Потомок "Канала четырех царей"

Потомок "Канала четырех царей"

Стаи дней и ночей

Надо мной колдовали,

Но не знаю светлей,

Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли,

Не по морю, по лужам,

Посредине земли

Караваном верблюжьим.

отрывок из стихотворения Н. Гумилева “Суэцкий канал”

Несмотря на довольно пренебрежительную метафору поэта, Суэцкий канал, благодаря которому появилась возможность попасть из Европы в Индийский океан, минуя длительное (около 8000 км) путешествие вокруг Африки, крайне важен для морского судоходства. Именно здесь Африка прощается с Азией, но фактически граница, которая раскинулась и в северной части черного континента, и в западной части Азии, принадлежит только одной стране — Египту. Казна государства каждый год пополняется на весьма приличную сумму, около $5 млрд, а пропускная способность канала составляет почти 18000 судов ежегодно. Доходы от эксплуатации Суэцкого канала — второй по значимости источник пополнения бюджета Египта.

 

Эпоха фараонов

Исследователи справедливо предполагают, что канал здесь существовал еще во времена фараона Сенусерта III (1888-1787 г. до н.э.), с той разницей, что соединял он правый рукав Нила с Красным морем, и использовался для торговли с землей Пунт, именуемой также Та-Неджер или Та-Нечер (“Земля богов”) — некоторые ученые уверены, что эта местность в Восточной Африке, хорошо известная древним египтянам, была их прародиной, а потому с жителями Пунта сохранились прекрасные отношения и велась активная торговля. Оттуда везли черное дерево и благовония, слоновую кость, черную краску для глаз, рабов, золото, ручных обезьян и многое, многое другое, а одним из важнейших товаров была мирра и мирровые деревья. Споры о том, где находился Пунт, ведутся до сих пор — точно известно только то, что он был на южном побережье Красного моря, а строили его несколько царей (в том числе фараоны Рамзес II и Нехо II), каждый — в свою эпоху. При Нехо II канал был “четыре дня пути” длиной, и шириной достаточной, чтобы могли спокойно пройти бок о бок две триеры (обычная ширина этих судов — 4-6 метров). Считается, что фараон свернул работы под впечатлением от слов оракула, который был убежден, что канал не принесет Египту ничего хорошего — только избыток греческих купцов.

Канал впадает в Красное море, точнее, в его Арабский залив у города Арсиноя, который называют также Клеопатрия. Он проходит также через Горькие озера; вернее, они были горькими когда-то, а после сооружения канала вода их смешалась с речной и так изменилась, что теперь там полно рыбы и птицы. Канал начал строить Сенусерт еще перед Троянской войной. Другие, правда, говорили, что начал строить канал сын Псамметиха, но он только принялся за него, как тут же умер. Позднее строительство продолжал Дарий I. Правда, этот царь поверил ошибочным утверждениям, что уровень Красного моря выше Средиземного и как только прокопают перешеек, который разделяет эти два моря, вода затопит весь Египет, и повелел прекратить почти законченное строительство. Но птолемеевские цари вопреки этому достроили канал и стали свободно плавать во внутреннем или внешнем море в обоих направлениях.

Страбон, античный историк и географ Древней Греции

Мнения античных ученых расходятся: Геродот был уверен в обратном, утверждая, что Дарий все-таки достроил канал примерно в 500 году до нашей эры. Доказательством его слов служат надписи на гранитных стелах, которые и сегодня можно увидеть в 20 км от Суэца, так как канал фараонов проходил немного западнее нынешнего, и его легко отследить. Надпись на нескольких языках (египетском, древнеперсидском, эламском и аккадском) гласит:

Я повелел копать канал от реки Пирав (Нил), текущей по Египту, к морю, идущему из Персии. Он был выкопан, как я и повелел, и корабли поплыли по нему из Египта в Персию, как и была моя воля…

Детище Дария и первых царей из династии Птолемеев не выдержало испытания временем, чей пик наступил во II веке до нашей эры — из-за усыхания одного из рукавов дельты Нила перешеек стал непригоден для прохождения судов, однако Марк Ульпий Нерва Траян, римский император, не только восстановил канал, но и углубил его, увеличив тем самым судоходность. Впрочем, “река Траяна” функционировала всего пару столетий, после чего снова впала в немилость у человечества и была забыта до 642 года: захватчики-арабы восстановили канал в последний раз, а в 767 году он был засыпан землей, на этот раз исчезнув окончательно. Халиф Мансур отдал этот приказ, чтобы направить торговлю в центр Халифата, и тем самым почти на тысячу лет предал “Канал четырех царей” забвению.

Долгий путь к восстановлению

Возрождение канала предлагалось еще в 1671 году, но инициатора, энциклопедиста Готфрида Вильгельма Лейбница, засмеяли при дворе, когда он вынес на обсуждение свои идеи перед королевскими советниками — дескать, утопия, не лезь, куда не просят. Но во время Египетского похода Наполеона Бонапарта среди солдат затесался инженер Лепер, который очень давно испытывал большой интерес к древнему сооружению, и продумывал способы его восстановления или же создания нового канала где-то поблизости. Наполеон одобрил интерес: особая комиссия во главе с Лепером произвела все необходимые расчеты и представила проект канала, согласно которому его строительство обошлось бы казне в 30-40 млн франков и было… не сказать, что невозможно, но практически бессмысленно. Разработчики пришли к выводу, что уровень Красного моря почти на 10 метров выше Средиземного, и придется оснащать канал шлюзами, чего хотелось бы избежать. Кроме того, по мнению Лепера, канал нельзя было сделать пригодным для прохождения глубокосидящих судов. Не исключено, что проект в итоге был бы осуществлен, но его разработка завершилась только в 1800 году, когда Наполеон уже отказался от своих планов на Египет и “осваивал” Европу, так что результат деятельности Лепера был передан в архивы.

Почти через 40 лет расчеты Лепера были признаны ошибочными: практика показала, что “искусственный Босфор” легко соединит два моря, и его вполне можно сделать глубоководным. Этот проект поддержал французский дипломат Фердинанд де Лессепс, и сумел добиться его одобрения правительством Египта. Не сразу, конечно: строительство началось только в 1859 году, но ведь началось! А до этого Лессепс не погнушался и сам принять участие в разведке на месте: во время исследования Суэцкой бухты и близлежащей территории были обнаружены следы “Канала четырех царей”. Планировалось, что глубина нового канала будет на 6,5 метров ниже минимального уровня вод Средиземного моря. Планировались и дамбы, но в итоге от них отказались. Среди отклонений от изначального проекта значится и перенос северного устья канала: теперь это гавань Порт-Саид.

Основной капитал Всеобщей Суэцкой компании был равен примерно 200 млн франков. Лессепс прекрасно понимал, что на чистом энтузиазме тонны песка не сдвинуть, — а сумма была колоссальной. Решением проблемы стали 400 000 акций по 500 франков каждая: 53% досталось Франции, еще 44% отошли Египту, и 3% разошлись по разным странам. Английские чиновники были весьма озабочены своими переживаниями касательно освобождения Египта из-под контроля Османской империи, или, не дай боже, ослаблению собственной власти в Индии. Естественно, такое положение вещей привело к сотням неурядиц, которые преследовали проект Лессепса, но дипломат выступил натуральным танком, а в совокупности с поддержкой Наполеона III и Саида-паши, а затем и Исмаила-паши, у англичан не было шансов остановить строительство.

На старт!

Условия, в которых приходилось трудиться строителям канала, были отвратительными. Среди “прелестей” пребывания в песчаной пустыне, где полностью отсутствует пресная вода — частые наводнения, быстро разрушающие легкие постройки (а то и особо “удачливых” рабочих), удаленность от населенных пунктов почти на 60 верст (до Александрии — два дня пути), нестерпимая жара днем, холод и сырость ночью, а еще земноводные и непонятно откуда берущиеся крысы. Скажем так, работой мечты это назвать было очень сложно.

Вишенкой на торте стала холера: летом 1865 года она охватила весь Египет, и кто-то пустил слух, дескать, а на канале-то все спокойно! И толпы народа хлынули “в гости” к строителям, весело насвистывая и волоча с собой заразу. Три недели холера бушевала на стройке, — складывается впечатление, что это было контрольным выстрелом в сторону ведущихся работ, последней, агонизирующей попыткой прекратить строительство. Если это действительно было так, то замысел противника Суэцкого канала потерпел сокрушительное поражение. Жизнь налаживалась даже в этих адских условиях, а когда решилась проблема с поставками пресной воды, дело пошло еще быстрее: изначально для этой цели было задействовано более 1500 верблюдов, но в 1863 году из Нила по небольшому каналу пустили пресный ручей шириной 17 метров по поверхности и 8 — по дну, так что эксплуатация животных отошла на задний план. Этот канал и впоследствии выполнял свою задачу, поставляя воду не только 20-40 тысячам рабочих, но и поселениям, которые вскоре здесь появились. Всего на строительство было потрачено 576 миллионов франков (вместо заявленных 200), а работы были закончены не в 6 лет, как обещал Лессепс, а в 11. По итогу мир получил судоходный канал длиной 173 км, шириной по поверхности 120-150 метров (45-60 по дну) и глубиной 12-13 (позднее углублен до 20) метров.

Официальное открытие состоялось в ноябре 1869 года: еще никогда в Египте не было сразу столько именитых европейских особ. Здесь и супруга Наполеона III, императрица Евгения, и голландский принц с женой, и прусский принц, и еще множество личностей, которых нельзя было встретить по-простому. Семь суток торжества в честь открытия обошлись вице-султану (в Египте этот титул называется “хедив”) Исмаилу в 28 млн золотых франков. Забегая вперед, скажу, что ему пришлось впоследствии продать свою долю пая Великобритании, чтобы рассчитаться с внешними долгами, — не исключено, что организация праздника тоже внесла в необходимость продажи свою лепту. Единственное запланированное мероприятие, которого не увидели (точнее, не услышали) на торжестве — опера “Аида”, заказанная Исмаилом-пашой Джузеппе Верди для Каирского оперного театра, чье строительство было приурочено как раз к открытию канала.

Что дальше?

А дальше водный перешеек практически перешел в руки Великобритании и Франции, отстранивших Египет от получаемой прибыли и управления каналом. В 1888 году был поставлен вопрос о создании системы, которая позволила бы всем странам свободно проходить по каналу, однако Великобритания, к этому времени оккупировавшая Египет, сама регулировала судоходство, как и после, в годы Первой и Второй мировых войн. Египет высказал свое мнение только в 1956 году, когда его президент заявил о национализации канала. Правда, это заявление привело к войне и закрытию водного пути почти на год. Ситуация повторилась через десять лет, а затем — в 1973: Суэцкий канал переходил из рук в руки, от египтян к англичанам и обратно, от арабов к израильтянам, и в итоге был расчищен и разминирован кораблями США и СССР, открывшими его к 1975 году.

Сейчас там все относительно спокойно: ежедневно по каналу проходят почти 50 судов — каждое из них тратит на это путешествие около 14 часов. Здесь нет ни шлюзов, ни возвышенностей, но корабли ограничены в водоизмещении (до 240 тысяч тонн), высоте (до 68 метров) и ширине (до 77,5 метров).

Напоследок — несколько интересных фактов:

  • с 1981 года под Суэцким каналом можно проехать на автомобиле по туннелю, соединяющему континентальную Африку и Синай;
  • над каналом тянется линия электропередач: ее опоры имеют высоту более 220 метров, и стоят на расстоянии 152 метра друг от друга;
  • в октябре 2001 года был открыт мост имени Хосни Мубарака, — второй по высоте вантовый мост в мире (70 метров), но проход по нему возможен только для военных, чиновников и спецслужб, имеющих пропуск определенной формы;
  • железнодорожный мост Эль-Фердан — самый длинный в мире поворотный мост (суммарная длина двух секций — 340 метров);
  • с 6 августа 2015 года функционирует второй бесшлюзовый канал (71,9 км), идущий параллельно первому: планируется, что он позволит организовать “двустороннее движение” судов, и увеличит пропускную способность первого канала почти в два раза.

Мост Эль-Фердан

Параллельный канал

Заявлено, что максимальная глубина канала сейчас составляет 66 футов (чуть больше 20 метров). В дальнейшем планируется увеличить этот показатель еще на пару метров. Это значительно увеличит количество судов, которые смогут пройти по Суэцкому каналу, и сэкономить кучу времени на доставке груза.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+3

просмотров

843

комментариев

6
закладки

Комментарии