Веселый декабрь

Веселый декабрь

Несмотря на то, что погода еще не совсем установилась, и довольно далека от новогодней, календарь говорит о том, что волшебная пора подготовки к празднику уже началась. Я не буду сейчас вдаваться в то, какие у него корни, откуда он пришел — остановлюсь лишь на том, что Новый Год отмечают в России с большим удовольствием. О дне зимнего солнцестояния и других декабрьских радостях на этом ресурсе сказано уже достаточно, поэтому я немного отойду от славянских праздников, и предложу вам небольшую экскурсию по другим странам и их предновогодним денькам, которые проходят не менее насыщенно в плане досуга.

 

Спутник Святого Николая

А знаете ли вы, что прообразом всем известного Санта-Клауса стал Николай Чудотворец? Санта — “святой”, Клаус — “Николай”. Святой был известен своей благотворительностью, которая выражалась в виде тайных подарков семьям с детьми, а потому в европейских странах, где Николая Чудотворца чтили 6 декабря, одаривание детей в этот день превратилось в ежегодную традицию. В XVI-XVII веках почитание святых не приветствовалось — Европу охватила Реформация, день вручения подарков перенесли на 24 декабря, а главным действующим лицом нового праздника стал младенец Иисус. Немного позднее Николай Чудотворец снова стал фигурировать в этой традиции, но вот 6-е декабря ему так и не вернули. Правда, в некоторых странах — Нидерландах и Бельгии — его зовут Sinterklaas, Sint Nicolaas или De Goedheiligman, а подарки малыши получают как в начале, так и в конце декабря.

Голландские колонисты принесли этот образ и в Новый Амстердам, ныне известный, как Нью-Йорк, а в 1822 году он перевоплотился в рождественского деда — Санта-Клауса, и передвигается тот обычно в одиночестве (изредка ему в компанию приплетают некую миссис Клаус, десяток мелких эльфов, и оленью упряжку), а вот у Святого Николая спутник был, да какой! Впрочем, он и сейчас есть, и имя ему — Крампус.

Как известно, без тени не бывает света. Крампус — как раз такая “тень”, противоположность святого во всем. Обычно его изображали существом, чем-то смахивающим на общепринятый обра черта — нечто рогатое, копытное, вооруженное острейшими когтями и покрытое темно-коричневой шерстью. Крампус всегда увенчан тяжелыми, звонкими цепями, которые он тащит за собой по улицам. Если Николай Чудотворец награждает детей приятными подарками, то в случае с его спутником малыш найдет под подушкой кусок угля. Если обратиться к легендам, то в них Крампус представлен и вовсе чудовищем, которое крадет детей, чтобы скинуть их со скалы в море или съесть. Так себе перспектива, я вообще поражаюсь тому, как у родителей хватало фантазии рассказать о таком детям. Неудивительно, что большинство малышей старалось вести себя хорошо весь год — кто же захочет быть съеденным? Примечательно, что Крампус “популярен” только в альпийском регионе, — Австрии, Германии, Швейцарии, Словении, Чехии, Хорватии и Италии (может, здесь наибольшая концентрация непослушных детей?). Именно здесь в ночь с 5 на 6 декабря отмечают День Крампуса. Вообще, во время празднеств наряд рогатого демона принято носить всю первую неделю декабря, а в указанную ночь мужчины переодевались, и, увесив одеяние цепями и колокольчиками позвонче, бродили по улицам, пугая прохожих. “Пугание” немного варьируется в зависимости от страны: так, в Германии оно ограничивается шатанием по улицам и громким рычанием, в Швейцарии ряженые стараются перепачкать углем и обрычать как можно больше народа, а в Италии проводят конкурс на лучшего Крампуса года — с самой каноничной одёжкой и самым страшным рыком. Что касается австрийского демона, то он, скорее, выступает в роли телохранителя Санты, так как появляется вместе с ним. Видимо, здесь срабатывает “хороший полицейский — злой полицейский”, и “бей своих — чужие бояться будут”. Этакое пугание на будущий год в профилактических целях. Кстати, о пугании — одним из обязательных элементов каноничного образа Крампуса является связка березовых розог или хлыст, а также могут быть мешок или лохань (в них непослушных детей “транспортируют”). Если Крампус посещает какую-либо семью, то одна из розог остается в ней на память — принято хранить хворостину до следующего года, как наглядное напоминание о том, что родителей лучше слушаться.

Примечательно, что Крампус был в опале почти с времен инквизиции и вплоть до середины ХХ века — рогатое чудище сначала запрещали изображать, потом не поощряли, потом опять запретили, сопровождая памфлетами из серии “Крампус — порождение зла” (50-е годы прошлого века, между прочим). Впрочем, к концу столетия все вернулось на круги своя, и празднования были восстановлены в правах, равно как и их рогатый персонаж.

Праздник света — Ханука

Само слово “Ханука” (ударение на первую “а”) означает “освящение, обновление”. Это иудейский праздник, история которого тянется еще со II века до нашей эры.  

В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева.

1Макк. 4:36-59

Собственно, в этой цитате можно почерпнуть практически всю информацию о празднике. Ханука стартует вечером, 25 кислева (2 декабря), и закончится через 8 дней, 2-3 тевета (утром 10 декабря). Это память об очищении Иерусалимского храма, культовом сооружении религиозных евреев, и возобновлении в нем службы после того, как он был осквернен за три года до первого празднования. Отсюда и значение слова “Ханука”, а Праздником огней или света ее впервые назвал Иосиф Флавий.

Легенда гласит, что Иуда Маккавей и его соратники не смогли отыскать чистого масла, чтобы залить его в семирожковые светильники-меноры и тем самым освятить храм. Наконец, долгие поиски привели к успеху, но нашелся всего один кувшин с маслом: этого количества должно было хватить только на один день горения одной меноры. Несмотря на это, было принято решение ее зажечь: Храм все-таки нужно было освятить. И тогда произошло то, что сегодня иудеи именуют Чудом Хануки — вместо предполагаемых суток менора горела восемь дней, то есть масла из одного кувшина хватило на срок, достаточный для приготовления его новой порции.

Торжества начинаются с зажигания в каждом доме ритуального светильника — ханукии. Он состоит из девяти рожков, один из которых предназначен для “служки”, или шамаша — свечи, от которой зажигают все остальные. Ее задействуют каждый вечер: в соответствии с обрядом, ханукия устанавливается на самом видном месте дома, там, где хозяева принимают пищу, и старший в доме мужчина зажигает масло или первую свечу. На второй день зажигают уже две свечи, на третий — три, и так — до восьми (общее количество используемых на Хануку свечей — 44 ритуальных и один “шамаш”), пока не будет сиять вся ханукия. При этом действии обычно присутствуют все домочадцы: принято откладывать все дела, чтобы полностью сосредоточиться на таинстве.

В оригинале не оговорены правила проведения ритуальной трапезы, а потому иудеи превратили Хануку в один из самых веселых праздников с изобилием вкуснятины, ключевым элементом которой является масло — им приправляют популярные блюда (или на нем же и готовят). Непременный атрибут застолья — беседы на религиозные темы, и ненавязчивое приобщение детей к Торе. Малыши играют в волчок “севивон”, на сторонах которого написаны первые буквы слов фразы “Великое чудо случилось здесь”, более старшие дети тратят ханукальные деньги — каждый по-своему приобщается к Чуду Хануки. Общим остается только приподнятое настроение.

Нартукан

Пусть будет счастливым для вас Новый год,

Пусть пшеница и рожь хорошо растет,

Корова пусть много молока дает

И теленка пусть принесет!

Незатейливый куплет из цитаты поют детишки нократских татар, когда ходят из дома в дом, разнося по окрестностям добрые пожелания и праздничное настроение во время Нардугана — древнего языческого праздника зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Его название может варьироваться, — Нардуган у башкир и удмуртов, Нартукэн или Нартаван у чувашей, Нардван, Нардава, и прочие, но вот корни слова в большинстве случаев обозначают одно и то же, “огонь, солнце” и “рожденный”. Название определяет время праздника — он проводится после “рождения солнца”, после зимнего солнцестояния, и растягивается на целую неделю.

Так как гуляния предполагаются масштабными, то традиционно для их проведения выбирают дом. который был возведен в уходящем году. Мало кому понравится толпа народа, поэтому хозяев начинают “задабривать” еще на стадии строительства: вся молодежь собирается для ниме, коллективной безвозмездной помощи при работах, а потому отказать в предоставлении помещения для праздника не получится.

Подготовка начиналась днем 25 декабря: парни и девушки переодевались в одежду противоположного пола, воплощая самых разных персонажей, на каких только хватило фантазии, и вся ряженая толпа отправлялась на прогулку по селению. Впереди шествия традиционно двигались нартукан старикё с заткнутым за пояс кнутом, и нартукан карчакё с прялкой и веретеном — девушка, переодетая стариком, и парень, изображающий сварливую бабку. Именно эта парочка “делала вечер”, развлекая окружающих и задавая тон всему веселью. Шествие обходит каждый дом, но начинает с тех, где есть девушки на выданье, или гостьи из других поселков, и устраивает там забавное представление на потеху хозяевам, после чего удаляется в следующий дом, унося с собой всех желающих присоединиться к празднику. Когда все собрались, народ направляется в выбранный дом для танцев, песен и игр, которые занимают львиную долю времени, но ключевым элементом вечера становится гадание. До полуночи трое добровольцев из числа парней приносят ведро воды (в идеале — из реки), и передвигаться они должны на кочерге или венике. За воду следует дать выкуп водоему: бросить в него монетку для живущего там духа. В ведро гадающие тоже бросают монетку, уже серебряную, а еще “царь-перстень” (специальное колечко для гадания) и по кольцу с руки тех, кто принимает участие в процессе предсказания будущего. Чтобы узнать грядущее, участники поют куплеты определенного содержания, а ведущая вытаскивает по кольцу из ведра после каждого куплета: считается, что его содержание сбудется для владельца колечка. Царь-перстень предсказывает судьбу всему поселку, а монетка, если она повернулась орлом вверх, сулит благополучие всему миру. Было бы здорово, если бы для решения всех неурядиц в мире хватило “голоса” всего одной монетки.

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

278

комментариев

6
закладки

Комментарии