История одного предмета: скатерть

История одного предмета: скатерть

Даже с учетом того, что столешница новенького кухонного уголка выглядит идеально, в моей семье ее обязательно укроют скатертью. На каждый день это будет клеенка симпатичной расцветки, на праздник — тщательно выглаженная белоснежная ткань. В мечтах — красивая, украшенная мережками и счетной вышивкой льняная скатерть. Словом, стол должен быть накрыт — таково мое мнение.

Конечно, есть столы с декоративными, мастерски исполненными столешницами, прятать которые — просто преступление. Но и в этом случае я бы постелила аккуратную “дорожку”. Привычка — вторая натура, и я не представляю свою жизнь без такого, казалось бы, обыденного предмета, как скатерть. Знаете ли вы, что ее история продолжается уже более двух тысяч лет? И ни на день этот предмет интерьера не выходил из моды!

 

Когда она появилась?

Одним из самых ранних свидетельств в пользу скатерти являются стихи римского поэта Марка Валерия Марциала. Представитель античной богемы упоминал о скатерти в качестве предмета домашнего обихода, который был незаменимым в быту Древнего Рима, еще в I веке. Правда, в то время скатерть рассматривалась скорее с позиции обычной тряпки, чем интерьерного украшения. Но, тем не менее, в жизни Марка Марциала она уже присутствовала.

Столы во времена римского поэта сами по себе являлись произведениями искусства, диковинными творениями античных камнерезов. Гравировки и затейливые орнаменты просто нельзя было скрывать под полотном! Потому патриции и иже с ними даже не задумывались о том, что ткань можно использовать не только в качестве настенного гобелена. Значительное количество ученых мужей от истории полагает, что скатерть была известна еще раньше, в Древнем Египте. Минусом версии является факт, что нет ни одного достоверного свидетельства в ее пользу, а плюсом — теория, что никто не мешал египтянину накрыть стол куском льняного полотна, производить которое там уже умели. Я тоже придерживаюсь этой версии: думаю, что сделать прообраз скатерти не представляло никакой проблемы.

Легенды о скатерти

В качестве обязательного предмета интерьера скатерть появляется в богатых домах во времена Карла Великого. Подобная мода связана с тем, что монарх очень гордился собственной скатертью, которая не горела в огне: она была изготовлена из асбестового полотна. По другим источникам это не скатерть, а салфетки. Но в легенде большое полотно смотрится уместнее: правитель любил демонстрировать свое превосходство над гостями, когда после званого ужина отправлял освобожденную от посуды скатерть в камин. Пораженные гости наблюдали, как слуги извлекали из пламени целое и невредимое полотно. Тем самым Карл словно говорил, что его империи не страшен даже огонь.

Есть подобная легенда и в России. Некий крестьянин на пути в город присел отдохнуть у реки, и заметил на срезе горы необычный камень, походивший на разваренное мясо: он отделялся от основной массы тонкими золотистыми прядями. Потрепав в руках небольшой пучок этих прядей, крестьянин с удивлением отметил, что они превратились в белоснежное волокно. Крестьянин не стал мудрить, и отнес волокно Демидову. Заводчик был поражен не меньше, но приказал отдать полотно пряхам. Те долго судачили: вроде и на лен похоже, но, в то же время, и не лен. Предположили, что шерсть, и решили поджечь маленький клочок — запах горящей шерсти ни с чем не спутать. И когда пламя коснулось прядей, рукодельницы ужаснулись: они не горели! Раскалялись, но не горели! Демидов на их вопли о том, что у волокна колдовское происхождение, только рассмеялся. С его легкой руки асбест превратился в каменный лен. С того “льна” была создана скатерть, которую Демидов самолично повез царю в подарок. Из уважения к гостю Петр I приказал накрыть стол подаренной скатертью, но за обедом Демидов, словно бы случайно, пролил на скатерть вино и уронил жирное мясо. Петр возмутился — мол, что ж ты, криворукий, свой же подарок испачкал! Демидов извинился — “Я испачкал, я и выстираю”. И сунул скатерть в огонь. Возмущение царя достигло предела — мало того, что испачкал, так еще и сжечь вздумал. Но заводчик успокоил царя, и вытащил из камина чистое, целое полотно.

Вернемся во времена Карла Великого. Знать, прослышав о новой моде, тут же подхватила новое веяние. Как водится, господа аристократы стремились не просто обзавестись скатертью, но и перещеголять друг друга в плане пышности и помпезности приобретения. Конечно, это влияло и на цену: некоторые экземпляры оценивались в невероятные суммы. Но ведь не только знатным людям хотелось следовать моде, а потому и в домах попроще тоже старались накрыть стол красивым, чистым полотном. Правда, это был не лен, а что-то более дешевое. Обычный кусок ткани, редко — украшенный вышивкой или какими-то расписными узорами. Распространившись по всем социальным слоям, скатерть начинает свое путешествие дальше — уже по окрестным странам.


 

Античный Рим оставил скатерть в наследство Византии. Та, в свою очередь, передала ее на Русь. Русские люди приняли новинку с удовольствием, причем льняные скатерти и рушники становились доступны всем слоям населения по мере развития ткачества из льняного волокна. Даже когда Римская империя рухнула — и тогда византийцы и русичи сохранили традицию накрывать стол, в то время как Западная Европа скисала в упадке. Вспомнить хотя бы знаменитую скатерть-самобранку из сказок — это ли не народное признание?

В VI-VIII веках скатерть немного сдает позиции. Люди предпочитали есть руками и вытирать их об одежду или ближайший кусок ткани, которым как раз и оказывалась скатерть — тут уж не до украшательств, прачки, как мне кажется, с ума сходили от господских причуд. Но позднее она возвращается на “исходную”, и вновь становится обязательным предметом. Ни в одной уважающей себя аристократической семье не садились ужинать, пока стол не будет накрыт белоснежной льняной скатертью. Чем богаче семья — тем белее полотно. Бедняки не могли себе позволить такой роскоши, а скатерть из других тканей не давала такой белизны. Потому на лен копили, и потом передавали такую скатерть, как реликвию, по наследству. Разумеется, даже в случае приобретения дорогого полотна оно все равно со временем утрачивало свой первозданный вид: простой люд не имел возможности постоянно отбеливать ткань, в отличие от знати, в семьях которой содержался целый штат слуг, отвечающих за состояние столового белья.

Есть интересная версия, объясняющая популярность скатерти после Средневековья. Общество того времени отличалось пуританскими нравами, и славилось соблюдением строгих норм морали, касающихся демонстрации обнаженных частей тела. Представьте себе — это касалось даже мебели! А потому нужно было сделать что? Правильно, прикрыть ножки стола! Для этой цели идеально подходила скатерть “в пол”, укрывающая эдакое непотребство от людских глаз и спасающая человечество от греха. Утрирую, конечно, да и в наше время это выглядит сущим маразмом, но тогда вряд ли кому-то было смешно. Мораль — она такая.

Но везде были — не могу назвать их хитрыми, скорее, практичными — люди, стремящиеся сэкономить. Лен был дорогим не только при покупке, но и в эксплуатации: легко мнущийся и загрязняющийся материал требовал определенных финансовых затрат на свое содержание в первозданном состоянии.Поэтому рачительные хозяева накрывали льняной скатертью любой стол, стоящий на видном месте в декоративных целях, и использовали ее только для особых случаев. Скатерть на виду — значит, “социальный статус” в полотняном плане подтвержден, и можно не заботиться о своем отставании от моды.

 

Скатерти служили украшением, но и полотно тоже не забывали украшать. Бахрома, кисти, вышивка и прочие элементы (на что хватало фантазии) помогали скатерти гармонично вписаться в интерьер. Все зависело от суммы, которую будущий владелец готов был вложить в приобретение. Чаще всего декором служила сама ткань, которую называли дамастом. Дамаст представлял собой льняное или хлопчатобумажное полотно, на матовом фоне которого создавался блестящий узор из атласных нитей. Название произошло от города Дамаска, где впервые попробовали украсить ткань подобным способом. Не менее популярной считалась вышивка “ришелье”. Но самой шикарной считалась скатерть, сшитая на заказ. Стандартные лекала откладывались в сторону — мастер выкраивал полотно по размерам определенного стола. Если он был слишком большим, то вышивали несколько скатертей, и после делали из них одну. Так получалось из-за ограничений, вызванных размером ткацкого станка: ткач мог передвинуть челнок только на определенное расстояние.

На скатерть укладывали салфетки, подходящие под ее цвет и узор, которые выполняли роль подставок под горячее. Таким образом убивали двух зайцев: дополнительно украшали стол, и защищали дорогое полотно. Хозяева, желающие особо подчеркнуть свой высокий социальный статус, стелили на стол сразу несколько скатертей: они снимались по одной при каждой смене блюд.

Конечно, сейчас ухаживать за скатертью значительно проще, будь она льняная или шелковая. Благодаря прогрессу в промышленности можно приобрести полотно любого размера, цвета и с любым узором. Скатерти с фотопечатью, из любой ткани, и даже из спандекса — все, чего душа пожелает. Но все же белая льняная скатерть считается неувядающей классикой.

Вряд ли в каком-то доме ужин сейчас накрывают с таким же размахом, как в старинных замках. Однако не стоит забывать об истории такого простого предмета, который пронес свое назначение и функции сквозь века. Каждый раз, когда вы накрываете скатертью праздничный стол, помните: это не просто дань красоте и уюту, но и продолжение древних аристократических традиций.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

724

комментариев

11
закладки

Комментарии