Яркий яд. Часть первая: свинец

Яркий яд. Часть первая: свинец

Несмотря на то, что в моду все больше входят натуральные расцветки (точнее будет сказать, что они в нее возвращаются), полученные безопасным путем, яркие краски все еще остаются в моде. Конечно, это уже не те кислотно-неоновые цвета, которые были популярны несколько лет назад, но сочные оттенки не спешат уступать свои позиции товарам с приглушенной эко-гаммой. В незапамятные времена какому-то умнику не понравились тона, которые дает окрашивание натуральными, привычными ингредиентами, и понеслась душа в рай: один подумал, другой сказал, третий начал работу над решением “проблемы”, и вот уже весь мир начинает сходить с ума в поисках все более стойких и ярких красок. 

Неважно, для чего: будь то мебель, одежда или “сырье” для художников, разработки не прекращались и, видимо, химики не собираются останавливаться. Если раньше художник писал свои картины тем, что давала мать-природа, и красители имели в составе минеральные и растительные компоненты, то к XVIII веку, в котором власть над умами постепенно захватывает синтетика, на холст ложатся уже химические, несуществующие в природе составы. И все бы ничего: сейчас химия эта везде, привыкли уже, что куда ни плюнь — обязательно попадешь то в пластик, то в ГМО, то еще в какую-нибудь ересь, но применение искусственных веществ в областях, которые, казалось бы, сам бог велел “химикизировать”, может повлечь за собой непоправимый вред здоровью, о котором потребитель догадывается слишком поздно.

Благословенная наука, химия! Благодаря ее развитию люди перестали, наконец, использовать в качестве косметики всякую дрянь. Хотя не исключаю, что это элементарная наблюдательность и естественный отбор. Красоток античного мира хлебом не корми — дай глазки накрасить, да носик припудрить, и не чем-нибудь, а средствами на основе свинцового порошка. Такое себе развлечение, поговаривают, что подобный макияж постепенно приводил к слепоте, и преждевременно старил модницу, делая напудренный носик и щечки дряблыми и обвисшими раньше положенного срока. Греки — те еще в IV веке сообразили, что белая краска будет более блестящей и яркой, если в нее подмешать свинцового порошка. Ну и мешали, кто во что горазд. Технология изменялась, дополнялась, совершенствовалась, но свинец по-прежнему входил в состав очень многих красителей, являясь, по сути, одним из основных компонентов адской смеси под названием “белая масляная краска” вплоть до 1970-х годов. Вот тебе, батенька, и цивилизация. И люди, работавшие со свинцовыми белилами, толком даже не догадывались, с чего вдруг начались проблемы со здоровьем. А проблем было предостаточно. Сатурнизм, как еще называют отравление свинцом, считается самым распространенным видом отравления тяжелыми металлами, и чаще всего от него страдают дети до пяти лет. Всего 10 мг чистого свинца, поступившие в организм, вызывают необратимые повреждения головного мозга, так как это очень токсичное средство. Он попадает в организм в виде пыли, паров и копоти, — можете представить, что происходило с людьми, работающими на производстве краски? Их однозначно ждала сильнейшая интоксикация из-за превращения органических соединений металла в неорганические, и, как следствие — поражение всех отделов мозга за счет нейротоксического и психотропного воздействия.

Если попытаться воспроизвести картину отравления свинцом в немного ускоренном варианте, то мы будем наблюдать примерно следующее: боль в суставах и животе, обмороки и судороги. Металл практически не выводится из организма, и оседает в костях, что приводит к их постепенному разрушению, накапливается в почках, печени и других органах, захламляя организм и нарушая нормальное функционирование всех его систем. У детей — явное отставание как в физическом, так и в умственном развитии, часто сопровождающееся заболеваниями мозга, плохо поддающимися излечению.

Вернемся к краскам. Художник, постоянно контактирующий с массой, в большом количестве содержащей свинец и его соединения, рано или поздно начинал чувствовать на себе все побочные эффекты от искусства. Кашель и мигрень, меланхолия и психические заболевания, паралич и слепота — далеко не полный перечень из “букета” для живописцев. Но тем хоть кол на голове теши — дело в том, что ни одна краска-аналог не могла сравниться по своим художественным качествам со свинцовыми белилами. Плотные, укрывистые, сочные оттенки раз за разом заставляли людей забывать о собственном здоровье и снова обращаться к ядовитой палитре. И, как ни странно, свинцовые белила числятся в ней и на сегодняшний день. Вот уж правда — не боятся ни бога, ни черта!

Что касается использования красок со свинцом в быту, то до 70-х годов оно толком и не регламентировалось. Тут еще надо заметить, что чем больше содержание металла — тем укрывистее краска, и никакого закона по количеству свинца в банке с составом не существовало. Долго же до людей доходило, что очень многие проблемы со здоровьем, которые выявлялись у нового поколения, связаны именно со свинцовыми красками: ведь их использовали для внутренней отделки помещений, отведенных под школы и детские сады! Когда мировая общественность все же осознала эту простую истину, то резко пришла в движение: практически во всех развитых странах мира на сегодняшний день использование свинцовых белил запрещено, либо строжайше контролируется.

Конечно, у красок с соединениями свинца есть свои преимущества. Подобные добавки используют, если надо добиться равномерного нанесения и быстрого высыхания, или защитить металлическое изделие от ржавчины. Но так ли весомы эти плюсы, если представить, какие последствия для здоровья ожидают тех, кто работает с ними практически ежедневно, будь то автослесарь или маляр? Кстати, о последних: на 2001 год в мире насчитывалось 62 страны, включая Россию, входящих в состав конвенции “Об использовании свинцовых белил в малярном деле”. Это положение Международной организации труда призвано хоть как-то защитить работников валика и кисти от свинцового яда: если в белилах содержится более 2% свинца, то их запрещено использовать для внутренней отделки жилого помещения. Кроме того, с подобными составами не разрешается работать мужчинам, не достигшим совершеннолетия (в данном случае это 18 лет), и женщинам любого возраста. Но это сейчас. А не так давно одно из соединений свинца — тетраэтилсвинец — использовалось для повышения октанового числа бензина, так как добавлялось в топливо в качестве антидетонационной присадки. Естественно, выхлопные газы автомобиля, заправленного полученным таким образом этилированным бензином, выбрасывали в воздух еще и свинцовые пары. В нашей стране этилированный бензин был запрещен только в ноябре 2002 года.

И напоследок — несколько фактов:

  • ацетат свинца, одно из соединений металла, образовывался в процессе выпаривания виноградного сока в свинцовых котлах, представляет собой прозрачные, сладкие кристаллы. В Древнем Риме его использовали в качестве подсластителя, а современные исследователи предполагают, что отравления таким свинцовым сахаром носили в империи хронический характер;
  • плохо запаянные банки с консервами привели к тому, что свинцом отравилась большая часть членов арктической экспедиции Джона Франклина (1981-1984). Летальный исход.
  • 17 охотников на тюленей умерли примерно по той же причине: зимой 1872-1873 годов их отравил свинец, содержащийся в банках с пищей;
  • считают, что Бетховен умер из-за отравления этим металлом;
  • ежегодный выброс свинца в Мировой океан — 430-650 тысяч тонн.

Несмотря на явный прогресс в плане отказа от ядовитых веществ, оказывающих подобное влияние на здоровье человека, я не думаю, что есть веские основания полагать, что состав тех же красок сильно изменился. При их выборе стоит внимательно смотреть не только на качества самого пигмента вроде укрывистости и яркости (кстати, самое высокое содержание свинца было обнаружено как раз в ярких красках), но и на его состав — хотя бы на тот, который удосужился сообщить производитель.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+4

просмотров

1004

комментариев

12
закладки

Комментарии