, одежду, покрывала и многое другое. По заметкам испанских колонистов, ткачеством занимались в основном женщины, и несмотря на примитивные станки, у них получались прекрасные изделия. Благодаря природным красителям цветовая гамма радовала глаз, да и сейчас хранители народных традиций стараются придерживаться тех же технологий, что и их предки.
Несколько отличались от прочих шпалеры Востока. Китай и Япония ткали свои работы исключительно из шелка, который брался и за основу, и в качестве утка. Предпочитая нежные растительные орнаменты, мастерицы создавали невероятной красоты шпалеры, с плавным переходом цветов и высокой плотностью (до 116 нитей на 1 кв. см.). Из подобного полотна могли создать и одежду для праздника. Японцы пошли дальше: на шелковой основе они крепили хлопковые нити, которые обвивали ниткой из драгоценного металла или ярким шелком. Получалась очень интересная текстура, и такую ткань расходовали на праздничный наряд и подарки.
Из сохранившихся в Европе первой считается работа, обнаруженная в одной из церквей Кельна — ее датировали XI веком. Вообще, европейцы с завидным постоянством перенимали науку шпалерного ткачества у других народов, вскоре ее забывали, а потом открывали для себя вновь. Европа полюбила шпалеру искренне и нежно, и применяла ее везде, где только можно было придумать: народ обивал драгоценными полотнами стены, использовал их в качестве скатертей и половиков, зонировал огромные замковые залы, украшал процессии религиозного характера и строил из них походные шатры для знати. Фантазия ничем не ограничивалась. Монастыри и церкви всех мастей стояли к мастерам в очереди: библейские мотивы были весьма популярны в те времена.

В 1608 году во Франции основана первая шпалерная мануфактура. С этого момента стартует массовое производство шпалер, хотя, если честно — не представляю, как можно ускорить столь трудоемкий процесс. К XVIII веку шпалеры превратились в изумительный предмет искусства, а модными сюжетами были репродукции с картин известных художников. Кроме того, к этому моменту к работам прочно прилипло второе слово: "гобелен", которое в итоге вытеснило оригинальное название. Интересно, что в русском языке используются оба слова.
Петр I решил во что бы то ни стало не уступать европейским монархам. Ему понравились гобелены, и по его приказу было заключено несколько контрактов сроком на 5 лет с именитыми мастерами. Они не просто создавали для императора шедевры шпалерного ткачества, они еще и обучали русских ткачей. Обучение было трудным и длительным, но в итоге к 1732 году отечественные мастера овладели наукой настолько, что перестали нуждаться в заморской помощи, однако с этого же столетия начинается спад популярности шпалер. К 1740 году мануфактура почти разорилась, но в 1755 Елизавета снова приглашает иностранных мастеров для ее возрождения. И так — несколько раз, до полного разорения. Ближе к закрытию там остались только русские ткачи, которые создавали удивительные тканые портреты сильных мира сего. В 1858 году мануфактура закрылась окончательно, успев произвести 205 работ. Почти четверть из них хранится в Эрмитаже, всего же в России их осталось не более сотни.
 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+3

просмотров

956

комментариев

8
закладки

Комментарии