Города XXII века

Я уже рассказывала в своих статьях о городах с колоссальным перенаселением. На небольшой территории уживается невероятное количество людей: эта проблема затрагивает не одну область, и даже не одну страну — такие населенные пункты есть во всем мире.

Проблема заключается не только в растущем числе жителей земного шара, но и в уменьшении площади, на которой мы можем спокойно обитать. Дело в том, что уровень моря постоянно растет: медленно, но непрерывно.

За этим процессом начали наблюдать с середины XIX века, и за последующие сто лет океан поднялся на 17 см. С 1993 года он поднимается примерно на 3.2-3.4 мм ежегодно. Потепление называют основной причиной: вода расширяется, захватывая больший объем, тают ледники, вносящие свою, не такую уж и малую лепту, в этот процесс. Ученые не обходят эту проблему стороной, но прогнозы дают самые разные. Согласно одним результатам, планета может спокойно жить в течение сотен тысяч лет (если доживет, конечно), и не волноваться за повышение уровня мирового океана: максимум, на который вода станет выше — 3 метра, да и когда оно еще будет. Потомки сами что-нибудь придумают, как припечет. Второй вариант не столь оптимистичен: вплоть до 2100 года море будет захватывать территорию от 0.5 до 2 метров ежегодно. Потом, в течение следующих трех веков, процесс “захвата” пойдет еще быстрее — 2.5-5.1 метра. Радужной такую перспективу назвать очень сложно, хоть и оспаривают точность такого исследования и достоверность его результатов: дескать, не разместили еще на планете должного количества исследовательских лабораторий и станций, отвечающих за нужные измерения, чтобы можно было делать подобные выводы. Ненадежно, хлопотно, тем паче, что сейчас в некоторых регионах наблюдается понижение уровня моря. Есть и третий вариант — по мнению некоторых исследователей, к концу XXI века вода поднимется примерно на 65 см.

Вроде не такая большая величина, правда? Метр, полтора, даже два — что это такое в масштабах планеты? А это, как оказалось, значит очень многое, и несет прямую угрозу для государств, чьи территории находятся довольно низко над уровнем моря (например, Бангладеш и Нидерланды), или с протяженной береговой линией, или островам. Чтобы было более образно: дополнительные 200 мм воды к существующему ныне уровню — и более 740 тысяч человек только лишь в Нигерии останутся без жилья, а полинезийское государство Тувалу, расположенное на 5 атоллах и 4 островах, перестанет существовать, так как скроется под толщей воды.

Проблема есть, и требует решения. Несомненно, его ищут во многих отраслях науки, и не только. Например, широкую популярность получили (и продолжают получать) плавучие города, точнее, их проекты. Архитекторы и инженеры разных стран предлагают свои варианты новых мегаполисов, для которых не нужен будет асфальт и другие детали, столь привычные в современных городах. Более того, некоторые из этих проектов, скорее всего, в скором будущем получат реальный прототип.

Eco Atlantic для Поднебесной

Перед разработчиками стоит сложнейшая задача: создать с нуля автономный город. Конечно, у него будет сообщение с материком, но вряд ли у жителей появится возможность ежедневно отправляться туда для работы, поэтому в городе должны быть предусмотрены рабочие места — и не только они. Энергоснабжение, утилизация отходов, защита от природных катаклизмов, террористических актов, — да мало ли проблем существует в обществе, которые нужно решать! Взять любой город, поставить его на остров — и сделать так, чтобы все функционировало, и жители ни в чем не нуждались: по сути, задача стоит примерно такая. А вишенкой на торте будет проект по снижению стоимости квадратного метра жилья на таком “поплавке”: сейчас он оценивается примерно в 5-6 тысяч долларов.

Один из мировых “перенаселенных" лидеров — Китай. Имеющейся территории катастрофически не хватает, “урезание” демографии помогает лишь отчасти. Дополнительная территория для Поднебесной — как глоток свежего воздуха в тесной маршрутке, поэтому китайцы неустанно ищут новые варианты и места, в которые можно расселиться очередным чайнатауном. Получается не очень, поэтому соседи обратили внимание на одно из доступных направлений “расширения” — воду.

По заказу China Transport Investment Company лондонской студией AT Design Office был разработан проект уникального города, предназначенного для жизни на воде. Eco Atlantis — такое имя получил город будущего — запланирован, как множество шестиугольных модулей. В качестве энергоснабжающего оборудования предусмотрены электростанции, работающие от ветра, воды и солнечного света.

В Eco Atlantis продуманы не только системы, предназначенные для обеспечения города самым необходимым, но и большое количество мест, где можно отдохнуть и развлечься в законный выходной — развлекательные и торговые центры. Кстати, о работе: предусмотрено минимум три отрасли, в которых будет трудиться постоянное население — переработка отходов, рыбные и фермерские хозяйства. Предполагается, что этого достаточно, чтобы сытно жить самим и угощать гостей.

Согласно проекту, модули будут находиться как над водой, так и под ней. Надводная и подводная части в равных долях заполнены жилыми “кварталами" и развлекательными заведениями, между которыми можно передвигаться на лодках или электромобилях. Представляете, какой чистый воздух будет в таком городе? Ни единого намека на выхлопные газы или дым заводских труб. Да и труб, как таковых, нет: вместо них — продуманные парковые и садовые зоны.

Кроме инфраструктуры и жилых зон проект предусматривает мост — связующее звено между Eco Atlantic и несколькими городами с материка. По сути, пока что предполагается только увеселительное назначение ”поплавка” — крупный автономный развлекательный центр обязательно привлечет внимание, и, несомненно, займет свое место под солнцем. Но, если возникнет необходимость в расселении людей с материка, то Eco Atlantic легко расширить, просто присоединив к нему дополнительные модули, что позволит дать кров нескольким сотням тысяч человек.

Известно, что AT Design Office в случае удачного воплощения этого проекта намерена повторить его, но уже в другом месте: неподалеку от города Лагос, что в Нигерии. Плотность населения в нем достигает 13 128 чел./км², это наивысший показатель среди африканских городов. Подобная Eco Atlantic плавучая агломерация способна изрядно поправить положение. Студии осталась сущая мелочь: завершить проект в Китае и изыскать средства на строительство его африканского клона.

Проект "Ноев ковчег": Устойчивый город

Более серьезно к вопросу перенаселения отнеслись сербские дизайнеры, Елена Николич и Александр Йоксимович. Их Noah’s Ark (точнее, его проект) в 2012 году принял участие в конкурсе архитектурных новинок, проводимом журналом eVolo, и получил поощрительный приз. Центральной идеей проекта является сохранение человечества, как вида, в случае любой глобальной катастрофы, будь она природной или техногенной. По замыслу дизайнеров такие “Ковчеги" смогут обеспечить людям полноценную жизнь, но уже не на земле, а на просторах океана.

“Ноев ковчег” — башня в виде перевернутого конуса, у которого над водой находится только широкое основание. На разных уровнях, включая самый верхний, размещены своего рода террасы, у каждой из которых есть свое предназначение: так, на тех, что находятся на основании, разбиты самые настоящие сады и огороды для выращивания всяких свежих вкусностей. Там же, наверху — резервуары для сбора дождевой воды (самое то при глобальной катастрофе, чтоб вторая пара рук выросла. Хотя, может, будет какая-то сверхдейственная система очистки?), и солнечные батареи. Все жилые помещения — в нижней части конуса. Они спроектированы так, чтобы придать конструкции устойчивое положение. Как и модули Eco Atlantic, каждый Noah’s Ark может легко объединяться с другими “Ковчегами”, создавая тем самым натуральный мегаполис на воде. Разработчики Noah’s Ark предполагают, что их творение даже сейчас идеально впишется в местности, где высока вероятность катастрофы: “Ковчег” поможет пережить ее последствия.

Lilypad от бельгийского архитектора

Название проекта буквально переводится как “Цветок лилии”. Особенность плавучего города, по форме действительно напоминающего кувшинку, в отсутствии углеродных выбросов в атмосферу. “Лилия” рассчитана на 50 тысяч жителей: город способен переработать бытовые отходы от этого количества людей, и добыть для них питьевую воду: для обеих операций будут задействованы бактерии.

Центр города — глубокая лагуна-резервуар, которая выполняет сразу несколько функций: стабилизирует положение Lilypad на воде в случае шторма, и бережет запасы пресной воды. Периметр “Лилии” испещрен удобными закрытыми бухтами и причалами, предназначенными и для рыбацких, и для прогулочных судов. Согласно проекту, большая часть пропитания будет добываться обитателями ”Лилии” в море, а под выращивание овощей, фруктов и других полезных растений отведены висячие сады.

Предназначение таких плавучих городов — замена их материковых аналогов. Был, скажем, городок А, но скрылся под водой. Жители А не пострадали: для них уже был подготовлен экополис Б, в который они переселились при первой же необходимости. Такой город может спокойно дрейфовать по всему океану, или “бросить якорь" у родных берегов, ежели таковые не скрылись под водой. Архитектор “Лилии”, Винсент Каллебо, предполагает, что каждый “Цветок" способен превратиться в самостоятельное государство, как, скажем, Княжество Силенд — непризнанное государство-остров в 10 км от Великобритании. Пэдди Рой Бейтс, майор в отставке, купил морскую платформу в Северном море, провозгласил ее княжеством и прекрасно себя чувствует, печатая собственные монеты и марки, и не обращая внимания на тот факт, что его не признала ни одна страна. Lilypad и подобные ей плавучие мегаполисы, по оценкам исследователей, начнут строить уже во второй половине нашего века: океан не собирается сдавать позиции, и продолжает наступать.

Модульный Seastead

Вышеперечисленные проекты больше всего напоминают не реальность, а что-то из области фантастики. По крайней мере, мне сложно представить, что эти проекты будут функционировать именно так, как задумано, особенно “Ковчег” и “Лилия”: если самый первый город не претендует на полную автономность и готов поддерживать двустороннюю связь с городом, то эти два планируются как полностью автономные проекты. Мое неверие говорит, что с реализацией задуманного будет туго, и из-за нехватки технологий, средств или идей изначальную версию скорректируют до неузнаваемости. Впрочем, поживем — увидим.

А пока самым реалистичным выглядит проект, разработанный в Сан-Франциско группой ученых, в которую входят инженеры, морские биологи и экологи. Плавучий город окрестили Seastead, и решили построить уже к 2020 году, взяв за основу модули по 50 м² каждый. По сути, Seastead представляет собой пазл из этих модулей: планировка города универсальна, потому что их в любой момент можно переставить, как заблагорассудится. Гарантированный срок службы блоков — 100 лет, этого более чем достаточно для создания запаса.

Seastead в стандартной версии рассчитан максимум на 300 человек. Строительство допустимо, но с ограничением на высоту возводимых зданий: максимум три этажа. Офисы, гостиницы, ТЦ, лаборатории и станции для исследования окружающей среды, фермерские хозяйства — место найдется для многого.

Авторы заявляют, что при грамотном управлении их творение способно стать автономией, вроде вышеупомянутого княжества. Этот факт привлекает инвесторов, и не исключено, что Seastead стартует раньше означенного времени. Предполагается, что к 2050 году большинство плавучих городов определится с “местом жительства” и соседями, объединившись в полноценные водные мегаполисы с развитой инфраструктурой.

Сейчас один Seastead стоит около $167 млн. Пока города будут встречаться больше в декоративно-туристическом виде, и обитать неподалеку от берега, подчиняясь определенному государству, в водах которого находятся. Так, подписан договор с Французской Полинезией: в обязанности города вменяется положительное влияние на местную экономику и отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду. В дальнейшем (полагаю, в необозримом будущем) этот город определится со своим правовым статусом, а до той поры будет находиться у полинезийских берегов в качестве развлечения для туристов. Перспективы дивные, но воплотят ли подобные города в реальность, и если да — возможно ли, что они будут использоваться по назначению, чтобы разгрузить перенаселенные территории и стать прибежищем в случае катастрофы, а не просто завлекаловкой для гостей?

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

474

комментариев

6
закладки

Комментарии