Куранты Спасской башни

Куранты Спасской башни

​С их мерным, мелодичным звоном знаком каждый: ни в один современный Новый год Россия не вступала без гулкого боя знаменитых курантов на Спасской башне. Как минимум, под него загадывали заветные желания, стремясь успеть сжечь бумажку с записанной на ней мечтой, пока не прозвучит двенадцатый удар. И так привычно, как-то по-русски звучит само слово "куранты". Мы с ним сжились, да только вот оно не родное, а заимствованное.
Ни один европейский язык не именует часы на башне курантами. Да и в России они всегда назывались иначе, например, механизм на колокольне Исаакиевского собора при Петре I был просто "колокольными часами". Так откуда тогда взялось это слово? Если полистать странички истории, то можно найти упоминание о том, как часовщик играл на часах небольшие музыкальные пьески, то есть "бил куранты". Буквально это слово означает "бегущий танец", который несколько веков назад был очень популярен. Именно его мелодия и звучала во французских часах, и именно с таким значением слово "куранта" вошло в словарь русского литературного языка (издавался с 1948 по 1965 год). К XIX веку про танец уже почти забыли, но зато его имя осталось на мелодии часов. Примерно с того же времени "куранты" и начали восприниматься как колокольный перезвон, воспроизводящий определенную мелодию. Если взять на вооружение логику XVIII века, то рингтоны на наших мобильных — тоже куранты.
Вернемся к башенным часам. Самыми знаменитыми по праву считаются куранты Спасской башни, но те, что стоят на ней сейчас, далеко не первые. Еще при дворе князя Василия сложнейший механизм отмерял время: фигура мужчины отмеряла каждый час, ударяя железным молотом в колокол. И только когда обветшалый белокаменный Кремль отстраивали заново, на новенькой Фроловской башне установили куранты. Летописи упоминают о подобных часах, начиная с 1585 года: кроме уже указанной Фроловской (будущей Спасской), часовых дел мастера следили за исправной работой механизмов на Тайницкой и Троицкой башнях. Ворота для въезда в Кремль были во всех трех башнях, но главными и особо почитаемыми были Спасские. Над ними в 1658 году прикрепили икону Спаса Нерукотворного, и не только простой люд, а даже представители царского рода проходили под воротами только пешком, а перед коронацией эти ворота были единственными, через которые шел престолонаследник. Перед проходом следовало снять головной убор, и поклониться иконе. Нарушитель подвергался наказанию, которое искупал за пятьдесят земных поклонов. Жаль, что часы на башне не сохранились: известен только примерный вид, вес (960 кг) и дальнейшая судьба: в 1624 году часы продали монастырю. Казна получила за них цену лома — всего 48 рублей.
Очередной часовой механизм Спасская башня получила во время царствования Михаила Федоровича Романова. Он пригласил мастера из Англии, под руководством которого трое русских умельцев создали уникальные часы, и снабдили их 13-ю колоколами. Вряд ли мы смогли бы разобраться в их механизме: на вращающемся циферблате не было ни единой стрелки!

Мода того времени диктовала свои условия, и циферблат был выкрашен в небесно-голубой цвет. Это "небо" было усеяно россыпью металлических звездочек, а наверху сияло солнце, один из неподвижных лучей которого и выполнял роль своеобразной "часовой" стрелки. Под ней перемещались деления часов, обозначенные буквами старославянского алфавита. Под часами висели колокола. Удивительно, но мастера сумели настроить механизм так, что он отдельно отбивал дневные и ночные часы. Каждое утро специально обученные люди поворачивали циферблат так, чтобы ход начинался сначала. Длина дня в течение всего года учитывалась по специальным биркам, изготовленным из дерева: на них были вырезаны все необходимые данные, скрупулезно записанные ученым миром. Иностранцы прозвали это удивительное творение "Дивом мира", но до наших дней оно не дошло — пожар 1626 года изрядно их потрепал. После ремонта они прожили совсем чуть-чуть, и вскоре окончательно сломались.
Потеря не сильно расстроила Петра I, к тому времени уже занявшего престол. Он поступил просто: велел заменить механизм на простые башенные часы с привычным 12-часовым циферблатом. Подразумевались также танцы и колокольный перезвон. Время замены совпало с переходом страны на единый отсчет времени, и новый механизм исправно отбивал четверть часа, час, и играл веселенькую мелодию. Целый штат наемных рабочих, часть из которых была иностранцами, содержался для обслуживания диковинки, но все ухищрения шли прахом: часы стабильно поработали некоторое время, и с завидной регулярностью начали ломаться. В 1737 году их добил пожар, а после переезда столицы в Петербург на механизм откровенно махнули рукой, ремонтируя их больше "для галочки".

Екатерина II, будучи хозяйственной женщиной, отдала приказ об их демонтаже, и установке на их место новых часов. руководил работами немец, некий Фац. В силу обстоятельств показалось вполне нормальным, что в качестве мелодии отбивалось знаменитое "Ах, мой милый Августин". Это было приемлемо для Европы, но часы-то устанавливались в России… И тем не менее, никакая грань их не брала: видимо, перезвон стал своеобразным амулетом для механизма, так, что даже война 1812 года обошла их стороной. Часы выжили, но остановились. В 1815 году мастер Яков Лебедев и его подручные сумели восстановить ход часов: часовщик получил за это звание мастера Спасских часов. До 1851 года часы служили без нареканий, но когда их осмотрели лучшие мастера того времени, то оказалось, что механизм в критическом состоянии. С большим трудом часовщики восстановили его, заказав часть деталей в мастерских, а другую — сняв со старых часов, добавили еще множество современных на тот момент механизмов, словом, провели полную модернизацию, по итогу которой полный вес конструкции составил 25 тонн. Был установлен черный с золотистыми цифрами и ободками циферблат диаметром 6 метров. Каждая цифра имела высоту 72 см. Почти 50 колоколов отыгрывали мелодии "Коль славен наш Господь в Сионе" и марш Преображенского полка до самой революции 1917 года.
Во время штурма Кремля снаряд влетел точно в куранты. Был сильно поврежден рабочий механизм, сломаны стрелки. Ленин распорядился починить часы: знать, который час, нужно и пролетариям. К июлю 1918 куранты возобновили работу, но мелодия стала иной: вместо предыдущих в перезвоне явно угадывался "Интернационал" и "Вы жертвою пали…".В 1932 году Сталин приказал убрать траурный марш, и заменить циферблат на новый, ставший точной его копией. Но в 1938 году отменили и "Интернационал" — механизм, отыгрывающий мелодии, был очень сильно изношен. В 1974 проведена капитальная реконструкция: куранты были остановлены на 100 дней, в течение которых специалисты НИИ реставрировали абсолютно все детали и заменили ручное управление цифровым.
Снова страна услышала музыку курантов на инаугурации Ельцина в 1996 году. Музыка Глинки — "Славься" (опера "Жизнь за царя") и "Патриотическая песня" — зазвучала спустя 58 лет молчания. В 1999 году была еще одна реконструкция, косметическая, а начиная с 2000 года куранты Спасской башни играют официальный гимн России.
 

Велена

рейтинг

+3

просмотров

893

комментариев

10
закладки

Комментарии