Мистификации мира: секрет "Турка"

Мистификации мира: секрет "Турка"

Не уверена, можно ли ставить эти термины в один ряд, но мне кажется, что порой мошенничество столь искусно, что иначе, как мистификацией, его и не назвать. Причины возникновения описанного ниже случая и подобных ему всегда были разными — где-то желание заработать, в иной ситуации — розыгрыш друзей, а порой — просто так, потому что создатель мистификации способен ее придумать и воплотить в жизнь на должном уровне. И слава, конечно же.

 

Машина на спор

В 1769 году австрийский и венгерский изобретатель автоматических машин, Вольфганг фон Кемпелен, продемонстрировал миру свой очередной шедевр — шахматного автоматона. Кемпелен утверждал, что его диковинка столь сложно сконструирована, что способна легко обыгрывать даже маститых гроссмейстеров — и не был голословен: на счету машины, названной “Турком” за внешний вид, действительно числились весьма трудные комбинации. Автоматон сидел перед шахматной доской, — ее укладывали на ящик размером 1,2×0,6×0,9 м, а внутри него — Кемпелен демонстрировал это перед каждой партией — находилось бессчетное множество шестеренок, колесиков, рычажков и прочей механической начинки, которая приводила “Турка” в действие. “Шахматист” был одет согласно своему амплуа, в халат и тюрбан, в руке держал трубку, но Кемпелен раздевал его перед каждым сеансом, предлагая любому сомневающемуся зрителю подойти и убедиться — это действительно всего лишь восковая кукла, хоть и ростом с человека.

Автоматон появился, по сути, на спор — Кемпелен поклялся императрице Марии-Терезе, что создаст машину, которая поразит воображение человека, и превзойдет по зрелищности все, что люди видели ранее. Он выполнил обещание (да и вообще не числился среди шарлатанов) — в 1770 году, после полугода напряженной работы, “Турка” представили ко двору. Кемпелен, как и в прочих случаях, продемонстрировал механическую сущность “шахматиста”, показал, что внутри стола, за которым сидит “Турок”, никого нет — то бишь, нет и намека на обман. Каждый раз, когда находился доброволец, Кемпелен заводил свою машину при помощи специальной рукояти, и партия начиналась.

Слава не заставила себя долго ждать. Вместе с известностью появилось множество версий по поводу мастерства “Турка”: люди просто не знали, как на него реагировать. Некоторые считали, что внутри, надежно укрытый хитроумным расположением зеркал, прячется юный гроссмейстер-вундеркинд, или столь же гениальный карлик. Другие склонялись к мысли, что все дело в магнитной составляющей, которая помогала Кемпелену передвигать фигуры, находясь при этом довольно далеко от автоматона. Третьи просто верили словам изобретателя, и считали его гением. Новое развлечение, которое к тому же никогда не проигрывало, быстро наскучило императрице, и было забыто на несколько лет. Преемник Марии-Терезы вновь вывел его к публике, и “Турок” отправился в турне по Европе, разгромив своих соперников во Франции (кстати, там ему бросил вызов Бенджамин Франклин — и проиграл), Германии, Нидерландах и Англии. В начале 1784 года книжные прилавки представили покупателям новинку — брошюру, автор которой силился разоблачить Кемпелена и его творение:

Автомат — самодвижущееся устройство, принцип которого заключен в нем самом. Этот же “шахматист” представляет собой совсем иное, и называть его автоматом — подделка, фальшь. Она заслуживает публичного разоблачения особенно потому, что высокая входная плата — 5 шиллингов — побуждает зрителя поверить, что движения шахматиста действительно осуществляются с помощью механических сил, в то время как на самом деле иллюзия поддерживается неизвестным сообщником. Сундук, в котором якобы заключен механизм, достаточно велик, чтобы скрыть ребенка 10-12 или даже 14 лет. Я, например, имею детей только такого возраста, они достаточно хорошо играют в шахматы…

Автор брошюры в качестве доказательства приводил случай, когда “шахматист” чихнул из-за подброшенной каким-то шутником табакерки с нюхательным табаком, или то, что партии редко длятся более часа — дескать, большее время человек не сможет высидеть в узкой коробке, не рискуя себе навредить.

Кстати, случай с табакеркой приписывают двору Екатерины II — гастроли “Турка” проходили и на территории Российской империи. Государыня не смогла сдержать любопытство, и, после наблюдения за партией, пожелала купить автоматона. Кемпелен, к всеобщему удивлению, отказал: сославшись на необходимость “технического осмотра” сложнейшего механизма, который провести может лишь он один, изобретатель все же ухитрился настоять на своем.

Голос скептиков

После смерти Кемпелена автоматон достался Иоганну Мельцелю, на долю которого тоже пришлось немало путешествий в компании “Турка”. Мельцель, будучи отличным механиком, усовершенствовал механизм автомата, и тот объявлял шах королю противника уже не тремя кивками, как было ранее, а голосом. Популярности ему это только добавляло! В 1809 году “Турок” обыграл Наполеона Бонапарта: поговаривали, что император пытался жульничать, но механический оппонент каждый раз останавливал игру. В 1826 году Мельцель увозит его в Америку.

Чем “человечнее” вел себя автоматон, тем пристальнее были взгляды скептиков. Одним из “противников” честной игры машины был Эдгар По: он не поленился и написал эссе, в котором уличал изобретателей в махинациях и введении зрителей в заблуждение:

Я в этом абсолютно уверен. Все ходы автомата управляются человеческим разумом.

Это было далеко не первое подобное разоблачение, и, как показало время, скептики все же оказались правы — и те, что склонялись к присутствию сообщника, и те, что верили в силу магнитов.

Искусство “Турка”

На самом деле ни один из рычагов и механизмов, которые Кемпелен и Мельцель демонстрировали зрителю, не играли никакой роли в шахматной партии. Они были призваны решить другую задачу — показать, сколь сложна и необычна эта машина. Проще говоря — пускали пыль в глаза. Но за всем этим многообразием скрывалось главное действующее лицо — сильный шахматист, который и вел игру, оставаясь невидимым за множеством зеркал.

Перед началом игры владелец автоматона всегда заводил его ключом — этот же ритуал повторялся каждые 20 ходов, якобы для того, чтобы машина не остановилась посреди партии и не “потеряла мысль”. На самом же деле эти несколько минут предназначались для скрытого шахматиста: за это время он должен был оценить ситуацию на доске, и запланировать следующий ход.

Конечно, учитывая размеры ящика и обилие “начинки”, наблюдать за игрой шахматист не мог — слишком мало места, чтобы пошевелиться и задействовать хоть какую-нибудь систему, вроде тех же зеркал, чтобы показать гроссмейстеру движения противника. Кемпелен нашел достойное решение — магниты. Он вмонтировал их в каждую шахматную фигуру, а под доской разместил порцию металлических шариков, нанизанных на вертикальные тросики. Когда оппонент переставлял фигуру, действие магнита ослабевало, и шарик опускался по тросику вниз, а когда фигура снова попадала на доску, поднимался и соответствующий новой клетке металлический помощник. Когда же сам “Турок” делал ход, задействовалась рычажная система: скрытый шахматист, управляя гибкими тросами в руке автоматона, передвигал его руку над полем и брал нужную фигуру.

Конечно, как бы ни была продумана система, партию должен был разыгрывать талантливый гроссмейстер — именно таких и приглашали, чтобы “оживить” машину. Увы, это увеличивало шансы на разоблачение мистификации: так в итоге и случилось. В 1834 году шахматист, сыгравший за “Турка” более 50 партий, Ж. Муре, рассказал об этом в одном из парижских журналов, а в 1850 — выпустил сборник с подробным описанием своих игр. Не добавила популярности и разгромная статья Эдгара По, и интерес к “Турку” постепенно угас. Несмотря на это, гастроли продолжались вплоть до 1838 года, когда Мельцель погиб, направляясь морем из Кубы в США: автоматон достался кредиторам, а потом оказался в музее Филадельфии. Увы — “прожил” он там не очень долго, сгорев в июле 1854 года во время пожара, разыгравшегося в здании. Очень жаль — почему-то кажется, что автоматон дождался бы второго расцвета своей славы.

В общей сложности “Турок” просуществовал 85 лет, и почти 70 из них провел в постоянных гастролях. О мастерстве шахматистов, исполнявших роль механического “мозга”, говорят около 300 сыгранных партий — и только 6 проигрышей.

Похожие статьи:

ГостинаяОт чатурраджи до шахмат

ТрадицииШахматы на Руси

ИсторияИстория шахмат

Древний мирСамые древние в мире шахматы обнаружены в Узбекистане

КультураИстория шахмат

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

751

комментариев

6
закладки

Комментарии