Крис: смертельная традиция

Крис: смертельная традиция

Что приходит на ум при перечислении холодного оружия? Меч, кинжал, с натяжкой — копье и ему подобные. Но это только основные названия, общие, а если углубиться в “подкатегории”, то там вообще темный лес. Немного проредив его дебри в собственном сознании, хочу познакомить и вас с интересной разновидностью кинжала, называемой “крис”.

 

Магия оружия

Крис вобрал в себя столько сакрального смысла, что европейскому мечу и не снилось (да, крис — не европеец, а выходец из стран Юго-Восточной Азии). Символика, которой пропитаны его рукоятка и клинок, особая: кинжал принесет своему обладателю именно ту вещь, на которую он “заряжен” изображенными на нем фигурками. Любовь, богатство, здоровье, статус — что угодно, умелый кузнец “программировал” свое детище на любые свершения. Складывается картина, что можно купить такой кинжал (а то и десяток, на все случаи жизни) — и все проблемы решены! Этот — на богатство, этот — чтоб у соседа корова сдохла… ну и далее по тексту. Ничего подобного. Если человек выбирал крис, который ему не подходит по статусу или состоянию души, то коварное лезвие могло испортить всю жизнь новому владельцу. Благо, что покупка могла совершаться не раз в жизни: чтобы определить, “свой” ли клинок куплен, его следовало положить на ночь под подушку и ухитриться увидеть сны. Считалось, что даже человек, который очень редко запоминает сновидения, по их содержанию в эту ночь сразу поймет, подходит ли ему приобретение, или надо от него избавиться — и чем быстрее, тем лучше. Главным знаком был дурной сон: приснилась какая-нибудь гадость — беги, сдавай крис “по гарантии”.

Крис мог стать не только оберегом. Существовала определенная категория этих кинжалов, которую кузнецы ковали, соблюдая особый ритуал: такие крисы предназначались для убийства определенного человека. В яванской “Книге царей” упоминается кинжал, погубивший целую династию в лице ее основателя и его потомков. По легенде, этот основатель был проклят кузнецом, ковавшим крис: не дождавшись выполнения своего заказа, он убил кузнеца ритуальным кинжалом, и тем самым приговорил себя к смерти.

Владелец криса никогда не будет хвастать оружием перед друзьями-соседями, потому что кинжалу приписывалось чуть ли не собственное сознание, и считалось, что он может жестоко наказать за то, что его без повода вытащили из ножен. Нельзя и указывать его острием на другого человека: можно беду навлечь. Если своенравное оружие использовали во время танца, то сначала, следуя традиции, касались острием земли, таким образом “стряхивая” негатив на землю. Вообще в мирное время крис старались не носить, а если уж пришлось, то крепили его только с правой стороны: это подтверждало благожелательность владельца.

Складывается не самая привлекательная картина: острый клинок с крутым нравом и вечной жаждой крови. Но нет, крис не таков. Закрепленный над входной дверью, он станет верным стражем, и будет отгонять от дома как воров, так и злых духов. Есть легенды, в которых летающий крис показывал непрошенным гостям, “где раки зимуют”, и выпроваживал их далеко за пределы селения. А хозяева тем временем мирно спали, ничего не подозревая о действиях своего маленького защитника.

Есть интересная легенда о крисе чондонг чампур. Оружие было изготовлено в древние времена: его ковали сто кузнецов, называемых эмпу, из железа, собранного со всех уголков Индонезии. Могучее оружие оказалось чересчур своенравным: вопреки воле владельца, крис каждую ночь выбирался из ножен и летал по стране в поисках крови. Правитель приказал уничтожить крис, и сделать это должны были те же эмпу, которые его создали. С большим трудом, но кузнецам все же удалось изловить коварный клинок, и поместить его в ступу, где он должен был быть разбит на тысячи кусков. Стоило кузнецам вскинуть молоты, как кинжал обратился в метеорит, и вознесся высоко в небо, где его уже было не изловить. С тех пор мстительное оружие будет возвращаться на планету каждые 4 века, и приносить с собой множество бед.

Составляющие криса

Само название криса имеет отсылку к словам “колоть”, “пронзать”. Его владельцами могут быть как мужчины, так и женщины — разница лишь в размере криса последних, который значительно уступает мужскому. В военное время мужчина мог иметь при себе до трех крисов: тот, который он выбрал себе сам, тот, который передается по наследству в его семье, и еще один — из семьи его жены. Как правило, главный клинок крепился слева, а остальные — справа и сзади. Мастера, достигшие вершины искусства в обращении с крисом, вели бой сразу на двух кинжалах: одним удар наносился, а вторым парировался. Но крис не предназначен для подобной обороны, и поэтому часто ломался, разваливаясь на две части. Если в военном лагере был хоть один кузнец (а он обязательно был), то собрать куски воедино ему не составляло труда. После побоищ появлялись новые крисы, скованные из разных деталей. Отличить их можно было по характерной для того или иного региона ковке, узору и типу стали. Объединяла их форма: чаще всего лезвие криса волнообразное, имеет от 3 до 13 изгибов (число всегда нечетное). Прямым лезвием в некоторых регионах награждали крисы, предназначенные для исполнения смертного приговора.

О стали нужно сказать отдельно. Она называется “памор”, и ее часто путают с дамасской, потому что технология изготовления весьма похожа. Но не то, нет. Отличия можете поискать отдельно.

Памор изготавливается из разных сортов металла, отличающихся друг от друга содержанием углерода и примесей. Металл накладывается слоями, и кузнец сковывает их в один брусок, из которого впоследствии получится клинок криса. Благодаря неоднородной структуре на поверхности криса образуются разнообразные узоры, которые кузнец проявляет в растворе мышьяка и лаймового сока. Только представьте: для того, чтобы создать крис… даже не хороший, а просто приличный — эмпу должен обработать не менее 64 слоев металла.

Середнячок потянет на 128 слоев, а хороший — более 200. С мастерством эмпу могут сравниться единицы: кузнецы умели создавать на своих клинках особые, задуманные изначально узоры. Сначала они напоминали зерна риса, кокосовые волокна или петушиные перья, а позднее, когда Малайзия оказалась под мусульманской пятой, на клинках начали вытравливать изречения из Корана. Но эмпу, чтящие древние традиции и верящие в сакральную силу криса, знали — только то оружие принесет своему владельцу удачу, которое само создает себе узор. Даже в случае произвольного рисунка после протравливания можно было рассмотреть силуэты звезд или животных, а особая удача ждала людей, которым доставался крис с человеческим силуэтом.

Главная черта, отличающая крис от других кинжалов — ассиметричная пята. Она расширяется к рукоятке, а на нее крепится “ганджа” — по сути, полоса такого же металла, но более ранней закалки, приваренная настолько плотно, что кажется естественным продолжением клинка. С одной его стороны эмпу оставлял два углубления для пальцев, с другой — зазубрины, чтобы было легче парировать удары.

Отдельно стоит упомянуть рукоятку и ножны криса. В историческом музее Малайзии представлена шикарная коллекция боевых клинков. Каждый из них уникален: крошечные женские и огромные, боевые, с которыми под силу справиться только мужчине. Рукоятки и ножны отличаются друг от друга так же, как неповторимый узор каждого лезвия. Самый частый материал — дерево, но встречаются металлические и костяные. По форме рукояти можно легко распознать, в какой местности ее создавали: она является своеобразной визитной карточкой. Некоторые эмпу предпочитали использовать только резьбу, и непременно — растительный орнамент. Другие при помощи той же резьбы превращали рукояти в реалистичные головы животных и птиц.

Ножны — только деревянные, часто с металлическими декоративными накладками. Если порода дерева была слишком ценной, чтобы ее прятать под металл, то накладку делали ажурной, открывающей самые красивые места деревянного среза. Состоящие из двух частей, ножны криса надежно скрывали в себе и узкий клинок, и широкую пятку.

Крис долгое время пылился на полках истории, но примерно с 80-х годов прошлого века переживает новое рождение. Снова в почете кузнецы-эмпу, которые десятками куют традиционные кинжалы и выкладывают их на магазинные и рыночные прилавки. Главной причиной бума, как считают местные жители, стало желание возродить древние традиции, освежить в памяти знания предков. Ну и туризм, куда же без него — в последнее время путешественников все больше привлекает все восточное, и такая экзотика, как крис, не могла остаться без внимания.

В Малайзии даже существует особая наука, изучающая крисы. Ее приверженцы следят за тем, как меняется кинжал с течением времени, какие применялись технологии для его изготовления и какое место крис занимал (и продолжает занимать!) в культуре и мифологии. Специалисты от крисологии добились того, что небольшое, но грозное оружие причислено к шедеврам мирового наследия: об этом в 2005 году объявила организация ЮНЕСКО.

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

877

комментариев

16
закладки

Комментарии